Аудит бухгалтерской отчетности

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Пермский финансово-экономический колледж

(Пермский филиал Финуниверситета)

Кафедра бухгалтерского учета, налогообложения и страхового дела

Реферат

По теме: «Моделирование программы аудиторской проверки по бухгалтерскому учету»

Выполнила: студентка

3 курса очной формы обучения

Группы № 317

Специальность:

«Страховое дело»

Шебеко Татьяна

Руководитель:

Горбунова Светлана Вениаминовна

Пермь,2015

Моделирование аудиторского заключения по итогам аудиторской проверки

Программа аудита

При планировании аудита, на наш взгляд, целесообразно выделить следующие основные этапы: предварительное планирование; подготовка и составление общего плана; подготовка и составление программы.

После официального обращения экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг (письмо-предложение) аудиторская организация составляет и направляет клиенту письмо о проведении аудита.

Получив письменное согласие субъекта на проведение аудита, следует приступить к определению аудируемости бухгалтерской отчетности. Данный процесс называется предварительным планированием.

По итогам предварительного планирования аудиторская организация должна решить, согласна ли она работать с клиентом.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание деятельность аудируемого лица, в том числе:

· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;

· особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

· общий уровень компетентности руководства;

· организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

· количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга.

Для качественной работы аудитору следует:

· разработать тесты средств контроля и процедур проверки по существу;

· оценить риск и существенность, в том числе ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

· установить уровни существенности для аудита;

· определить (в том числе на основе аудита прошлых лет), возможны ли существенные искажения или мошеннические действия;

· выявить сложные области бухгалтерского учета, в том числе те, в которых результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей);

· оценить характер, временные рамки и объем процедур, в том числе относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

· принять во внимание наличие или отсутствие компьютерной системы ведения учета и ее специфические особенности;

· учесть существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

· осуществить координацию, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе решить вопрос о привлечении других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; экспертов;

· определить количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудиторским лицом. При планировании состава специалистов, входящих в аудиторскую группу, аудиторская организация обязана учитывать: бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита; предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

Согласно разделу "Общий план аудита" аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и оформить его документально, описав предполагаемый объем и порядок ведения аудиторской проверки. Здесь должны быть отражены вопросы, касающиеся знания бизнеса, понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.

В этом разделе термин "знание бизнеса" определен как получение информации об общих экономических факторах и условиях в отрасли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характеризующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руководства. Подчеркнуто, что понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля достигается путем ознакомления с учетной политикой клиента, с системой его бухгалтерского учета и внутреннего контроля с помощью применения тестов контроля и процедур проверок по существу.

К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование связанных сторон, возможность банкротства и т.п.).

В разделе "Программа аудита" указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и оформить программу аудита.

Разрабатывается и оформляется документально программа аудита, определяющая характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для ассистентов аудитора, выполняющих аудит, а также служит средством контроля и регистрации надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены цели аудита по каждой из областей и бюджет времени, в котором указывается количество часов, отведенных на конкретные процедуры.

В разделе "Изменения в общем плане и программе аудита" допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимости общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоятельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения значительных изменений.

Российским аналогом МСА 300 является ПСАД N 3, которым устанавливаются единые требования к планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности и который применяется прежде всего к проверкам, проводимым аудитором не в первый раз в отношении данного аудируемого лица. Для проведения первой аудиторской проверки аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в стандарте.

Аудит бухгалтерской отчетности.

Для подтверждения соответствия финансовой отчетности требованиям МСФО необходимо заключение аудитора. По существу отчетность, составленная в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету, до недавнего времени мало интересовала пользователей (за исключением, пожалуй, налоговых органов). При таком подходе ценность аудиторского заключения существенно снижалась. В результате, к составлению аудиторского заключения относились как к некоей формальности (всем известны случаи предпочтения крупными хозяйствующими субъектами услуг более дешевого, в прямом смысле слова, аудитора, т.е. запрашивающего значительно меньшую сумму за ту же работу).

Налоговая и финансовая отчетности существенно отличаются друг от друга, поскольку различны цели их пользователей. Потребитель налоговой отчетности - государство, ему нужно собирать налоги. Нередки случаи, когда составители налоговой отчетности сознательно занижают финансовые показатели для того, чтобы меньше заплатить налогов. В то же время хозяйствующий субъект должен иметь хорошие финансовые показатели и качественно поставленный бухгалтерский (финансовый) учет для того, чтобы его отчетность была понятна инвестору.

Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08. 2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, от 07.10.2004 N 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.10.2004 N 536 "О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации" от 08.05. 2003 N 266.

При планировании, выполнении и оценке результатов аудиторских процедур, а также при подготовке аудиторского заключения аудитор должен рассмотреть риск существенных искажений финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате недобросовестных действий или ошибок.

Искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности может явиться следствием ошибок и недобросовестных действий. Ошибка - непреднамеренное искажение в финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации. Примерами ошибок являются:

· ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая (бухгалтерская) отчетность;

· неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;

· ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.

Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках и др.), изложенным в Федеральном правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденном постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696.

Основными целями аудита подготовленной в соответствии с РПБУ бухгалтерской отчетности является формирование заключения о том, обеспечивает ли данная отчетность во всех существенных аспектах отражение активов, пассивов и финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта за год, закончившийся 31 декабря, исходя из требований законодательства Российской Федерации, а также предоставление детализированного отчета.

По результатам каждого этапа проверки представляется аудиторский отчет, а по окончании проверки - аудиторское заключение по финансовой отчетности организации за отчетный год.

В свою очередь, основной целью аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами, является формирование заключения об адекватности отражения в данной отчетности во всех существенных отношениях финансового состояния хозяйствующего субъекта за год, результатов его операционной деятельности и движения денежных средств за отчетный период в соответствии с МСФО.

Наши рекомендации