Счета и двойная запись
Тема 1. Теория бухгалтерского учёта, его сущность и значение в системе управления.
1. Понятие и виды бухгалтерского учёта. Показатели, используемые в учёте, функции, объекты и задачи бухгалтерского учёта.
Бухгалтерский учёт – представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движений путём сплошного непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Виды бухгалтерского учёта:
Бухгалтерский управленческий учёт.
Представляет собой вид такого учёта, при котором происходит сбор, обработка и представление не всей информации, а только той её части, которая полезна для руководящего состава.
Финансовый учёт.
Сплошная процедура по сбору информации о всех фактах хозяйственной деятельности. Формулировка «финансовая» связанна с той особенностью, что все факты рассматриваются только в денежном ключе. Все не денежные операции не рассматриваются до тех пор, пока не появится возможность их оценки в денежном выражении.
Налоговый учёт
Вид учёта, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы о налогах на основе данных первичных документов порядком предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.
В процессе исчисления показателей деятельностей компаний общепринято используется несколько измерителей:
1) Натуральный измеритель– служит для отражения в учёте хозяйственных средств и процессов в их натуральных выражениях меры массы.
2) Трудовой измеритель – применяется для отражения в учёте количества затраченного рабочего времени исчисленного в рабочих днях, часах, минутах.
3) Денежный измеритель – используется для отражения разнообразных хозяйственных явлений и обобщения их в единый денежный акцент. С помощью денежного измерителя можно посчитать разнородное имущество компании. Денежный измеритель выражается в рублях с копейками.
Функции бухгалтерского учёта:
Контролирующая функция
Обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчётов с государством и его службами. С помощью этой функции осуществляется 3 вида контроля:
а) предварительный; б) текущий; в) последующий
Информационная функция.
С помощью данной функции учёт обеспечивает всех пользователей необходимой информацией. К информации предъявляют следующие требования:
а) достоверность; б) объективность; в) своевременность; г) оперативность
Обеспечение сохранности имущества
С помощью этой функции пользователи в любой момент времени могут узнать о наличие имущества.
Функция обратной связи.
Бухгалтерский учёт формирует и передаёт информацию обратной связи.
Аналитическая функция.
С помощью этой функции происходит раскрытие имеющихся недостатков и выявление способов из устранения.
Объекты бухгалтерского учёта:
1) Имущество предприятия
2) Обязательства предприятия
3) Хозяйственные операции
Задачи бухгалтерского учёта:
1) Своевременное и правильное производство необходимых расчётов и обязательств.
2) Оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учётных документах.
3) Своевременное отражение учётных данных в регистрах бухгалтерского учёта.
Тема 2. Предмет, метод и принципы бухгалтерского учёта.
Предмет и метод бухгалтерского учёта.
Предметом бухгалтерского учёта является хозяйственная деятельность компании, которая осуществляется с помощью хозяйственных средств. Общепринято все хозяйственные средства делить на 6 групп:
Основные средства.
Это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности компании длительное время сохраняют свою форму и в себестоимость продукции включаются частично в виде амортизационных отчислений.
Не материальные активы.
Это аналогичные основным средствам активы только не имеющие материально-вещественную форму.
Оборотные средства.
Это средства, которые используются в процессе производства примерно один производственный цикл и меняют свою существенную форму. В себестоимость продукции включаются полной своей стоимостью.
Денежные средства.
Ликвидность – способность актива быть преобразованным в денежную форму.
Средства в расчётах.
Это дебиторские и кредиторские задолженности.
Отвлечённые средства.
Суммы, которые уплачиваются в виде налогов, сборов, пошлин и аналогичных платежей.
Под методами бухгалтерского учёта понимаются приёмы, элементы с помощью которых осуществляется бухгалтерский учёт. Общепринято выделяют 4 метода:
Счета и двойная запись.
Счёт – инструмент бухгалтерского учёта с помощью которого осуществляется группировка и кодировка хозяйственных средств бухгалтерского учёта. В Российском законодательстве различают балансовый и за балансовый счета.
Балансовые счета – имеют двухзначную кодировку.
За балансовые счета – имеют трёхзначную кодировку.
По отношению к бухгалтерскому балансу счета различаются на активные, пассивные и активно-пассивные.
Двойная запись – запись любой хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счёта на одну и туже сумму. Кодировка хозяйственных операций с помощью двойной записи называется бухгалтерской проводкой.
Двойная запись отражает двойственное изменение в составе имущества компании и имеет следующие существенные значения:
1. Придаёт бухгалтерскому учёту системный характер.
2. Обеспечивает взаимосвязь между счетами.
3. Даёт представление о движении хозяйственных средств и источниках их образования.
4. Представляет возможность исправления ошибок.