Тема 5. Первичное наблюдение
Методические рекомендации по изучению темы
Цель: рассмотрение понятия «первичное наблюдение», изучение документов в бухгалтерском учете, роль инвентаризации, оценки имущества и калькуляции в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Учебные вопросы: общее понятие о первичном учете. Документы как носители первичной учетной информации. Классификация документов первичного учета. Организация документооборота и его обусловленность уровнем компьютеризации. Инвентаризация, порядок ее проведения, оформления и отражение результатов в учете. Оценка имущественного комплекса в бухгалтерском учете и ее виды. Калькуляция как способ группировки затрат ее виды.
Изучив данную тему, студент должен:
знать:
· содержание первичных документов и порядок их заполнения;
· классификационные признаки документов;
· организацию документооборота на предприятии;
· порядок проведения инвентаризации;
· отражение результатов инвентаризации в учете;
· виды оценки имущества предприятия;
· калькуляцию как способ группировки затрат;
уметь:
· заполнять первичные документы, составлять на их основании корреспонденцию счетов;
· заполнять инвентаризационные и сличительные ведомости, отражать результаты инвентаризации в учете;
· определять объект калькуляции;
владеть навыками:
· работы с бухгалтерской документацией;
· проведения инвентаризации;
· применения калькуляции как способа группировки затрат.
Общее понятие о первичном учете. Документы как носители первичной учетной информации
Первичное наблюдение– целенаправленное восприятие фактов, являющееся начальным звеном в цепочке функционирования предпринимательской деятельности. От качества проведения первичного наблюдения зависят полнота и достоверность учетной информации.
Процесс первичного наблюдения представлен на рисунке 13 .
По результатам первичного наблюдения составляется документ.
Документ – материальный носитель информации, содержащий соответствующие данные, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Кроме того, согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимают зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Первичные бухгалтерские документы – бухгалтерские документы, составленные в момент совершения хозяйственных операций и непосредственно после их завершения и являющиеся первым свидетельством их совершения.
Процесс первичного наблюдения | ||||||||||
Отбор фактов | Группировка | Оформление до- | Контроль | |||||||
предпринима- | фактов пред- | кумента по фак- | оформления | |||||||
тельской дея- | приниматель- | ту предпринима- | факта предпри- | |||||||
тельности | ской деятельно- | тельской дея- | нимательской | |||||||
сти по объектам | тельности | деятельности | ||||||||
учета | ||||||||||
Рис.13. Процесс первичного наблюдения
Документы несут, с одной стороны, экономическую информации пу- тем группировки и обобщения цифровых показателей фактов предприни- мательской деятельности и, с другой стороны, юридическую информацию путем оформления в установленном порядке совершенного факта пред- принимательской деятельности организации.
Первичные бухгалтерские документы необходимы для:
· обоснования учетных записей;
· передачи указаний от распорядителей до исполнителей.
· контроля за правильностью совершенных фактов предпринимательской деятельности организации;
· фиксации причин хозяйственных нарушений, имеющих мест в предпринимательской деятельности.
Документы состоят из отдельных элементов, которые называются
реквизитами. Реквизиты делятся на постоянные и переменные.
Постоянные реквизиты определены Законом «О бухгалтерском учете» и к ним относят:
· наименование документа (формы), код формы;
· дату составления;
· название и юридический адрес сторон, участвующих в хозяйственной операции;
· содержание хозяйственной операции;
· количественную и стоимостную оценку хозяйственной операции;
· наименование должностных лиц, ответственных за операции;
· подписи лиц, составивших документ, и их расшифровки.
С принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» появилась возможность подписания документа без использования «мокрых» подписей и печати. Электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Переменные реквизитызависят от характера хозяйственной операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки информации. Переменными, или дополнительными, являются следующие реквизиты:
· номер документа;
· номер банковского счета организации;
· основание для совершения хозяйственной операции.
Записи в первичных документах разрешается производить чернилами, химическим карандашом, шариковыми ручками, а также при помощи пишущих машинок и принтеров. Запрещается использовать для записи простой карандаш. Первичный документ составляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде, оформляется на бланках типовых форм.
Оформительные записи на бумажном носителе ведутся четко, без помарок, с обязательным заполнением всех требуемых реквизитов, свободные строки прочеркиваются.