Тема 5. Первичное наблюдение

Методические рекомендации по изучению темы

Цель: рассмотрение понятия «первичное наблюдение», изучение документов в бухгалтерском учете, роль инвентаризации, оценки имущества и калькуляции в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Учебные вопросы: общее понятие о первичном учете. Документы как носители первичной учетной информации. Классификация документов первичного учета. Организация документооборота и его обусловленность уровнем компьютеризации. Инвентаризация, порядок ее проведения, оформления и отражение результатов в учете. Оценка имущественного комплекса в бухгалтерском учете и ее виды. Калькуляция как способ группировки затрат ее виды.

Изучив данную тему, студент должен:

знать:

· содержание первичных документов и порядок их заполнения;

· классификационные признаки документов;

· организацию документооборота на предприятии;

· порядок проведения инвентаризации;

· отражение результатов инвентаризации в учете;

· виды оценки имущества предприятия;

· калькуляцию как способ группировки затрат;

уметь:

· заполнять первичные документы, составлять на их основании корреспонденцию счетов;

· заполнять инвентаризационные и сличительные ведомости, отражать результаты инвентаризации в учете;

· определять объект калькуляции;

владеть навыками:

· работы с бухгалтерской документацией;

· проведения инвентаризации;

· применения калькуляции как способа группировки затрат.

Общее понятие о первичном учете. Документы как носители первичной учетной информации

Первичное наблюдение– целенаправленное восприятие фактов, являющееся начальным звеном в цепочке функционирования предпринимательской деятельности. От качества проведения первичного наблюдения зависят полнота и достоверность учетной информации.

Процесс первичного наблюдения представлен на рисунке 13 .

По результатам первичного наблюдения составляется документ.

Документ – материальный носитель информации, содержащий соответствующие данные, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

Кроме того, согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации» под документом понимают зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Первичные бухгалтерские документы – бухгалтерские документы, составленные в момент совершения хозяйственных операций и непосредственно после их завершения и являющиеся первым свидетельством их совершения.

  Процесс первичного наблюдения  
   
         
Отбор фактов   Группировка Оформление до- Контроль
предпринима- фактов пред- кумента по фак- оформления
тельской дея- приниматель- ту предпринима- факта предпри-
тельности ской деятельно- тельской дея- нимательской
сти по объектам тельности деятельности
учета
                     

Рис.13. Процесс первичного наблюдения

Документы несут, с одной стороны, экономическую информации пу- тем группировки и обобщения цифровых показателей фактов предприни- мательской деятельности и, с другой стороны, юридическую информацию путем оформления в установленном порядке совершенного факта пред- принимательской деятельности организации.

Первичные бухгалтерские документы необходимы для:

· обоснования учетных записей;

· передачи указаний от распорядителей до исполнителей.

· контроля за правильностью совершенных фактов предпринимательской деятельности организации;

· фиксации причин хозяйственных нарушений, имеющих мест в предпринимательской деятельности.

Документы состоят из отдельных элементов, которые называются

реквизитами. Реквизиты делятся на постоянные и переменные.

Постоянные реквизиты определены Законом «О бухгалтерском учете» и к ним относят:

· наименование документа (формы), код формы;

· дату составления;

· название и юридический адрес сторон, участвующих в хозяйственной операции;

· содержание хозяйственной операции;

· количественную и стоимостную оценку хозяйственной операции;

· наименование должностных лиц, ответственных за операции;

· подписи лиц, составивших документ, и их расшифровки.

С принятием Федерального закона от 10 января 2002 г. №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» появилась возможность подписания документа без использования «мокрых» подписей и печати. Электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Переменные реквизитызависят от характера хозяйственной операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки информации. Переменными, или дополнительными, являются следующие реквизиты:

· номер документа;

· номер банковского счета организации;

· основание для совершения хозяйственной операции.

Записи в первичных документах разрешается производить чернилами, химическим карандашом, шариковыми ручками, а также при помощи пишущих машинок и принтеров. Запрещается использовать для записи простой карандаш. Первичный документ составляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде, оформляется на бланках типовых форм.

Оформительные записи на бумажном носителе ведутся четко, без помарок, с обязательным заполнением всех требуемых реквизитов, свободные строки прочеркиваются.

Наши рекомендации