Тема 11. Бухгалтерская отчетность
Сущность и значение отчетности, ее виды
Для полноценного руководства и принятия управленческих решений необходима полная и достоверная информация о деятельности и финансовом состоянии организации. Для ее получения и использования существует система отчетности.
Отчетность представляет собой определенную систему показателей, отражающих результаты хозяйственной и социальной деятельности организации за отчетный период.
По видам отчетность делится на оперативную, статистическую и бухгалтерскую.
По адресности пользователей отчетность бывает внутренней и внешней.
По периодичности составления – промежуточная (или текущая) и годовая.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и составляется на основе данных бухгалтерского учета. Она должна быть простой и доступной для всех органов и лиц, заинтересованных в сотрудничестве с организацией. При этом отчетность должна быть своевременной, а расходы на ее составление – минимальными. Это достигается применением в учете современных информационных технологий.
Бухгалтерская отчетность должна отвечать следующим требованиям:
1) обособленности учета имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц;
2) нейтральности – бухгалтерская отчетность должна обеспечить удовлетворение интересов всех групп пользователей;
3) непрерывности – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют основания прекращения или существенного сокращения деятельности;
4) полноты отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
5) осмотрительности – обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов;
6) сопоставимости (тождества) данных аналитического учета с данными синтетического учета за отчетный период, а также показателей бухгалтерской отчетности с данными синтетического и аналитического учета;
7) начисления – факты хозяйственной деятельности организации (активы, источники собственных средств, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;
8) приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их формы, сколько из содержания и условий хозяйствования.
При составлении бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода, отчетным годом – календарный год с 01.01 по 31.12 включительно. Отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.
Содержание и порядок составления важнейших форм отчетности
В соответствии с Постановлением Министерства финансов «О бухгалтерской отчетности организаций» бухгалтерская отчетность включает:
бухгалтерский баланс (форма 1);
отчет о прибылях и убытках (форма 2);
отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
отчет о движении денежных средств (форма 4);
приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
Основной формой является баланс, который состоит из пяти разделов. Каждый раздел баланса подразделяется на статьи. Более подробно состав баланса рассмотрен в теме 3 настоящего пособия.
В отчете о прибылях и убытках приводятся данные о доходах и расходах организации и отражается прибыль или убыток от финансово-хозяйственной деятельности и внереализационных доходов и расходов.
В отчете о движении источников собственных средств обобщаются данные о движении уставного, резервного, добавочного фондов, фондов накопления и потребления, средств целевого финансирования.
В отчете о движении денежных средств отражаются данные о денежных потоках в организации.
Приложение к бухгалтерскому балансу объединяет несколько форм, где характеризуется движение заемных средств, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, движение амортизируемого имущества, средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений и т.д.
Отчет о целевом использовании полученных средств составляют некоммерческие организации. В нем отражают данные по основной (уставной) деятельности об остатках средств, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов, данные о поступлении указанных средств в течение отчетного периода, их расходовании в течение отчетного периода и остатках на конец отчетного периода.
В пояснительной записке отражается информация, не нашедшая отражения в формах отчетности и дополняющая ее. В пояснительной записке приводится организационная структура субъекта хозяйствования, характеризуется состояние имущества и расчетной дисциплины, оценивается финансовое состояние предприятия и даются другие характеристики.