Тема 11. Учет продажи продукции, работ, услуг
План практического занятия:
1. Экономическое содержание процесса продажи продукции.
2. Назначение счета «Продажи» и его структура. Особенности учета на субсчетах: «Выручка», «Себестоимость продаж», «Акцизы», «Налог на добавленную стоимость», «Прибыль (убыток) от продаж».
3. Учет расходов на продажу. Особенности отражения коммерческих и управленческих расходов отчетного периода.
4. Учет выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ и услуг. Начисление акцизов и налога на добавленную стоимость. Списание себестоимости проданных товаров и продукции, работ и услуг. Валовая прибыль от продаж.
Методы проведения занятия: анализ литературы и источников, решение задач, анализ конкретных ситуаций.
Тема 12. Учет финансовых результатов, использования прибыли, капитала, фондов и резервов
План практического занятия:
1. Учет доходов и расходов. Учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности. Учет прочих доходов и расходов.
2. Учет прибылей и убытков.
3. Учет нераспределенной прибыли, дивидендов и покрытия убытков.
Методы проведения занятия: анализ литературы и источников, решение задач, анализ конкретных ситуаций.
Тема 13. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, ее состав и порядок составления
План практического занятия:
1. Бухгалтерская отчетность, ее назначение и содержание. (Нормативные документы, регламентирующие бухгалтерскую отчетность. Виды и состав бухгалтерской отчетности. Статика и динамика бухгалтерской отчетности. Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности.
2. Процедура составления бухгалтерской отчетности. (Процедуры, предшествующие заполнению форм бухгалтерской отчетности. Исправление ошибок, выявленных до даты представления бухгалтерской отчетности. Уточнение оценки активов и пассивов. Сверка данных синтетического и аналитического учета на дату составления бухгалтерской отчетности. Заполнение форм бухгалтерской отчетности).
3. Взаимосвязь показателей бухгалтерской отчётности.
4. Сводная и консолидированная бухгалтерская отчетность.
Методы проведения занятия: анализ литературы и источников, решение задач, анализ конкретных ситуаций, проверка домашнего задания.
Тема 14. Сущность, задачи и содержание экономического анализа, его роль в системе управления предприятием
План практического занятия:
1. Экономический анализ и смежные науки.
2. Экономический анализ и математическое моделирование.
3. Экономический анализ – аудит.
Методы проведения занятия: анализ литературы и источников, решение задач, анализ конкретных ситуаций, проверка домашнего задания.
По результатам освоения материала студент должен:
а) знать:
– теоретические основы экономического анализа;
б) уметь:
– формулировать задачи экономического анализа и выбирать конкретные методы их решения;
в) владеть:
– навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета, а также методов анализа экономической информации;
– способами решения аналитических задач и сбора необходимой для этого информации.
Задания для самостоятельной подготовки:
1. С какими науками взаимодействует экономический анализ?
2. Как взаимодействует анализ с аудитом и математическим моделированием?
Тема 15. Экономический анализ в системе экономических наук
План практического занятия:
1. Экономический анализ как наука и практика.
2. Место экономического анализа в системе экономической науки.
3.Роль экономического анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности.
Методы проведения занятия: анализ литературы и источников, решение задач, анализ конкретных ситуаций, проверка домашнего задания.
По результатам освоения материала студент должен:
а)знать:
– теоретические основы экономического анализа;
б) уметь:
– формулировать задачи экономического анализа и выбирать конкретные методы их решения;
в) владеть:
– навыками самостоятельного применения теоретических основ и принципов бухгалтерского учета, а также методов анализа экономической информации;
– способами решения аналитических задач и сбора необходимой для этого информации.
Методические указания
Необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
– экономический анализ как наука и практика; место экономического анализа в системе экономической науки; сущность и содержание экономического анализа; анализ как метафункция управления: роль анализа в постановке целей, организации, координации, оценке и стимулировании производства;
Задания для самостоятельной подготовки:
1. Что является предметом экономического анализа?
2. Что лежит в основе исследования экономических явлений и процессов?
3. Назовите объекты анализа хозяйственной деятельности?
4. Каковы особенности изучения экономических явлений и процессов?