Практическое занятие 4

Тема: Набор персонала. Внутренние и внешние источники привлечения кадров.

Набор персонала –это создание резерва кандидатов на рабочие места за счет внешних и внутренних источников.

Чтобы пригласить кандидата на собеседование, нужно вначале его найти – с этой аксиомой вряд ли кто-то поспорит. Источников привлечения персонала существует достаточно много, и все их можно разделить на два вида: внутренние источники и внешние источники.

Внутренние источники привлечения персонала – это те источники, которые не выходят за рамки предприятия. В некоторых случаях проблему нехватки кадров можно решить вообще без приема на работу новых сотрудников, а лишь за счет перераспределения имеющихся трудовых ресурсов. Однако, если без пополнения все же не обойтись, то поиск новых сотрудников ведется среди знакомых и друзей работников предприятия, либо по их рекомендациям, либо по рекомендациям руководства и т. д. Такой способ решения кадровых проблем достаточно популярен в большинстве стран СНГ – многим из нас известно, что найти хорошую работу гораздо проще «по рекомендации», иначе говоря – «по блату». Отметим, что злоупотребление этим способом комплектации кадров привело к появлению таких понятий, как «кумовство», «клановость» и т. п. Нередки случаи, когда на тех либо иных предприятиях (как правило, на госпредприятиях с хорошей зарплатой и непыльной работой) количество сотрудников, принятых «по блату», достигало 90 %.

Тем не менее, при отсутствии злоупотреблений, способ комплектации персонала за счет внутренних источников имеет много преимуществ, к которым в первую очередь можно отнести: улучшение социально-психологического климата в коллективе, отсутствие затрат на поиск сотрудников, сохранение стабильного уровня оплаты труда, уменьшение либо полное отсутствие адаптационного периода новых сотрудников, повышение степени управляемости персонала, и т. д.

К недостаткам данного способа привлечения персонала можно отнести возможное снижение деловой активности в коллективе, проявление фамильярности и панибратства, а также то, что принятые таким образом на работу сотрудники нередко нуждаются в повышении квалификации, что влечет за собой дополнительные затраты.

Внешние источники привлечения персонала – это те источники, которые находятся за рамками предприятия. К внешним источникам, например, относятся: объявления в газетах, сайты по трудоустройству, кадровые агентства, биржи труда и т. д. Главным достоинством привлечения персонала из внешних источников является гораздо более широкий выбор кандидатов на должность. К недостаткам можно отнести наличие высоких затрат на поиск персонала (например, при обращении в кадровые агентства), а также то, что привлеченному со стороны сотруднику в большинстве случаев требуется значительное количество времени для адаптации в коллективе.

Составление резюме

Резюме — визитная карточка специалиста, именно с резюме начинается знакомство кандидата с работодателем. От нескольких секунд, в течение которых взгляд кадровика скользит по строчкам резюме, в конечном итоге зависит, определят вас в категорию подходящих или неперспективных соискателей. При составлении резюме важно следовать следующим принципам:

Личные данные кандидата

Укажите корректную контактную информацию (адрес, телефон, электронная почта). Город постоянного проживания. Рекомендуется также указать возраст — в том случае, если он говорит в вашу пользу. К личным данным можно отнести и фото. Поместите в резюме цветную фотографию в деловом костюме, не стоит размещать фотографии в неформальной обстановке. Это особенно важно для должностей, где внешний вид играет важную роль: директор, офис-менеджер, продавец-консультант, промоутер.

Пожелания к будущей работе

Укажите наименование должности, на которую претендуете - желательно в том же написании как и в вакансии. Если вас интересует несколько позиций, необходимо написать отдельное резюме на каждую из вакансий. Рекомендуется указать желаемый минимальный уровень зарплаты на начальный период.

Предыдущий опыт работы

Приведите в обратном хронологическом порядке все места вашей работы. Укажите период работы, название компании, сферу ее деятельности, занимаемую должность, круг обязанностей и при наличии — достижения. Если трудовой стаж слишком большой, ограничьтесь несколькими последними местами работы либо опишите наиболее значимый опыт. При описании достижений используйте глаголы действия, например: развивал, увеличил, сэкономил или сократил. Использование цифр и процентов выгодно выделяются в резюме.

Полученное образование

В первую очередь укажите профильное образование, которое позволяет вам претендовать на указанную должность. Сведения о дополнительном образовании уместны, только если они связаны с вакансией, и поднимают ваш профессиональный уровень в глазах работодателя.

Наши рекомендации