Аудит затрат на производство
Аудит затрат для целей бухгалтерского учета и незавершенного производства
Бухгалтерский (финансовый) учет затрат на производство ведется Обществом в соответствии с требованиями:
· Федерального закона от 21.11.96 №129 – ФЗ «О бухгалтерском учете»;
· Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.98 №34н;
· ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Учет затрат ведется позаказным методом. Аналитический учет затрат обеспечивает группировку затрат по следующим элементам:
· материальные затраты;
· затраты на оплату труда;
· отчисления на социальные нужды;
· амортизация;
· прочие затраты,
· а также по статьям затрат.
Коммерческие и управленческие расходы признаются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
В проверяемом периоде расходы Общества по данным бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности составили:
Расходы | Сумма, тыс. руб. |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 51 780 |
Коммерческие расходы | |
Управленческие расходы | |
Затраты в незавершенном производстве |
По результатам проведения аудита затрат и незавершенного производства для целей бухгалтерского учета мы обращаем Ваше внимание на следующее:
Затраты в незавершенном производстве.
Описание ситуации
Общество не отражает в бухгалтерском учете затраты в незавершенном производстве, хотя фактически затраты незавершенного производства возникают. Так, например, по справке о стоимости выполненных работ Общество выполнило работы для МУ «Службы заказчика». Период выполнения работ – с 05.03.05 г. по 26.05.05 г. Фактически работы были предъявлены заказчику 26.05.05 г. в сумме 833 999 руб. в т.ч. НДС в сумме 127 220.22 руб. Аналогично по справке о стоимости работ от 05.04.05 г. Период работ указан с 01.03.05 г. по 30.03.05 г. Стоимость работ составила 614 636 руб., в т.ч. НДС в сумме 93 758 руб.
Требования нормативных актов
Согласно п.63 Положения «По ведению бухгалтерского учета …»[19] работы, не прошедшие всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству.
Незавершенное производство отражается в бухгалтерском учете по фактически произведенным расходам.
В ст.319 НК РФ[20] определен порядок оценки остатков незавершенного производства в налоговом учете. Согласно п.1 ст.319 НК РФ под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.
Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Последствия и выводы
Отсутствие необходимо учета затрат при выполнении строительно-монтажных работ на сторону не позволяет бухгалтерской службе Общество отслеживать информацию о затратах, связанных с выполнением СМР. Все затраты отчетного периода списываются в дебет счета 90 и признаются в качестве затрат отчетного периода. Обществом нарушается принцип соответствия доходов и расходов (п.19 ПБУ 10/99[21]).
Рекомендации
Рекомендуем организовать учет затрат при выполнении СМР по каждому договору. Списание затрат со счета 20 должен происходить в том периоде, в котором признается доход от выполнения данных работ.