Элементы финансовой отчетности
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде выступает хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Составными частями предмета являются многочисленные и разнообразные объекты, которые можно свести в две группы:
1 - объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия:
–имущество организации – хозяйственные средства, функционирующий капитал,
- обязательства организации-источники формирования ее имущества;
2- объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия – хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.
Хозяйственные средства любого предприятия можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны состав имущества, из каких видов состоят средства (активный капитал), с другой – за счет каких источников это имущество приобреталось и сформировалось (пассивный капитал).
Метод бухгалтерского учета - это способ познания и отражения предмета бухгалтерского учета.
К способам и приемам изучения и регистрации информации об объектах бухгалтерского учета относятся:
Наблюдение за объектами учета | Измерение объектов учета в денежном выражении: | Группировка и отражение хозяйственных операций | Обобщение информации о результатах хозяйственной деятельности: |
документация; | оценка; | счета | баланс; |
инвентаризация | калькуляция; | двойная запись; | бухгалтерская отчетность. |
:
Методы бухгалтерского учета:
Документирование- все хозяйственные операции, проводимые организацией должны оформляться оправдательными документами; включает в себя обработку и движение первичных документов до сдачи их в архив.
Инвентаризация- средства контроля за сохранностью имущества предприятия; проверка соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.
Оценка- денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности; осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.
Калькуляция - служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства; включает как прямые (прямо относимые), так и косвенные расходы (имеющие отношение ко всему производству и не связанные непосредственно с изготовлением конкретной продукции).
Счета - предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций; отдельный счет открывается на каждый вид хозяйственных средств и их источников; делятся на активные и пассивные счета в соответствии с делением баланса на актив и пассив.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; состоит в том, что сумма каждой хозяйственной операции одновременно записывается в дебет одного счета и в кредит другого.
Баланс- способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на конкретный момент времени в денежном выражении.
Согласно закону 402-ФЗ
бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;
Элементы финансовой отчетности
Согласно закону от 06.12..2010 г. №402-ФЗ «О бухгалтерскому учету объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:
1) факты хозяйственной жизни – факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (статья 3 закона №402-ФЗ);
2) активы;
3) обязательства;
4) источники финансирования его деятельности;
5) доходы;
6) расходы;
7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами
Информация, собранная в ходе ведения бухгалтерского учета об объектах позволяет сформировать бухгалтерскую отчетность в разрезе ее элементов.
.Элементы информации, формируемой в бухгалтерском учете, это:
АКТИВЫ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ и КАПИТАЛ.
К оценке финансового положения организации, которое отражается в балансе, относятся следующие элементы финансовой отчетности:
· Активы: ресурсы (хозяйственные средства, имущество), контролируемые компанией, которые образовались в результате действий в прошлом и от которых в будущем компания предполагает получить экономические выгоды.
· Обязательства: текущая задолженность компании, возникающая в результате ее действий в прошлом. Урегулирование задолженности приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономическую выгоду.
· Капитал: активы за вычетом обязательств. Согласно закону 402-ФЗ источники финансирования его деятельности;
К оценке финансовых результатов деятельности, которые отражает Отчет о финансовых результатах (Отчет о прибылях и убытках до 2013 года) , относятся следующие элементы финансовой отчетности:
· Доходы: увеличение экономических выгод в форме поступлений или увеличения активов, либо сокращения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала. Данное понятие включает в себя выручку и прочие доходы.
· Расходы: уменьшение экономических выгод в форме оттока или истощения активов, или увеличения обязательств, в результате которого происходит уменьшение капитала (кроме изменений, обусловленных изъятиями собственниками).
БАЛАНС
Актив | Пассив | ||
АКТИВЫ (А) | I. Внеоборотные активы | КАПИТАЛ (К) | Уставный капитал |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | |||
II. Оборотные активы | ОБЯЗАТЕЛЬ-СТВА (О) | Долгосрочные обязательства | |
Краткосрочные обязательства | |||
БАЛАНС | БАЛАНС |
АКТИВЫ = КАПИТАЛ+ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (А=К+О)
КАПИТАЛ =АКТИВЫ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (К= А-О)