Предпосылки и перспективы развития бухгалтерского учета в Российской Федерации

Развитие бухгалтерского учета в России представляет собой трансформацию бухгалтерского учета, адекватную общему процессу экономических реформ, включая изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды.

Развитие включает разработку правил и норм постановки и ведения бухгалтерского учета хозяйствующими субъектами, отвечающую требованиям современной экономики.

В условиях плановой экономики существовала система бухгалтерского учета, которая была обусловлена общественным характером производства. Главным потребителем информации, формирующейся в этой системе, выступало государство (в лице отраслевых министерств и ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов). Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, была разработана в связи с тем, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в это время отставал от общего процесса экономических реформ в России.

Целью реформирования системы бухгалтерского учета является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности [7].

Россия в качестве ориентира выбрала МСФО, т.к. они являются принципами составления финансовой отчетности, а не правилами бухгалтерского учета. Жесткие правила учета приводят к ведению учетных операций по формальному принципу и приводят к финансовым манипуляциям. В то же время принципы, являясь более широкими и универсальными, чем правила, контролируют и регулируют сущность, а не форму учетных данных, тем самым, обеспечивая более правдивое представление информации.

В пользу перехода на МСФО свидетельствует ряд факторов:

На микроуровне: рост рыночной капитализации; выход на зарубежные рынки капитала; снижение цены привлекаемого капитала; возможность использования информации для принятия эффективных управленческих решений.

На макроуровне: приток иностранных инвестиций в экономику России; большая прозрачность российских компаний и, как следствие, улучшение имиджа российского бизнеса за рубежом; более глубокую интеграцию экономики России в систему мировых хозяйственных связей; улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления.

Основные задачи реформы заключались в следующем:

- сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

- оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета и т.д.

Для развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (до 2010 гг.) необходимо было создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций (формирование информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений) в экономике РФ. Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

5)существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности [20].

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности должно быть обеспечено:

- совершенствование нормативного правового регулирования;

- формирование нормативной базы (стандарты);

- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности) [2].

Как отмечают некоторые эксперты, применение МСФО "требует глубокого понимания того, на достижение каких целей направлен стандарт, а не того, как конкретное событие или операцию можно уложить в рамки стандарта для получения желаемого результата"[1]. Именно понимание роли, значения, идей МСФО каждым бухгалтером может сдвинуть реформу учета с мертвой точки.

Реформирование бухгалтерского учета невозможно и без активного сотрудничества отечественных бухгалтерских профессиональных объединений с соответствующими специализированными международными организациями.

Наши рекомендации