Основы сегментной отчетности

Отдельные сегментывыделяются организациями самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры. Перечень отдельных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности устанавливается такой организацией, которая ее составляет.

К отчетным сегментам относят такие подразделения, которые получают не менее 10% доходов от продаж, имеют не менее 10% прибыли, стоимость активов которых составляет не менее 10% от стоимости всех активов организации.

В основу выбора отчетного сегмента принимается только один из названных параметров, при условии, что большую часть своих доходов сегмент получает от продаж внешним организациям, то есть не входящим в общую консолидируемую группу.

Общая выручка от операций с внешними организациями для всех выделенных отчетных сегментов должна составлять не менее 75% всей выручки организации. Если этот норматив не выдерживается, то необходимо определить дополнительные отчетные сегменты, в том числе такие, отдельные параметры которых ниже требуемых 10%.

Операционные сегментыхарактеризуют деятельность организации по однородным видам или группам товаров, производств, работ или услуг, отличающимися рисками, уровнем рентабельности, другими показателями, от иных товаров, работ и услуг данной организации.

При этом рассматриваются следующие факторы, характеризующие их сходство и возможность объединения в одном сегменте:

- назначение товаров, работ и услуг;

- характер производства товаров, выполнения работ, оказания услуг;

- потребители товаров, работ, услуг;

- методы продажи товаров, распространения работ и услуг;

- системы управления внутри организации.

При выборе отчетных сегментов необходимо помнить о пользователях бухгалтерской отчетности: чтобы информация по отчетным сегментам была уместной, надежной и сопоставимой во времени.

Географические сегментыхарактеризует деятельность организации в определенном территориальном образовании – государстве, группе государств, регионов или группе регионов России, отличающиеся рисками и рентабельностью от деятельности организации в других географических зонах.

При выделении географических отчетных сегментов ПБУ рекомендует принимать во внимание:

- сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, в которых осуществляется деятельность организации;

- наличие устойчивых связей в деятельности, ведущейся в разных географических зонах;

- сходство осуществляемой деятельности;

- риски, возникающие в соответствующих географических зонах;

- общность правил валютного контроля и валютных рисков.

Географические отчетные сегменты могут быть выделены по месту нахождения активов организации – расположения заводов, производственных мощностей и т.п.; или по месту нахождения рынков сбыта товаров и других результатов деятельности; расположении покупателей товаров, заказчиков и потребителей работ, услуг и т.п.

ДОХОДЫсегмента представляют ту часть доходов организации, которая может быть обоснованно отнесена к его доходам, а также выручку, непосредственно полученную в операциях, проведенным данным сегментом.

Доходы подразделяются:

- полученные от внешних клиентов;

- полученные от других сегментов своей организации.

В доходы сегментов не включаются чрезвычайные доходы, а так же доходы, в форме дивидендов и процентов от продажи инвестиций и погашения долгов, если только операции сегмента не являются преимущественно финансовыми.

РАСХОДЫ сегментасостоят из тех, что возникли непосредственно в ходе выполнения операций, связанных с деятельностью сегмента, и части общих расходов организации, которые обоснованно могут быть распределены на данный сегмент. Не включаются в расходы сегмента чрезвычайные расходы, убытки от продажи инвестиций погашения долгов, уплаченные проценты, общие административные расходы, платежи по налогу на прибыль и другие аналогичные расходы всей организации.

Финансовый результат сегментаопределяется сопоставлением его доходов и расходов. Доля меньшинства не принимается во внимание.

АКТИВЫ СЕГМЕНТАвключают:

- оборотные запасы;

- дебиторскую задолженность;

- денежные средства, которые используются в операционной деятельности;

- основные средства и НМА, относящиеся к данному сегменту.

НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ в активы сегмента те из них, которые используются в решении общих задач организации и для управления ею.

Активы, используемые двумя или несколькими сегментами в той части, которая обоснованно и надежно определена как часть активов данного сегмента, отражается в отчетности донного сегмента.

Активы сегментов отражаются в его отчетности по остаточной стоимости и не включают дебиторской задолженности, возникшей в связи с налогообложением прибыли.

Обязательства сегментасостоят из кредиторской задолженности:

- поставщикам,

- персоналу,

- авансовых поступлений,

- начисленных обязательств, таких как резервы гарантийного обслуживания, относящиеся к товарам и услугам данного сегмента.

Обязательства по займам и кредитам отражаются в отчетности сегмента только тогда, когда проценты по ним относятся к расходам сегмента. Обязательства по налогу на прибыль в отчетность сегмента не включаются.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА СЕГМЕНТАне отличается от общей учетной политики организации, если только не существует специальной учетной политики для сегментов, которая дополняет общую.

В специальной учетной политике сегмента определяются:

- правила распределения доходов и расходов,

- состав доходов и расходов,

- методы оценки взаимозачетов сегментов.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности учетная политика относительно предоставления информации по сегментам устанавливается организацией, которая составляет сводную бухгалтерскую отчетность.

Изменения в учетной политике, касающиеся выделения отчетных сегментов, отражения доходов, расходов, активов, обязательств, которые могут повлиять на оценку информации заинтересованными пользователями, нужно обязательно раскрывать в предписаниях к бухгалтерской отчетности с указанием причины этих изменений и их последствий.

Наши рекомендации