Понятие и оценка товаров
По положению бухгалтерского учета «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи.
В соответствии со ст. 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» товаром является продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.
Под товаром по договору купли-продажи признаются материальные ценности, которые могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Движение товаров и прочие операции с ними сопровождаются расчетами между поставщиками и покупателями, формированием доходов. Общая стоимость проданных товаров (доход от обычных видов деятельности) в торговле называется товарооборотом, а в других отраслях - выручкой от продажи товаров.
Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары. В оптовой торговле товары оцениваются по покупным ценам (по сумме фактических затрат на приобретение). В розничной торговле разрешается вести учет товаров, как в покупных, так и в продажных ценах. В розничной торговле торговая наценка является основным источником доходов торговой организации и определяется в процентах к покупной стоимости товаров. Величина торговой надбавки устанавливается на таком уровне, чтобы покрыть расходы по продаже (расходы, связанные с перевозкой, хранением и реализацией товаров) и обеспечить получение торговой организацией прибыли и уплаты косвенных налогов. Если продаваемые товары облагаются налогами: НДС, акцизами, то они включаются в состав торговой наценки.
Для целей бухгалтерского учета возможно использование следующих вариантов оценки товаров при продаже (или ином выбытии) (п. 16 ПБУ 5/01):
· по стоимости единицы товара;
· по средней стоимости;
· по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО).
Для оценки товаров организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано. На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.
При ведении учета реализованных товаров в разрезе каждого наименования (группы) товаров не представляется возможным, то количество реализованных товаров рассчитывают по формуле:
Крт. = Отн + Кпм – Отк, (18.1)
где Отн – остаток товаров на начало месяца;
Кпм – количество поступивших в течение месяца товаров;
Отк – остаток товаров на конец месяца.
При таком способе определения количества и номенклатуры реализованных товаров организация должна ежемесячно проводить инвентаризацию, по результатам которой определяются остатки товаров в натуральных показателях.
Однако этот способ определения количества реализованных товаров неточен, поскольку он не позволяет выявить товарные потери.
Поэтому, для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.
Для целей исчисления налога на прибыль в соответствии с 25 главой НК РФ по-прежнему действуют четыре различных варианта оценки товаров (п. 8 ст. 254 НК РФ):
· метод оценки по стоимости единицы запасов;
· метод оценки по средней стоимости;
· метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
· метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО)
Организация может выбрать любой из этих вариантов. Выбранный метод оценки товаров при выбытии закрепляется приказом в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
Метод оценки по стоимости единицы товара является самым точным, но в розничной торговле он применяется ограниченно в силу сложности (или трудоемкости) определения стоимости приобретения конкретной единицы реализованного товара.
Метод оценки по средней стоимости на практике является самым распространенным. Средняя стоимость, по которой производится списание товаров, исчисляется путем деления покупной стоимости товаров одного наименования (одной группы товаров) без НДС за месяц с учетом стоимости остатка товаров этого наименования (группы) на начало месяца на их количество, складывающееся из остатка товаров на начало месяца и поступивших в этом месяце товаров.
В настоящее время при автоматизированной системе обработки данных складского и бухгалтерского учета наиболее распространенным является метод списания реализованных товаров по себестоимости каждой единицы.
Оценка по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО) основана на допущении, что товары используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), т.е. товары, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости товаров, числящихся на начало месяца.
При применении этого способа оценка товаров, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.
В налоговом учете оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО) основана на допущении, что товары, первыми поступающие в продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения.
При применении этого метода оценка товаров, находящихся на складе на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.