Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухучета
Введение
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [].
Обязательное социальное страхование это гарантированная социальная поддержка граждан своей страны, обеспечивающая страховые выплаты при наступлении страхового случая, которые установлены федеральными законами в конкретных видах обязательного социального страхования. На сегодняшний день в РФ социальное страхование и обеспечение выражается в виде государственных пенсий и государственных пособий.
Социальное страхование в России возникло в XIX веке, а в том виде, в котором мы его видим сейчас, оно начало формироваться в 1991 году.
В настоящее время в состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации входят:
- Пенсионный фонд РФ,
- Федеральный фонд социального страхования,
- Федеральный фонд медицинского страхования РФ.
Денежные средства на социальное страхование граждан в Российской Федерации поступают в государственные внебюджетные фонды от перечислений организаций, которые начисляют и перечисляют страховые взносы с работников своих организаций. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрываются трансфертными платежами из федерального бюджета России.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по обязательному государственному социальному страхованию между организациями и государством, является Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [] и Федеральный закон №125-ФЗ от 24.07.1998г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональнх заболеваний» [], который регулирует отношения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатели обязаны уплачивать с выплат и иных вознаграждений своих работников страховые взносы, которые начисляются в пользу своих работников по трудовым и гражданско-правовым договорам.
Учет заработной платы и расчетов по социальному страхованию для бухгалтеров является одним из трудоемких, объемных и ответственных участоков работы, т.к. очень часто меняется законодательные акты.
Так с 2015г. был установлен новый минимальный размер оплаты труда, который был проиндексирован по отношению к предыдущему году на 7,4% и составил 5965руб. в месяц. Федеральным законом от 01.12.2014г. №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были проиндексированы размеры пособий гражданам имеющим детей, которые с 2015г. были проиндексированы на 5,5% и единовременное пособие при рождении ребенка составило 14497 руб. 80 коп. (13741,99 х 1,055), пособие на постановку на учет в ранние сроки беременности – 543 руб. 67 коп. (515,33 х 1,055), минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 1,5 лет составил – 2718 руб. 34 коп. (2576,63 х 1,055), за вторым и последующими детьми – 5436 руб. 67 коп. (5153,24 х 1,055). С 2015г. установлены Постановлением правительства РФ от 04.12.2014. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01 января 2015г.» раздельные пределы величины для страховых взносов в фонды, в ПФ РФ – 711000 рублей, для ФСС РФ -670000рубле, а взносы в ФФОМС будут начисляться со всей суммы выплат, предел был отменен.
Из этого видно, что бухгалтера и проверяющие, в своей работе, должны использовать очень большое количество нормативно-правовых актов,
которые меняются каждый год.
Выбранная мной тема дипломного проекта очень актуальна в данное время, т.к от всех отчислений, которые производятся с оплаты труда физических лиц, зависит их социальная поддержка в будующем.
Целью данной работы является изучение учета и контроля расчетов по социальному страхованию на рпримере данного предприятия.
Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
° дать определение обязательства по страховым взносам во внебюджетные фонды как объекта бухгалтерского учета;
° изучить нормативно –правовые акты, регулирующие учет и аудит расчетов по страховым взносам;
° рассмотреть организационно - экономическую характеристику деятельности организации;
° описать порядок исчисления и уплаты страховых взносов;
° описать документальное оформление операций по социальному страхованию;
° изучить порядок отражения отчислений на социальные нужды на счетах бухгалтерского учета;
° дать оценку внутреннего контроля по проверке страховых взносов;
° обобщить результаты дипломного проекта и сделать выводы по ним.
Предметом исследования данного проекта является бухгалтерский учет и проверка отчислений по социальному страхованию и обеспечению.
Объектомисследования является Муниципальное бюджетное учреждение детского образования Сосновоборская детская школа исскуств «Балтика». Основной деятельностью организации является дополнительное образование детей в области культуры и искусства.
В данном дипломном проекте использованы материалы бухгалтерской отчетности по страховым взносам МБУ ДО СДШИ «Балтика» за 2015г., Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, Приказы Минфина, правовая система «Консультант Плюс», «Система Главбух» и интернет ресурсы
Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухучета.
Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан. Страховые взносы формально не входят в налоговую систему России, но они играют важнейшую роль в системе обязательного страхования нашей страны. Их уплата обеспечивает право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, выплате по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью, при беременности и в случае рождения ребенка. Право на получение бесплатной медицинской помощи также неразрывно связано с уплатой страховых взносов.
Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира, в том числе и в России [википедия] https://ru.wikipedia.org/
Идея об обязательном страховании в России возникла в 1889 году – в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих, а в 1903 году был принят первый закон о социальном страховании «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» [] http://fss.ru/ru/fund/about/history/
Все собранные средства в фонд шли на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, пенсии вдовам и сиротам.
В 1918 году было принято первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировано обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 г. выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1933 году социальное страхование перешло под управление профсоюзов.
С 1991 года в Российской Федерации, в период перехода к рыночной экономике, впервые стали создаваться социальные внебюджетные фонды.
В настоящее время в состав государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации входят:
- Пенсионный фонд РФ,
- Федеральный фонд социального страхования,
- Федеральный фонд медицинского страхования РФ.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [], который отменил Единый социальный налог (все отчисления на социальные нужды производились в налоговую инспекцию по месту регистрации организации) и ввел страховые взносы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования.
Взносы в социальные внебюджетные фонды с момента их создания имели обязательный характер, они были отнесены к числу первоочередных платежей и включались в себестоимость продукции (работ, услуг).
Все организации.включая и исследуемую организацию МБУ ДО СДШИ «Балтика», при приеме сотрудников на работу,отчисляет во внебюджетные фонды обязательные платежи, страховые взносы, с заработной платы работника, чем гарантирует работнику оплату страхового обеспечения – пособия по временной нетрудоспособности, выхода на пенсию, наступлению материнства, травм на производстве или профессиональных заболеваний. Отчисления на социальные нужды , должны совершаться регулярно, т.к. уплата страховых взносов носит обязательный характер.
Нагрузка по страховым взносам существенно влияет на финансовое положение организации. На 2015 год общая нагрузка по страховым взносам в составляет 30% до достижения суммы выплат физическому лицу предельных величин, установленных на 2015 год Постановлением правительства РФ №1316 от 04.12.2014г. «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01 января 2015г.» - 670000 рублей в ФСС и 711 000 в ПФР,для ФФОМ предельной величины не установлено.
Помимо страховых взносов организациям нужно учитывать еще взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ставка устанавливается для каждой организации ежегодно в зависимости от класса профессионального риска. Для МБУ ДО СДШИ №Балтика» установлена ставка 0,2%.
В рамках отношений работодателей и работников регулируются следующие виды страхования для страховых случаев и обеспечения по ним:
1 Пенсионное страхование;
2 Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4 Медицинское страхование.
Деньги отчисляемые в государственные внебюджетные фонды на социальное страхование граждан в Российской Федерации распределяются между фондами и обеспечивают право на получение пособий гражданами в случае необходимости, т.е. при наступлении страхового случая. Не предприятие или страховая компания выплачивает застрахованному лицу компенсацию, а само государство, что означает полную уверенность в получении выплат и стабильность.
Можно сделать вывод, что страховые отчисления – это обязательные отчисления, для всех организаций, в государственные внебюджетные фонды. Для организаций отчисления по страховым взносам представляют большую нагрузку, в фонды они должны каждый месяц отчислять 30% от начисленного фонда оплаты труда, но для работников это означает, что в будующем работнику гарантировано право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, выплате по больничным листам в связи с временной нетрудоспособность, при беременности и в случае рождения ребенка.
По данному бухгалтерскому учету, который для работников бухгалтерии является очень трудоемким, бухгалтерам можно рекомендовать правильно организовывать учет расчетов с внебюджетными фондами по социальному страхованию, что будет гарантировать достоверность показателей финансовой отчетности. В учете руководствоваться законами, нормативными актами и следить за их частными изменениями.