Проблемы кредитования малого бизнеса в современных условиях
Развитие малого бизнеса - одно из приоритетных направлений государственной политики. Субъекты малого предпринимательства в отличие от крупных предприятий обладают более мобильной структурой, возможностью быстро подстраиваться к конъюнктуре рынка, высокой готовностью к необходимым инновациям. В сфере малого предпринимательства заложен значительный потенциал для роста валового регионального продукта, расширения налоговой базы и увеличения количества рабочих мест. Кроме того, на базе малого предпринимательства формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой.
Среди основных проблем, препятствующих развитию малого бизнеса (МБ), особенно остро выделяется проблема финансирования. Она является актуальной на протяжении всего жизненного цикла компании. Так, недостаток средств для создания компании отмечают около 45% владельцев малого бизнеса. Основным источником финансирования на данном этапе выступают личные сбережения, а также средства друзей и знакомых. По мере развития бизнеса потребность в денежных ресурсах еще больше возрастает: на нехватку средств обращают внимание уже 60% предпринимателей, чьи фирмы работают на рынке более года.
Проблемы развития малого бизнеса, с которыми столкнулись предприниматели:
1. высокие процентные ставки;
Первой проблемой кредитования в России, можно смело назвать высокие процентные ставки. Ведь именно поэтому большинство граждан, да и обычных предприятий не могут взять кредит и наладить свой бизнес, именно из-за высоких ставок. С другой же стороны величина ставки напрямую зависит от величины инфляции. То есть процентная ставка никак не может быть ниже инфляции, в противном случае банки будут работать себе в убыток.
2. сжатые строки кредитования, поэтому молодое предприятие не успевает погасить кредит и в результате у него плохая кредитная история;
3. предоставление объемного пакета документов;
4. недостаточная государственная поддержка малого бизнеса.
Проблемы, кредитования малого бизнеса со стороны банков:
1. непрозрачность малого бизнеса;
2. недостаточная экономическая и юридическая грамотность большинства российских малых предпринимателей;
3. отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов;
4. отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса;
5. высокие риски невозврата кредитов.
Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого бизнеса, так и государства. Банк заинтересован в процветании малого бизнеса, поскольку от этого будет зависеть доходность операций кредитования бизнеса. Для этого целесообразно будет принять следующие меры:
1. постепенное улучшение условий кредитования
Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования, а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования.
2. поддержка со стороны государства
Необходимо развитие законодательства в части конкретных мер и механизмов поддержки малого бизнеса, развитие федеральных программ, направленных на стимулирование кредитования малого бизнеса.
3. повышение доверия между банками и бизнесом
Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банки должны вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам.
Нежелание кредитовать малый бизнес большинство банков объясняют высокими рискам, связанными с платежеспособностью потенциальных заемщиков, отсутствием качественного залога (бизнес ведется на арендуемых помещениях, дом, автомашина, как обычно, оформлены на родственников); непрозрачностью бизнеса (сокрытие реальных доходов); неразвитостью законодательства и российской судебной системы, сложностью ареста на заложенное имущество, товар.
Согласно экспертным оценкам, кредитование малого бизнеса в ближайшие годы станет одним из наиболее быстрорастущих сегментов рынка банковских услуг. Работа с малым бизнесом открывает для банков возможность существенно нарастить объемы активно-пассивных операций. Это особенно актуально для крупных банков, которые сталкиваются со снижением спроса на кредиты со стороны крупных корпоративных заемщиков, получивших возможность кредитоваться под более низкий процент на западных рынках капитала.
В последнее время предприниматели в глазах банков становятся более надежными клиентами в силу следующих обстоятельств:
1. малые предприятия, ощущая необходимость получения банковского финансирования, охотно легализуют бизнес. Специалисты банков не только выдвигают заемщику требования по ведению учета, оформлению залога и т.п., но и дают практические рекомендации как грамотно это сделать. Если заемщик соглашается с рекомендациями банка, то вероятность получения кредита многократно возрастает;
2. у индивидуальных предпринимателей появились личные более или менее ликвидные активы, которые можно закладывать (недвижимость, транспорт, оборудование и т.д.).
Но это не означает, что кредитование малого бизнеса стало реально развиваться только после того, как предприниматели начали подстраиваться под требования банков. Шаги навстречу пришлось сделать и банкам - настроить свои программы кредитования в соответствии с реалиями малого бизнеса.
К основным тенденциям на рынке кредитования малого бизнеса относятся:
1. постоянно растущий спрос со стороны малого бизнеса на банковские услуги;
2. снижение ставок по рублевым и валютным займам, увеличение сроков кредитования;
3. стандартизация процесса кредитования путем развития скоринговых технологий;
4. смягчение банковских требований к заемщику;
5. активизация деятельности иностранных банков;
6. расширение круга кредитных продуктов.
Сегодня рынок кредитования малого бизнеса характеризуется относительно невысокой степенью конкуренции, так как вплоть до последнего времени в Российской Федерации действовало ограниченное число банков, преимущественно региональных.
Одним из основных инструментов, обеспечивающих развитие предпринимательства, является кредитная поддержка малого бизнеса. В современных условиях возрастает роль банковского кредита как главного инструмента привлечения финансовых ресурсов в этот сектор экономики. - Именно от банковской кредитной политики во многом будет зависеть успешное развитие малого бизнеса.[13]