Учет операций, связанных с предоставлением права на использование нематериальных активов
Согласно п. 37 ПБУ 14/2007 организация-правообладатель может на основании соответствующих договоров предоставить другим организациям право на использование принадлежащих объектов интеллектуальной собственности.
Права на использование объектов интеллектуальной собственности (кроме права пользования наименованием места происхождения товара) передаются по лицензионным договорам, по авторским договорам на передачу неисключительных прав, по договорам коммерческой концессии – франчайзинга.
Порядок отражения в учете платежей за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации зависит от условий оплаты, установленных в договоре. Возможны два варианта оплаты:
1- оплата периодическими платежами (роялти) в течение всего срока использования нематериальных активов;
2- уплата разового вознаграждения (паушального платежа).
Если оплата производится периодическими платежами, то они в полной сумме включаются организацией-пользователем (лицензиатом) в расходы отчетного периода. В этом случае на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:
Дебет сч. 012 «Полученные неисключительные права на объекты нематериальных активов»
– на стоимость полученных в пользование нематериальных активов в оценке, принятой в договоре;
Дебет сч. 26 «Общехозяйственные расходы»
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
– на сумму периодического платежа за право использования объекта нематериальных активов (без НДС);
Дебет сч. 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кредит сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
– на сумму НДС, уплачиваемую правообладателю.
НДС Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету на счете 04 "Нематериальные активы" по первоначальной стоимости.
Программа проведения аудита включает в себя следующие этапы:
1. Ознакомительный этап. Анализируется состав нематериальных активов организации.
Для этого аудитор изучает данные первичного учета, а также бухгалтерские регистры и подтверждает обоснованность классификации объекта в качестве нематериального актива.
2. Аудит учета поступления (создания) нематериального актива. Нематериальные активы организация может приобрести за плату по договору купли-продажи, получить безвозмездно или в качестве вклада в уставный капитал, а также создать собственными силами либо с привлечением сторонних организаций. Аудитор проверяет источники поступления нематериальных активов и устанавливает достоверность отражения экономической сущности поступления активов в бухгалтерском учете.
3. Аудит учета начисления амортизации нематериального актива. От правильности начисленной амортизации зависит достоверность отражения остаточной стоимости нематериального актива в отчетности организации. На данном этапе проверки аудитор обращает внимание:
- на соблюдение учетной политики организации в части начисления амортизации (способы начисления должны соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства);
- правильность установления срока полезного использования и определения нормы амортизации;
- достоверность расчета сумм амортизационных отчислений.
4. Аудит выбытия нематериальных активов. Во время аудита выбытия нематериальных активов в первую очередь рассматриваются способ их выбытия, наличие основания для списания активов, а также его документальное подтверждение. Кроме того, проверяется правильность отражения операций по выбытию нематериальных активов на счетах бухгалтерского учета и подтверждается достоверность определения финансового результата выбытия активов.
5. Аудит налогообложения операций, связанных с нематериальными активами. Налоговый учет нематериальных активов может отличаться от бухгалтерского. Для выявления налоговых рисков аудитор изучает учетную политику организации для целей налогового учета, получает необходимый объем доказательств соблюдения требований действующего налогового законодательства при осуществлении операций с нематериальными активами. В качестве дополнительной информационной базы аудитор использует налоговые регистры.
Практика аудиторских проверок показывает, что наиболее часто в бухгалтерском учете нематериальных активов допускаются следующие ошибки:
1. неверная классификация объекта в качестве нематериального актива (например, в составе нематериальных активов учитывают бухгалтерские программы, справочные правовые системы, на которые организация не имеет исключительных прав);
2. неверное формирование первоначальной стоимости инвентарного объекта нематериального актива;
3. неверное начисление амортизации вследствие необоснованного установления срока полезного использования;
4. отсутствие первичных документов по учету нематериальных активов.