Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
кафедра экономической теории и финансового права
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
экономической теории и финансового права
к.э.н., доцент, полковник милиции И.П. Белозеров
_______________________
«25» июня 2007 г.
Сурикова Л.А.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ КАК ФОРМА ПОСЛЕДУЮЩЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Лекция
Время – 6 часов
Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность
Омск 2007
Рецензенты:
Завальникова. Н.А. –к.э.н., доцент Академия Министерства Финансов России;
Лаврентьева Г.А.– к.э.н., доцент Омской академии МВД России.
Лекция по дисциплине «Судебная бухгалтерия» обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и финансового права «25» июня
2007 г., протокол № 13.
ПЛАН
Введение
§ 1.Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации
§ 2.Понятие документальной ревизии и ее виды
§ 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.
§ 4. Особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.
§ 5. Акт документальной ревизии, проверка и оценка его следователем.
Заключение
Список литературы
Введение
Среди основных задач управления экономикой важное место принадлежит финансово – экономическому контролю, который представляет собой систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономических субъектов, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, эффективному использованию бюджетных средств, помогающая выявить нарушения финансовой дисциплины.
Методами организации финансового контроля за финансового – хозяйственной деятельностью предприятий и организаций являются: аудит и документальная ревизия.
Целью лекции является рассмотреть сущность ревизии и аудита, основные методы их осуществления и нормативно – правовую базу а также выявить особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.
Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации.
Под финансовым контролем понимается - система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономического субъекта; одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающие выявить нарушения финансовой дисциплины. Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий гражданам Российской Федерации. С помощью контроля осуществляется непрерывное сопоставление фактического состояния хозяйственной деятельности с ее заданными параметрами; определяются отклонения от нормального течения хозяйственных процессов.
Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
1. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
2. Правильность ведения бухгалтерского и налогового учетов.
3. Правильность составления и исполнения бюджета.
4. Проверка состояния и эффективности использования финансовых,
материальных и трудовых ресурсов.
5. Обеспечение валютно-финансовой дисциплины.
В настоящее время система финансово-хозяйственного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие организации:
‑ Счетная палата - которая является высшим, органом государственного контроля. Она осуществляет контроль за расходной частью бюджета.
‑ Налоговое ведомство, которое ведет контроль за доходной частью бюджета.
‑ Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и
ведомствах, которые ведут детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, проверяют законность совершаемых хозяйственных операций.
1) Независимый аудиторский контроль (внешний аудит) Проводит
проверку на договорной основе отчетных данных, законности совершаемых операций и осуществляет оказание консультационных услуг.
2) Службы внутреннего аудита. Осуществляют самоконтроль за уровнем расходов, доходов, рентабельностью, выявляют резервы экономической деятельности предприятий.
Система финансово-хозяйственного контроля состоит из двух главнейших звеньев:
1. Внешнего контроля, который осуществляется государственными органами и независимыми аудиторскими службами.
2. Внутреннего контроля, который осуществляется непосредственно на самом предприятии (фирме, корпорации) его собственными экономическими службами (аудиторами, ревизорами, бухгалтерами).
Внешний финансовый контроль обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежёй способствует выявлению злоупотреблений и преступлений, приносящих ущерб имущество и государству в целом.
Служба государственного контроля в РФ подразделяется на:
‑ Ведомственный, осуществляемый министерствами и ведомствами;
‑ Вневедомственный, который проводят ЦБ России;
налоговая инспекция; МВД и т.д.
По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:
1) Предварительный; 2) Текущий; 3) Последующий.
1. Предварительный контроль осуществляется до производства хозяйственных операций с тем, чтобы предотвратить совершение незаконных или экономически нецелесообразных операций, Он осуществляется органами государственного управления руководителями предприятий, финансовыми органами, вышестоящими организациями.
2. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения
хозяйственных операций и реализуется в основном фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он проводится руководством, экономической службой и другими управленческими подразделениями.
3. Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операции в форме проведения различных контрольных действий. Данный вид контроля может быть:
а) документальным (анализ отчетности предприятий, проводимый экономическими службами вышестоящих организаций, налоговыми инспекциями, аудиторскими службами);
б) фактическим (среди приемов фактического контроля наиболее часто используются следующие виды: инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья в производство, проведение лабораторных анализов и внесудебных экспертиз);
в) комбинированным, т.е. документально-фактическим.
Наиболее действенной формой комбинированного последующего финансового контроля является документальная ревизия.