Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

кафедра экономической теории и финансового права

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

экономической теории и финансового права

к.э.н., доцент, полковник милиции И.П. Белозеров

_______________________

«25» июня 2007 г.

Сурикова Л.А.

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ РЕВИЗИЯ КАК ФОРМА ПОСЛЕДУЮЩЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Лекция

Время – 6 часов

Специальность 030505.65 Правоохранительная деятельность

Омск 2007

Рецензенты:

Завальникова. Н.А. –к.э.н., доцент Академия Министерства Финансов России;

Лаврентьева Г.А.– к.э.н., доцент Омской академии МВД России.

Лекция по дисциплине «Судебная бухгалтерия» обсуждена и одобрена на заседании кафедры экономической теории и финансового права «25» июня

2007 г., протокол № 13.

ПЛАН

Введение

§ 1.Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации

§ 2.Понятие документальной ревизии и ее виды

§ 3. Порядок проведения ревизий. Права и обязанности ревизора.

§ 4. Особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

§ 5. Акт документальной ревизии, проверка и оценка его следователем.

Заключение

Список литературы

Введение

Среди основных задач управления экономикой важное место принадлежит финансово – экономическому контролю, который представляет собой систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономических субъектов, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, эффективному использованию бюджетных средств, помогающая выявить нарушения финансовой дисциплины.

Методами организации финансового контроля за финансового – хозяйственной деятельностью предприятий и организаций являются: аудит и документальная ревизия.

Целью лекции является рассмотреть сущность ревизии и аудита, основные методы их осуществления и нормативно – правовую базу а также выявить особенности проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов.

Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации.

Под финансовым контролем понимается - система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономического субъекта; одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающие выявить нарушения финансовой дисциплины. Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий гражданам Российской Федерации. С помощью контроля осуществляется непрерывное сопоставление фактического состояния хозяйственной деятельности с ее заданными параметрами; определяются отклонения от нормального течения хозяйственных процессов.

Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
1. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.

2. Правильность ведения бухгалтерского и налогового учетов.

3. Правильность составления и исполнения бюджета.

4. Проверка состояния и эффективности использования финансовых,

материальных и трудовых ресурсов.

5. Обеспечение валютно-финансовой дисциплины.

В настоящее время система финансово-хозяйственного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие организации:

‑ Счетная палата - которая является высшим, органом государственного контроля. Она осуществляет контроль за расходной частью бюджета.

‑ Налоговое ведомство, которое ведет контроль за доходной частью бюджета.

‑ Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и
ведомствах, которые ведут детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, проверяют законность совершаемых хозяйственных операций.

1) Независимый аудиторский контроль (внешний аудит) Проводит
проверку на договорной основе отчетных данных, законности совершаемых операций и осуществляет оказание консультационных услуг.

2) Службы внутреннего аудита. Осуществляют самоконтроль за уровнем расходов, доходов, рентабельностью, выявляют резервы экономической деятельности предприятий.

Система финансово-хозяйственного контроля состоит из двух главнейших звеньев:

1. Внешнего контроля, который осуществляется государственными органами и независимыми аудиторскими службами.

2. Внутреннего контроля, который осуществляется непосредственно на самом предприятии (фирме, корпорации) его собственными экономическими службами (аудиторами, ревизорами, бухгалтерами).

Внешний финансовый контроль обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежёй способствует выявлению злоупотреблений и преступлений, приносящих ущерб имущество и государству в целом.
Служба государственного контроля в РФ подразделяется на:

‑ Ведомственный, осуществляемый министерствами и ведомствами;

‑ Вневедомственный, который проводят ЦБ России;
налоговая инспекция; МВД и т.д.

По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

1) Предварительный; 2) Текущий; 3) Последующий.

1. Предварительный контроль осуществляется до производства хозяйственных операций с тем, чтобы предотвратить совершение незаконных или экономически нецелесообразных операций, Он осуществляется органами государственного управления руководителями предприятий, финансовыми органами, вышестоящими организациями.

2. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения
хозяйственных операций и реализуется в основном фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он проводится руководством, экономической службой и другими управленческими подразделениями.

3. Последующий контроль осуществляется после совершения
хозяйственных операции в форме проведения различных контрольных действий. Данный вид контроля может быть:

а) документальным (анализ отчетности предприятий, проводимый экономическими службами вышестоящих организаций, налоговыми инспекциями, аудиторскими службами);

б) фактическим (среди приемов фактического контроля наиболее часто используются следующие виды: инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья в производство, проведение лабораторных анализов и внесудебных экспертиз);

в) комбинированным, т.е. документально-фактическим.

Наиболее действенной формой комбинированного последующего финансового контроля является документальная ревизия.

Наши рекомендации