Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухучета

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: Бухгалтерский учёт и внутренний контроль страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (на примере МБУ ДО СДШИ «Балтика»)

Зав. кафедрой: д.э.н., проф. Осипов М.А.

(должность, звание, фамилия, ИО)

Руководитель работы: к.э.н. Косоногова Е.С.

(должность, звание, фамилия, ИО)

Бакалавр: Таратушко Ольга Александровна

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

«___» ___________20__г.

г. Санкт-Петербург

2015г.

Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухучета - student2.ru МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

Зав. каф., проф. __________ Пашигорева Г.И.

(подпись)

ЗАДАНИЕ

На подготовку выпускной

Квалификационной работы

Студенту

Таратушко О.А.

(Ф.И.О.)

Тема работы Бухгалтерский учёт и внутренний контроль страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» (на примере МБУ ДО СДШИ «Балтика»)

утверждена приказом по СПбГЭУ № ____________ от ______________

Краткое содержание квалификационной работы:

1. Теоретические основы учёта расчётов с внебюджетными фондами.

2. Организация бухгалтерского учета страховых взносов во внебюджетные фонды

3. Организация внутреннего контроля расчетов по страховым взносам

Перечень графического материала

Дата выдачи задания

Руководитель к.э.н. Косоногова Е.С.

Задание принял к исполнению «___ »___________________ 20__ г.

Подпись студента _______________________________

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы учета расчетов с внебюджетными фондами

1.1 Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухгалтерского учета

1.2 Нормативно-правовое регулирование расчетов с внебюджетными фондами.

1.3 Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

1.3 Организационно-экономическая характеристика деятельности организации

Глава 2. Бухгалтерский учет страховых взносов во внебюджетные фонды

2.1 Документальное оформление операций страховых взносов во внебюджетные фонды

2.2.Синтетический и аналитический учет расчетов с государственными внебюджетными фондами

2.4 Формирование отчетности по расчетам с государственными внебюджетными фондами по страховым взносам

Глава 3. Организация внутреннего контроля расчетов по страховым взносам

3.1 Оценка системы внутреннего контроля расчетов с внебюджетными фондами

3.2 Методы проведения проверки расчетов страховых взносов

3.3 Проверка состояния расчетов с государственными внебюджетными фондами по страховым взносам

3.4 Оформление результатов проверки расчетов с внебюджетными фондами

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [30].

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на поддержку граждан своей страны, обеспечивающих страховые выплаты при наступлении страхового случая, которые установлены федеральными законами в конкретных видах обязательного социального страхования. На сегодняшний день в РФ социальное страхование и обеспечение выражается в виде государственных пенсий и государственных пособий. Обязательное социальное страхование для физических лиц, наступает после того как они заключили трудовой договор, с этого момента они считаются застрахованными лицами и с их заработной платы будут исчисляться и уплачиваться страховые взносы в фонды.

Социальное страхование в России возникло в XIX веке, а в том виде, в котором мы его видим сейчас начало формироваться в 1991 году.

В настоящее время в состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, которые имеют прямое отношение к системе обязательного социального страхования.

Государственные внебюджетные фонды формируются за счет средств от обязательных платежей, предусмотренных соответствующими законодательными актами, которые производят организации, выступающие в роли страхователей. Они обязаны ежемесячно перечислять, с оплаты труда своих работников, страховые взносы по установленным законодательным актам. Все средства которые аккумулируются во внебюджетных фондах предназначены исключительно для целевого расходования, которые впоследствии перераспределяются для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, медицинскую помощь.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с исчислением, уплатой страховых взносов и контролем за начислением и уплатой взносов, является Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [6] и Федеральный закон №125-ФЗ. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональнх заболеваний» [9], который регулирует отношения по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Все работодатели обязаны ежемесячно правильно исчислять и своевременно уплачивать обязательные страховые взносы во внебюджетные фонды, с начисленной заработной платы своих работников, которая начисляется по трудовым и гражданско-правовым договорам.К таким выплатам относятся, прежде всего заработная плата, премии , отпускные выплаты и др. Также работодатели обязаны отчитываться в органы контроля по начисленным и уплаченым страховым взносам поквартально в пенсионный фонд по форме РСВ-1, а в Федеральный фонд социальносго страхования по форме 4-ФСС.

Учет заработной платы и расчетов по социальному страхованию для бухгалтеров и аудиторов является одним из трудоемких, объемных и ответственных участков работы, т.к. происходит очень частые изменения в законодательных актах, которые надо прослеживать.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем,что от размера отчислений, которые производятся с оплаты труда работников в государственные внебюджетные фонды, зависит их социальная поддержка в будующем.

Целью данной работы является исследование бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов по социальному страхованию.

Для поставленной цели необходимо будет решить следующие задачи:

° раскрыть экономическую сущность обязательств по страховым взносам во внебюджетные фонды как объекта бухгалтерского учета;

° предоставить нормативно –правовые акты, регулирующие учет расчетов по страховым взносам;

° рассмотреть организационно - экономическую характеристику деятельности организации;

° предоставить порядок исчисления и уплаты страховых взносов;

° исследовать порядок документального оформление операций по социальному страхованию;

° раскрыть порядок расчета и отражения отчислений на социальные нужды на счетах бухгалтерского учета;

° оценить систему внутреннего контроля

° осуществить проверку расчетов страховых взносов;

° обобщить результаты исследования и разработать рекомендации.

Предметом исследования являются расчеты с государственными внебюджетными фондами по страховым взносам..

Объектомисследования является Муниципальное бюджетное учреждение детского образования Сосновоборская детская школа исскуств «Балтика». Основной деятельностью организации является дополнительное образование детей в области культуры и искусства.

В данном дипломном проекте использованы материалы бухгалтерской отчетности по страховым взносам МБУ ДО СДШИ «Балтика» за 2015г., Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, Приказы Минфина, правовая система «Консультант Плюс», «Система Главбух» и интернет ресурсы

Обязательство по страховым взносам во внебюджетные фонды как объект бухучета.

Обязательство - это существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся действий ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов.

Значительную часть расходов большинства организаций составляют затраты на заработную плату и отчисления с нее обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Обязательный страховой взнос – это обязательный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государственных внебюджетных фондов, которые отвечают за социальную поддержку граждан и который в обязательном порядке должны исчислять и уплачивать в фонды все организации и физические лица. Страховые взносы формально не входят в налоговую систему России, но они играют важную роль в системе обязательного страхования нашей страны. Их уплата обеспечивает право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, выплате по больничным листам в связи с временной нетрудоспособностью, при беременности и в случае рождения ребенка, также предоставляет право на получение бесплатной медицинской помощи, которая неразрывно связано с уплатой страховых взносов.

Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира, в том числе и в России []

Идея об обязательном страховании в России возникла в 1889 году – в Государственный совет был предложен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих, а в 1903 году был принят первый закон о социальном страховании «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» []

Все собранные средства в фонд шли на выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, пенсии вдовам и сиротам.

В 1918 году было принято первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся. Оно гарантировано обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 г. выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов. В 1933 году социальное страхование перешло под управление профсоюзов. Были установлены единые правила расходования средств, которые поступали на социальное страхование.

В начале 90-х годов, когда в нашей стране сложились неблагоприятные экономические и социально-политические условия, Правительство приняло решение о реформировании системы социального страховании, а в замен были созданы новые структуры, получившие название государственные внебюджетные фонды. Главной причиной создания фондов послужила необходимость разгрузки бюджета от существенной доли социальных выплат, которые финансировались в рамках бюджета с большими трудностями.

Государственные внебюджетные фонды социального назначения формировались в течение 1991-1993 гг. на основании постановлений Правительства, Верховного Совета РСФСР, указов Президента с учетом принятых федеральных законов. Таким образом, были созданы Пенсионный фонд Российской Федерации (введен в действие 1 января 1991 г.), Фонд социального страхования Российской Федерации (26 июля 1992 г.), Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (24 февраля 1993 г.).

С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» [], который отменяет Единый социальный налог (все отчисления на социальные нужды раньше производились в налоговую инспекцию по месту регистрации организации) и вводит страховые взносы в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд России и Фонд обязательного медицинского страхования.

В настоящее время в нашей стране функционируют три государственных внебюджетных фонда социального назначения:

­ Пенсионный фонд РФ, созданный на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990г. и введен в действие с 01.01.1992г.. Был образован в целях реализации обязательного пенсионного страхования, направленный на компенсацию заработка гражданами, получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

­ Федеральный фонд социального страхования создан на основании Указа Президента РФ от 07.08.1992г, для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, материнству, а также пособий при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний;

­ Федеральный фонд медицинского страхования РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993г. для социальной защиты населения по охране здоровья, которая гарантирует при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет обязательного медицинского страхования.

Взносы в социальные внебюджетные фонды с момента их создания имели обязательный характер, они были отнесены к числу первоочередных платежей, которые включались в себестоимость продукции (работ, услуг).

Все организации, включая и исследуемую организацию МБУ ДО СДШИ «Балтика», с целью обеспечения работников организации пенсиями по старости, пособиями по временной нетрудоспособности по болезни, по уходу за ребенком, по беременности и родам и в других случаях, ежемесячно производят отчисления во внебюджетные фонды. [Алексеева]

Так с 2015г. был установлен новый минимальный размер оплаты труда, применяемый для регулирования оплаты труда, определенения размера социальных выплат, который был проиндексирован по отношению к предыдущему году на 7,4% и составил 5965руб. в месяц. Федеральным законом №384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» были проиндексированы размеры пособий гражданам имеющим детей, которые с 2015г. были проиндексированы на 5,5% и единовременное пособие при рождении ребенка составило 14497 руб. 80 коп. (13741,99 х 1,055), пособие на постановку на учет в ранние сроки беременности – 543 руб. 67 коп. (515,33 х 1,055), минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком в возрасте до 1,5 лет составил – 2718 руб. 34 коп. (2576,63 х 1,055), за вторым и последующими детьми – 5436 руб. 67 коп. (5153,24 х 1,055). С 2015года установлены Постановлением правительства РФ от 04.12.2014. № 1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01 января 2015г.» раздельные пределы величин для страховых взносов в фонды, в ПФ РФ – 711000 рублей, для ФСС РФ -670000рублей, а взносы в ФФОМС будут начисляться со всей суммы выплат, предел был отменен.

Из этого видно, что бухгалтера и проверяющие, в своей работе, должны использовать очень большое количество нормативно-правовых актов, которые меняются каждый год.

На сегодняшний день нагрузка на фонд оплаты труда в виде взносов во внебюджетные фонды довольна велика для организаций. На 2015 год основная общая нагрузка для организаций по страховым взносам, составляет 30% до достижения суммы выплат физическому лицу предельных величин, установленных на 2015 год Постановлением правительства РФ №1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 01 января 2015г.» [] - 670000 рублей в Фонд социальног страхования РФ и 711 000 в Пенсионный фонд России,для Федерального фонда обязательного медицинского страхования предельной величины не установлено. В целом в 2015 году нагрузка на организации увеличилась, за счет отмены предела по взносам на обязательное страхование и необходимости начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по ставке 1,8% с выплат в пользу временно пребывающих на территории РФ иностранных работников, заключивших с организацией трудовой договор. Для организаций отчисления по страховым взносам представляют большую нагрузку,т.к. эти суммы относятся на себестоимость продукции, но для самих работников это означает, что в будующем ему гарантировано право на получение госдарственной финансовой поддержки при выходе на пенсию, выплате по больничным листам в связи с временной нетрудоспособность, при беременности и в случае рождения ребенка.

Помимо страховых взносов организациям нужно учитывать еще взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ставка устанавливается для каждой организации ежегодно в зависимости от класса профессионального риска. Для МБУ ДО СДШИ №Балтика»на 2015г. установлена ставка 0,2%.

В рамках отношений работодателей и работников регулируются следующие виды страхования для страховых случаев и обеспечения по ним:

1 Пенсионное страхование- которое обеспечивает выплаты пенсии по старости;

2 Страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - обеспечивает выплаты по больничным листа, выплат в связи с материнством;

3 Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - обеспечивает выплаты по больничным листам в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием;

4 Медицинское страхование - гарантирует оказание медицинской помощи.

Государственные внебюджетные фонды формируются за счет постоянного источника - обязательных платежей, которые производят организации и физические лица. Страховые взносы должны начисляться на все выплаты, произведенные в пользу работников, в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, за исключением выплат которые освобождены от обложения страховыми взносами. Также организации обязаны ежемесячно перечислять страховые взносы по установленным законом ставкам в государственные внебюджетные фонды, которые перечисляются отдельными платежными поручениями в каждый внебюджетный фонд.

В каждом государственном социальном внебюджетном фонде создается специальный страховой фонд денежных средств, благодаря которым компенсируются потери при наступлении страхового случая гражданами. В случае нехватки средств в фондах, государство поддерживает их в финансовом плане, финансирует за счет ассигнований из бюджета.

Наши рекомендации