Аудит расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками ведутся на одноименном счете 62. Этот счет широко используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Аудитору необходимо проверить:
- заключены ли договоры поставки продукции;
- реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов;
- правильность ведения аналитического учета счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
-правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;
- соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере N 11-АПК, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).
Источники информации:
• договоры на поставку продукции;
• счета-фактуры;
• акты сверки расчетов;
• копии платежных документов;
• акты инвентаризации расчетов;
• учетные регистры по счету 62;
• главная книга и бухгалтерская отчетность.
План и программа проверки
I этап
При обнаружении расхождений в размере начислений налогов делается правильный расчет и определяется, повлияло ли это на показатели отчетности. Кроме того, определяется момент, с которого предприятие неправильно ведет расчеты с налоговыми органами. Все изменения, выявленные по налоговым начислениям, должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета и в главной книге.
II этап
Проверка правильности ведения учета непосредственно в регистрах бухгалтерского учета, для чего необходимо:
• проверить соответствие расчетных и отпускных цен учетной политики и данных бизнес-плана (приказа);
• наличие книги продаж и правильность ее ведения;
• структура реализации продукции (проверяются как отпускные цены, так и цены по реализации);
• виды дотаций на продукцию и их размеры;
• размер претензий, предъявленных покупателями и порядок их размещения;
• размер коммерческих расходов и доходов по реализации продукции;
• транспортные расходы и оплата погрузочно-разгрузочных работ, а также правильность их оформления.
III этап — это проверка правильности отражения данных первичного учета в регистрах синтетического и аналитического учета. Для этого проверяются реестры реализации продукции по ее видам, сортности, отпускным ценам и ценам реализации.
При проверке оплаты проверяется соответствие поступления выручки по договорам на поставку продукции и особое внимание уделяется тем договорам, которые просрочены и по которым есть большой размер задолженности или которые подписаны с нарушениями сроков и других условий договора.
При проверке расчетов с покупателями определяется правильность списания на реализацию продукции себестоимости реализованной продукции части накладных расходов, размера коммерческих расходов в целом по предприятию и по структурным подразделениям, а также видам продукции. С этой целью проверяются бухгалтерские справки по закрытию счетов 25, 26, 44, 45 и бухгалтерские справки по закрытию счетов 08, 20,23,90,91,97.
IV этап
В заключение все выявленные расхождения классифицируются по видам нарушений, определяется размер убытков от неправильного ведения и организации учета и делается предположение по улучшению организации учета расчетов с покупателями, порядку заключения договоров, видов оплаты по ним, порядок уплаты налогов и порядок составления положения об учетной политике предприятия.
Важным вопросом является проверка полноты и своевременности расчетов покупателей за принятую ими продукцию. С этой целью инвентаризируют расчеты.
Инвентаризация расчетов с иногородними покупателями производится высылкой копии карточки аналитического учета расчетов (контокоррентной выписки). Здесь должно соблюдаться правило: выписки высылают кредиторы дебиторам. Выписку после проверки и внесения необходимых исправлений, подписи и заверения печатью организация-дебитор возвращает организации-кредитору в течение 10 дней со дня получения. Если покупатели являются одногородними, составляется акт взаимной сверки расчетов.
В тех случаях, когда по отдельным покупателям проверка выявила устойчивую задолженность, ее обоснованность устанавливается по данным первичных документов. По актам взаимной сверки расчетов выясняются причины, препятствующие своевременному проведению расчетов, устанавливаются виновные лица.
По акту инвентаризации необходимо исследовать задолженность, числящуюся на балансе в целом и по отдельным должникам, в том числе подтвержденную и не подтвержденную ими, а также просроченную. Необходимо выяснить является ли эта задолженность реальной.
Проверяется соблюдение действующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета, что позволяет иногда вскрыть факты умышленного искажения учетных данных с целью сокрытия злоупотреблений.
Типичные ошибки:
• отсутствие договоров на поставку продукции, первичных документов или не полное их оформление;
• не корректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
• неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС.
Аудит расчетов по полученным авансам ведется на счете 62 субсчет 2“Расчеты по авансам полученным” по каждому кредитору. Авансы могут быть получены под поставку материальных ценностей, выполнение работ (оказание услуг), в счет оплаты продукции и работ, произведенных для контрагентов по частичной готовности.
Аудитор должен проверить:
· обоснованность получения авансов;
· правильность начисления налогов НДС с полученных сумм авансов и дальнейших расчетов по определению выручки, налогов и др.;
· правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте (соответствие курсу ЦБ РФ, отнесение курсовых разниц на прочие доходы (расходы) и др.);
· правильность ведения синтетического учета.
Выявленные аудитором ошибки должны быть проанализированы совместно с бухгалтерией заказчика и приняты меры к их исправлению.