Тема 8. Учет материально-производственных запасов
Пример 1. Входящее сальдо по субсчету 10/1 "Материалы по договорным ценам" - 3800 руб., по субсчету 10/11 "Транспортно-заготовительные расходы" - 2700 руб.
В отчетном периоде:
- получены материалы на сумму 60 000 руб., НДС 10800 руб.;
- оплачены услуги, оказанные транспортной организацией по доставке материалов на склад организации, - 1180 руб., в т.ч. НДС - 18%;
- оплачены услуги посредников по закупке материалов - 4720 руб., в т.ч. НДС - 18%;
- отпущены в производство материальные ценности по договорным ценам на сумму 55 000 руб.
Определим фактическую себестоимость заготовленных материальных ценностей за отчетный период и рассчитаем долю транспортно-заготовительных расходов, относящихся к отпущенным в производство материалам.
Фактическая себестоимость материальных ценностей за отчетный период
Показатели | Материалы, руб. (субсчет 10/1) | Транспортно- заготовительные расходы, руб. (субсчет 10/11) |
Остаток на начало месяца | 3 800 | 2 700 |
Поступило за месяц | 60 000 | 1 000 4 000 |
Итого поступление с учетом остатка | 63 800 | 7 700 |
Процент ТЗР от стоимости материалов | (7700 : 63 800) x 100 = 12,07% | |
Отпущено в производство | 55 000 | 6 639 |
Остаток на конец месяца | 8 800 | 1 061 |
Бухгалтерские записи по операциям
Операция | Д-т | К-т | Сумма, руб. |
Поступили материалы | 10/1 | 60 000 | |
НДС | 19/3 | ||
Оказаны услуги транспортной организацией | 10/11 | 1 000 | |
Транспортной организацией предъявлен НДС | 19/3 | ||
Услуги посредников по приобретению материалов | 10/11 | 4 000 | |
НДС, предъявленный посредниками | 19/3 | ||
Налоговый вычет по НДС | 19/3 | ||
Отпущены в производство материалы | 10/1 | 55 000 | |
Списаны ТЗР, приходящиеся на материалы, использованные в производстве | 10/11 | 6 639 | |
Оплачены услуги транспортной организации | 1 180 | ||
Оплачены услуги посредников | 4 720 |
Пример 2. Организация 3 февраля получила на склад 100 банок масляной краски. Согласно учетной политике организации материалы отражаются по учетным ценам. Учетная цена одной банки краски - 110 руб.
Счет-фактура от поставщика краски получен 5 февраля. Согласно счету-фактуре общая стоимость материалов составила 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.).
Счет-фактура от транспортной компании на оплату услуг по доставке краски на сумму 2360 руб. (в том числе НДС - 360 руб.) был получен 7 февраля.
В бухгалтерском учете осуществлены проводки:
3 февраля:
Дебет 10 Кредит 15
- 11 000 руб. (110 руб/шт. x 100 шт.) - оприходована краска по учетной цене.
5 февраля:
Дебет 15 Кредит 60
- 10 000 руб. (11 800 - 1800) - отражена покупная стоимость краски на основании счета-фактуры поставщика;
Дебет 19 Кредит 60
- 1800 руб. - отражен НДС по оприходованной краске.
7 февраля:
Дебет 15 Кредит 60
- 2000 руб. (2360 - 360) - отражены транспортные расходы, связанные с доставкой краски на склад;
Дебет 19 Кредит 60
- 360 руб. - отражен НДС, указанный в счете-фактуре транспортной компании.
Таким образом, учетная цена партии краски составила 11 000 руб., а фактическая себестоимость - 12 000 руб. (10 000 + 2000). Разница между учетной ценой и фактической себестоимостью масляной краски списывается проводкой:
Дебет 16 Кредит 15
- 1000 руб. (12 000 - 11 000) - списано превышение фактической себестоимости масляной краски над ее учетной ценой.
Пример 3. Организация по договору мены получила сырье на сумму 118 000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.). В обмен на полученное сырье организация передала готовую продукцию, оцененную также в 118 000 руб. (в т.ч. НДС - 18 000 руб.). Себестоимость переданной продукции составила 70 000 руб. Согласно условиям договора право собственности на обмениваемые товары переходит к его сторонам после полного исполнения ими договорных обязательств. Обмен признан равноценным.
- на дату поступления сырья на склад организации:
Д-т 002 - 118 000 руб. - полученное сырье отражено за балансом, т.к. право собственности на него к организации не перешло;
- на дату отгрузки продукции:
Д-т 62 К-т 90/1 - 118 000 руб. - отгружена продукция в обмен на поставленное сырье;
Д-т 90/2 К-т 43 - 70 000 руб. - списана себестоимость отгруженной продукции;
Д-т 90/3 К-т 68 - 18 000 руб. - начислен НДС с продажной стоимости отгруженной продукции;
К-т 002 - 118 000 руб. - сырье списано с забалансового учета, т.к. право собственности на него перешло к организации;
Д-т 10 К-т 60 - 100 000 руб. - сырье оприходовано на балансе организации;
Д-т 19 К-т 60 - 18 000 руб. - отражен НДС со стоимости поступившего сырья;
Д-т 60 К-т 62 - 118 000 руб. - произведен зачет взаимных требований между сторонами договора мены;
Д-т 68 К-т 19 - 18 000 руб. - налоговый вычет НДС.
Пример 4. (неотфактурованная поставка)
01.10 организация получила материалы. Расчетные документы поступили в ноябре.
Дт 10 Кт 60 20000 руб. – оприходованы материалы по учетной цене
|
Дт 10 Кт 60 22000 руб. – оприходованы материалы на основании расчетных документов
Дт 19 Кт 60 3960 руб. – учтен НДС
Пример 5. (учет недостачи)
При приемке материалов на сумму 118000 руб. Обнаружена недостача 5000 руб., НДС – 900 руб., в том числе в пределах норм естественной убыли 2500 руб., НДС – 450 руб. Транспортные расходы составили 10000 руб., НД995С – 1800 руб.
- Акцептованы и оплачены счета поставщика и транспортной организации
Дт 15 Кт 60 100000 руб. Дт 19 Кт 60 18000 руб.
Дт 15 Кт 60 10000 руб. Дт 19 Кт 60 1800 руб.
Дт 60 Кт 51 129800 руб.
- Оприходованы материалы
Дт 10 Кт 15 95000 руб. – по факту
Дт 16 Кт 15 9500 руб. – транспортные расходы
Дт 94 Кт 60 2950 руб. – недостача в пределах норм естественной убыли
Дт 16 Кт 94 2925 руб. – недостача в пределах норм естественной убыли
Дт 76.2 Кт 60 3245 руб. – недостача сверх норм е
Пример 6. (Учет тары)
Согласно договору тара подлежит возврату покупателем в течение десяти дней с даты отгрузки товара. По условиям договора залоговая цена, установленная на тару, составляет 11 800 руб., что соответствует ее фактической себестоимости (цене приобретения с НДС).
76-т "Задолженность покупателя по возврату тары";
76-з "Залоговая стоимость многооборотной тары".
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получена сумма залога | 51 | 76-з | 11 800 |
Списана стоимость многооборотной тары под продукцией, отгруженной покупателю | 76-т | 10-4 | 11 800 |
Возвращенная покупателем тара принята на учет | 10-4 | 76-т | 11 800 |
Возвращена покупателю сумма залога | 76-з | 51 | 11 800 |
Пример 7. Согласно договору тара подлежит возврату покупателем в течение десяти дней с даты отгрузки товара. По условиям договора залоговая цена, установленная на тару, составляет 11 800 руб., что соответствует ее фактической себестоимости (цене приобретения, с НДС). Тара не возвращена покупателем.
В случае невозвращения покупателем поставщику многооборотной тары сумма залога за эту тару не возвращается. Указанная сумма признается поставщиком прочим доходом.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Получена сумма залога | 51 | 76-з | 11 800 |
Списана стоимость многооборотной тары под продукцией, отгруженной покупателю | 76-т | 10-4 | 11 800 |
Признан доход в сумме залоговой стоимости тары | 76-з | 91-1 | 11 800 |
Списана задолженность покупателя по возврату тары | 91-2 | 76-т | 11 800 |
Пример 8. Товар приобретен в многооборотной таре, которая по условиям договора поставки не возвращается поставщику. Стоимость тары выделена в накладной и расчетных документах отдельной строкой. В дальнейшем организация планирует реализовать указанный товар вместе с тарой. Покупная стоимость товара равна 236 000 руб., в том числе НДС 36 000 руб. Стоимость тары, указанная поставщиком, составляет 11 800 руб., в том числе НДС 1800 руб.
Содержание операций | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты к учету товары в многооборотной таре (236 000 + 11 800 - 36 000 - 1800) | 41-1 | 60 | 210 000 |
Отражен НДС, предъявленный поставщиком (36 000 + 1800) | 19 | 60 | 37 800 |
Принят к вычету НДС по товарам и таре | 68 | 19 | 37 800 |
Произведены расчеты с поставщиком | 60 | 51 | 247 800 |
Пример 9.Организация приобрела полиэтиленовые мешки для упаковки ГП на складе
Дт 10.4 Кт 60 2000 руб. Дт 19 Кт 60 360 руб.
Дт 60 Кт 51 2360 руб. Дт 68 Кт 19 360 руб.
Дт 44 Кт 10.4 2000 руб.
Пример 10. (Учет ТЗР)
Сальдо 10 - 190000 руб. Поступило материалов по учетным ценам за месяц 110000 руб.
Сальдо 16 - 15000 руб. Сумма отклонений по поступившим материалам 9000 руб.
В течение месяца списано:
На основное производство 65000 руб. На общезаводские нужды 10000 руб.
На вспомогательное производство 20000 руб. На коммерческие расходы 1000 руб.
На цеховые расходы 15000 руб. На реализацию 8000 руб.
1. Расчет величины отклонений % = 15000 + 9000____ х 100 = 8 %
190000 + 110000
2. Расчет величины отклонений отчетного месяца ( 119000 х 8% ) = 9520 руб.
3. Расчет процента отклонений % = 9520_______________ х 100 = 10,23 %
65000 + 20000 + 8000
4. Списание суммы отклонений
(65000 х 10,23% ) = 6650 руб. Дт 20 Кт 16
(20000 х 10,23%) = 2046 руб. Дт 23 Кт 16
(8000 х 10,23% ) = 818 руб. Дт 91.2 Кт 16
Пример 11. (списание материалов в производство). Основным сырьем для хлебозавода является мука.
Выписка из оборотно-сальдовой ведомости хлебозавода
Приход | Расход | Остаток, кг | ||||
Дата | Количество, кг | Цена, руб. | Стоимость, руб., коп. | Дата | Количество, кг | |
Остаток на 01.12.2010 | 3 000 | 10,30 | 30 000 | 01.12.2008 | 2 000 | 1 000 |
02.12.2010 | 5 000 | 10,30 | 51 500 | 02.12.2008 | 4 000 | 2 000 |
- | - | - | - | 04.12.2008 | 1 000 | 1 000 |
06.12.2010 | 10 000 | 10,50 | 105 500 | 06.12.2008 | 5 000 | 6 000 |
- | - | - | - | 08.12.2008 | 4 000 | 2 000 |
09.12.2010 | 6 000 | 11,00 | 66 000 | 09.12.2008 | 5 000 | 3 000 |
- | - | - | - | 13.12.2008 | 2 000 | 1 000 |
15.12.2010 | 12 000 | 11,20 | 134 400 | 15.12.2008 | 6 000 | 7 000 |
- | - | - | - | 18.12.2008 | 5 000 | 2 000 |
20.12.2010 | 20 000 | 11,10 | 222 000 | 20.12.2008 | 6 000 | 16 000 |
- | - | - | - | 23.12.2008 | 9 000 | 7 000 |
- | - | - | - | 24.12.2008 | 6 000 | 1 000 |
25.12.2010 | 18 000 | 11,15 | 200 700 | 25.12.2008 | 10 000 | 9 000 |
- | - | - | - | 27.12.2008 | 5 000 | 4 000 |
31.12.2010 | 10 000 | 11,20 | 112 000 | 31.12.2008 | 8 000 | 6 000 |
Итого | 84 000 | x | 921 600 | Итого | 78 000 | 6 000 |
Вариант 1. Способ средней себестоимости (взвешенная оценка):
1) определим среднюю цену поступившей за декабрь муки (с учетом остатка муки на начало декабря):
921 600 руб. : 84 000 кг = 10,97 руб.;
2) определим стоимость муки, отпущенной в декабре в производство:
78 000 кг x 10,97 руб. = 855 660 руб.;
3) определим стоимость муки в остатке:
921 600 - 855 660 = 65 940 руб.
В бухгалтерском балансе на конец года (31 декабря 2010 г.) стоимость муки, отраженная по дебету балансового счета 10, будет составлять 65 940 руб.
Вариант 2. Способ средней стоимости (скользящая оценка). Стоимость выбывающих запасов определяется на каждую дату их отпуска в производство.
Дата | Приход | Расход | ||||
Количество, кг | Цена, руб., коп. | Стоимость, руб. | Количество, кг | Цена, руб., коп. | Стоимость, руб. | |
Остаток на 01.12.2010 | 3 000 | 10,00 | 30 000 | 2 000 | 10,00 | 20 000 |
Остаток на 02.12.2010 | 1 000 | 10,00 | 10 000 | (10 000 + 51 500) : (1000 + 5000) = 10,25 | ||
02.12.2010 | 5 000 | 10,30 | 51 500 | 4 000 | 41 000 | |
04.12.2010 | - | - | - | 1 000 | 10,25 | 10 250 |
Остаток на 06.12.2010 | 1 000 | 10,25 | 10 250 | (10 250 + 105 000) : (1000 + 10 000) = 10,48 | ||
06.12.2010 | 10 000 | 10,50 | 105 000 | 5 000 | 52 400 | |
08.12.2010 | - | - | - | 4 000 | 10,48 | 41 920 |
Остаток на 09.12.2010 | 2 000 | 10,47 | 10 250 + 105 000 - 52 400 - 41 920 = 20 930 | (20 930 + 66 000) : (2000 + 6000) = 10,87 | ||
09.12.2010 | 6 000 | 11,00 | 66 000 | 5 000 | 54 350 | |
13.12.2010 | - | - | - | 2 000 | 10,87 | 21 740 |
Остаток на 15.12.2010 | 1 000 | 10,84 | 20 930 + 66 000 - 54 350 - 21 740 = 10 840 | (10 840 + 134 400) : (1000 + 12 000) = 11,17 | ||
15.12.2010 | 12 000 | 11,20 | 134 000 | 6 000 | 67 020 | |
18.12.2010 | - | - | - | 5 000 | 11,17 | 55 850 |
Остаток на 20.12.2010 | 2 000 | 11,19 | 10 840 + 134 400 - 67 020 - 55 850 = 22 370 | (22 370 + 222 000) : (2000 + 20 000) = 11,11 | ||
20.12.2010 | 20 000 | 11,10 | 222 000 | 6 000 | 66 660 | |
23.12.2010 | - | - | - | 9 000 | 11,11 | 99 990 |
24.12.2010 | - | - | - | 6 000 | 11,11 | 66 660 |
Остаток на 25.12.2010 | 1 000 | 11,06 | 22 370 + 222 000 - 66 660 - 99 990 - 66 660 = 11 060 | (11 060 + 200 700) : (1000 + 18 000) = 11,15 | ||
25.12.2010 | 18 000 | 11,15 | 200 700 | 10 000 | 111 500 | |
27.12.2010 | - | - | - | 5 000 | 11,15 | 55 750 |
Остаток на 31.12.2010 | 4 000 | 11,13 | 11 060 + 200 700 - 111 500 - 55 750 = 44 510 | (44 510 + 112 000) : (4000 + 10 000) = 11,18 | ||
31.12.2010 | 10 000 | 11,20 | 112 000 | 8 000 | 89 440 | |
Итого | x | x | x | 78 000 | x | 854 530 |
Остаток на 01.01.2011 | 6 000 | 11,18 | 44 510 + 112 000 - 89 440 = 67 070 | x | x | x |
При применении скользящей оценки себестоимость списанной в производство муки в декабре составила 854 530 руб., а себестоимость запасов муки на конец года - 67 070 руб.
Вариант 3. Способ ФИФО.
Приход | Расход | |||||
Дата | Количество, кг | Цена, руб., коп. | Стоимость, руб. | Дата | Количество, кг | Стоимость, руб. |
Остаток на 01.12.2010 | 3 000 | 10,00 | 30 000 | 01.12.2010 | 2 000 | 20 000 |
02.12.2010 | 1 000 | 10 000 | ||||
02.12.2010 | 5 000 | 10,30 | 51 500 | 02.12.2010 | 3 000 | 30 900 |
04.12.2010 | 1 000 | 10 300 | ||||
06.12.2010 | 1 000 | 10 300 | ||||
06.12.2010 | 10 000 | 10,50 | 105 000 | 06.12.2010 | 4 000 | 42 000 |
08.12.2010 | 4 000 | 42 000 | ||||
09.12.2010 | 2 000 | 21 000 | ||||
09.12.2010 | 6 000 | 11,00 | 66 000 | 09.12.2010 | 3 000 | 33 000 |
13.12.2010 | 2 000 | 22 000 | ||||
15.12.2010 | 1 000 | 11 000 | ||||
15.12.2010 | 12 000 | 11,20 | 134 400 | 15.12.2010 | 5 000 | 56 000 |
08.12.2010 | 5 000 | 56 000 | ||||
20.12.2010 | 2 000 | 22 400 | ||||
20.12.2010 | 20 000 | 11,10 | 222 000 | 20.12.2010 | 4 000 | 44 400 |
23.12.2010 | 9 000 | 99 900 | ||||
24.12.2010 | 6 000 | 66 600 | ||||
25.12.2010 | 1 000 | 11 100 | ||||
25.12.2010 | 18 000 | 11,15 | 200 700 | 25.12.2010 | 9 000 | 100 350 |
27.12.2010 | 5 000 | 55 750 | ||||
31.12.2010 | 4 000 | 44 600 | ||||
31.12.2010 | 10 000 | 11,20 | 112 000 | 31.12.2010 | 4 000 | 44 800 |
Итого | 84 000 | x | 921 600 | Итого | 78 000 | 854 400 |
Остаток на 01.01.2011 | 6 000 | 11,20 | 67 200 | x | x | x |
При применении способа ФИФО себестоимость муки, списанной в производство в декабре, составила 854 400 руб., а стоимость запасов в остатке на конец года - 67 200 руб.
Пример 12. (инвентаризация)
При проведении инвентаризации на складе установлено
№ п/п | Наименование материала | Ед. изм. | Учетная цена, руб. | Фактическое наличие | Данные бухгалтерского учета | ||
Кол-во | Сумма | Кол-во | Сумма | ||||
1. | Спирт технический | кг | |||||
2. | Белила цинковые | кг | |||||
3. | Олифа | кг | 25,3 | 8298,4 | 8298,4 | ||
4. | Провод сечением 2 мм | м | |||||
5. | Провод сечением 4 мм | м | |||||
6. | Бумага упаковочная | кг | 3,2 | ||||
Итого: | 35826,4 |
- недостача спирта - 1500 руб. (50 кг х 30 руб.)
- излишки белил – 928 руб. (29 кг х 32 руб.)
- излишки провода сечением 4 мм – 1500 руб. (100 м х 15 руб.)
- недостача провода сечением 2 мм – 900 руб. (90 м х 10 руб.)
Отражение результатов инвентаризации:
Один литр спирта равен 0,9 кг. ТЗР составили 10%. Норма естественной убыли спирта технического – 2%.
Дт 10 Кт 91.1 928 руб. – оприходованы белила
Дт 10 Кт 91.1 150 руб. – приход провода сечением 4 мм в количестве 10м
Дт 10 Кт 91.1 1350 руб. – приход на склад провода сечением 4 мм 90 м взамен недостающего провода сечением 2 мм
Дт 91.2 Кт 10 900 руб. – списание провода сечением 2 мм в результате пересортицы
Дт 94 Кт 10 1500 руб. – списание недостачи 50 кг спирта
Дт 94 Кт 10 150 руб. – 10% транспортно-заготовительные расходы
Естественная убыль 700 л х 2% = 14 л х 0,9 кг = 12,6 кг
Дт 20 Кт 94 378 руб. (12,6 кг х 30 руб.) – списана недостача спирта в пределах норм естественной убыли
Дт 20 Кт 94 37,80 руб. – 10% транспортно-заготовительные расходы
Дт 73.2 Кт 94 1234,20 руб. – списана фактическая себестоимость недостающего спирта на МОЛ
Дт 73.2 Кт 98 2920,80 руб. (37,4 кг : 0,9 кг/л х 100 руб.) – разница между рыночной ценой и фактической себестоимостью спирта
Пример 13. (учет спецодежды)
Организация имеет собственный швейный участок. В марте было изготовлено 50 халатов для лаборатории. Затраты на пошив халатов составили:
Дт 23 Кт 10 37160 руб. - отражена стоимость материалов
Дт 23 Кт 70 8000 руб. - начислена заработная плата
Дт 23 Кт 69 2850 руб. – начислены страховые взносы
Дт 15 Кт 23 48010 руб. - списаны прямые расходы по пошиву халатов
Дт 15 Кт 23 14064 руб. – отнесена на изготовление халатов доля распределяемых расходов швейного участка
Дт 10.10 Кт 15 62074 руб. – оприходованы на склад готовые халаты по фактической себестоимости
Дт 10.11 Кт 10.10 62074 руб. – переданы халаты со склада в эксплуатацию
Срок полезного использования халатов 18 месяцев
Дт 20 Кт 10.11 3448,55 руб. – перенесена в состав расходов часть стоимости халатов (62074 : 18)
Через 15 месяцев халаты были списаны в результате полного износа
Дт 91.2 Кт 10.11 10345,75 руб. (62074 - 3448,55 х 15)
Задание 1.
Организация закупает мед в Горном Алтае и продает в Нижнем Новгороде в банках по 0,5 литра. На начало января остатки непроданного меда на складе составили 40 банок по 100 руб. каждая.
Данные о закупках:
- февраль – 80 банок по 110 руб.
- март – 160 банок по 120 руб.
- май – 120 банок по 130 руб.
С января по май было продано 140 банок.
Требуется: определить стоимость проданных товаров и остаток товаров на складе на конец мая по методу средней стоимости и ФИФО.
Задание 2. Организация заключила договор мены, согласно которому фирма «Ника» обязуется передать организации материалы в обмен на готовую продукцию. В обычных условиях организация реализует такую партию готовой продукции за 200000 руб., НДС – 36000 руб. Себестоимость готовой продукции 100000 руб.
Требуется: отразить на счетах операции по договору мены.