Первое требование касается порядка их оформления
Законодатель устанавливает ряд общих и специальных требований к любой первичной учетной документации. Общие требования предусматривают, что первичные учетные документы должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать определенный минимум реквизитов.
Реквизиты — это установленная нормативными актами совокупность элементов, обеспечивающих необходимую информацию. Согласно ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции; е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
К некоторым документам, наряду с общими, предъявляются и специальные требования. Так, в соответствии с п. 3 ст. 9 данного Федерального закона документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Согласно п.5 этой же статьи не допускается внесение исправлений в кассовые и банковские документы1. Эти требования имеют важное значение для предупреждения противоправных деяний, поскольку денежные средства — один из наиболее распространенных предметов преступного посягательства. Среди доказательств по уголовным делам указанные документы составляют значительную долю.
В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.
Второе требование относится к своевременностисоставления первичных документов и заполнения первичных реквизитов.
Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
Одним из наиболее грубых нарушений, отрицательно влияющим на защитные функции учета, является так называемая "инверсия", т.е. составление взаимосвязанных документов в обратной последовательности. Например, документы об оприходовании продукции из цеха на склад составляются позднее и на основе накладных об отпуске этой же продукции покупателям. При данном порядке изъятие ценностей на любом промежуточном этапе (в нашем случае неполное оприходование поступившей на склад продукции) не вызовет недостачи или несоответствия в документах. Такое нарушение может рассматриваться как условие, способствующее совершению противоправных деяний, либо, если введение подобной практики явилось намеренным действием, может входить в содержание способа совершения преступления.
Аналогичное требование предъявляется к проставлению реквизитов каждого первичного документа, который, в свою очередь, должен заполняться в строго определенной последовательности.
В учетном процессе это требование по-разному реализуется применительно к способам составления первичных документов. По данному признаку документы делятся на разовые и накопительные.
Разовый документ составляется в один рабочий прием, в том смысле, что в момент составления документа в нем в полном объеме указываются размеры предстоящей хозяйственной операции. Накопительный документ составляется в несколько рабочих приемов (каждая операция записывается в нем отдельно), и общий объем всех операций определяется после их совершения, когда в накопительном документе подводятся соответствующие итоги.
Примером разового документа может служить платежная ведомость на выдачу заработной платы, которая в качестве распорядительного документа еще до передачи ее кассиру должна быть заполнена до конца с подведением общего итога суммы, подлежащей к выдаче на руки, скреплена подписями распорядителя кредитов и главного бухгалтера. Если платежная ведомость оставлена открытой (т.е. она подписана, а итог не проставлен), создаются возможности для последующих дописок в ней с целью хищения денежных средств из кассы организации.
Пример накопительного документа — заборный лист на выдачу кухонной продукции из производства в буфет. Этот документ построчно заполняется в течение всего дня, причем при каждом отпуске продукции отмечается время операции (часы, минуты). В конце дня подсчитывается общий итог выданной продукции и определяется сумма операции.
Нарушение способа использования документа (составление разового документа накопительным путем или накопительного в один рабочий прием) также в ряде случаев бывает достаточно тревожным сигналом. В одних ситуациях это нарушение может стать признаком условий, способствующих совершению противоправных деяний, в других — признаком способа уже совершившихся преступлений. Существующие здесь закономерности известны и широко используются в оперативной и следственной практике.
Следующее требование касается законности хозяйственной операции,отражаемой в первичном учетном документе. Запрещается принимать к исполнению и оформлению первичные документы по операциям, которые противоречат действующему законодательству (п. 2.19 Положения о документах и документообороте). Контроль за соответствием осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации обеспечивает главный бухгалтер (ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
К первичным учетным документам предъявляется также требование действительности.В соответствии с п. 4 ст. 9 данного Федерального закона своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Первичные документы, отвечающие всем предусмотренным требованиям, признаются доброкачественными, могут быть приняты к учету и использоваться в процессе доказывания по уголовному и гражданскому делу в качестве письменных доказательств.
Документы, не отвечающие хотя бы одному из перечисленных требований, являются недоброкачественными.
В зависимости от того, какое требование нарушено, недоброкачественные документы в свою очередь могут быть отнесены к одной из следующих групп.
Неправильно оформленные документы.К ним относятся документы, в процессе составления которых:
а) использовались бланки неустановленной формы (например, в нарушение правил для учета определенных операций не применялись бланки строгой отчетности) или нарушался способ их заполнения (вместо машинного использовался ручной и т.п.);
б) не были заполнены все необходимые реквизиты (например, платежная ведомость без подписи руководителя учреждения, инвентаризационная опись без даты); такие документы часто называют недооформленными;
в) использованы лишние, не установленные типовыми формами реквизиты (табель, подписанный не только табельщиком, но и руководителем предприятия, накладная на выдачу товара, заверенная гербовой печатью, и т.п.);
г) использованы ненадлежащие реквизиты (расходный кассовый ордер, в котором в качестве распорядителя кредитов расписалось лицо, не имеющее на это полномочий).
Перечисленные документы бухгалтерия не вправе принимать к учету. При ревизии они должны быть проверены по существу отраженных в них операций. Подлинность их должна быть подтверждена другими доказательствами. Неправильно оформленный документ будет признан подлинным, если выяснится, что отраженная в нем операция имела место. Например, все лица, включенные в неправильно оформленный табель, действительно работали, материалы, перечисленные в закупочном акте, поступили на склад и т.п. И наоборот, если выяснится, что неправильно оформленный документ отражает фактически не совершенную операцию, то он может быть признан подложным.
В первом случае факт недооформления документов будет одним из доказательств нарушений в учете, способствовавших возникновению преступлений; во втором — наличие явных нарушений может указывать на участие в преступлении работников контрольно-ревизионного аппарата.
Документы, отражающие незаконные по своему содержанию операции.К этой группе относятся документы, составленные с нарушением действующих законов и правил (например, расходный кассовый ордер на выдачу нового аванса лицу, которое не отчиталось в расходовании ранее полученных в подотчет денег), а также документы, составленные с нарушением действующих норм и расценок (акт на списание израсходованных при проведении капитального ремонта материалов по завышенным нормам расхода, наряд, в котором завышены сдельные расценки, и т.п.).
Документы данной группы не могут быть признаны полноценными даже тогда, когда они правильно оформлены и отражают действительно совершенные операции.
Недоброкачественные документы, входящие в состав двух первых рассмотренных групп, при установлении подлинности отраженных в них операций в соответствующих случаях широко используются при расследовании как доказательства недостатков в учете и контроле, способствовавших возникновению преступлений.
Документы, не соответствующие по своему содержанию фактически выполненным хозяйственным операциям.К ним относятся документы, в которых случайно или умышленно:
а) не получили отражения фактически выполненные хозяйственные операции. Это нарушение относится, главным образом, к порядку составления сводных или накопительных документов (товарный отчет, в который при его составлении не включен какой-либо приходный документ, заборный лист на отпуск кухонной продукции, где не отражена какая-либо операция по отпуску этой продукции в один из буфетов, и т.п.);
б) получили отражение вымышленные (фиктивные) хозяйственные операции. Такие документы называют также бестоварными или безденежными. Так, бестоварной называют накладную, которая содержит все необходимые реквизиты (наименование отпущенных товаров, дату отгрузки, подписи поставщика и покупателя), но по которой фактически никакие товары отпущены не были. Подобные документы оформляются преступниками как для временного сокрытия недостачи, так и для завуалирования хищений. Безденежным документом будет, например, расходный кассовый ордер с распиской в получении, по которому в действительности деньги получены не были;
в) получили ложное отражение сведения об отдельных сторонах действительно совершенных хозяйственных операций. Ложные сведения могут относиться к содержанию самой операции — выдача иного товара, чем указано в накладной, занижение в приемном акте количества или качества поступивших товаров и т.п. Ложными могут быть также сведения о дате совершения операции (например, для сокрытия недостачи деньги, поступившие 1-го числа, приходуются по кассе 10-го числа). И, наконец, ложной может быть сумма операции. Таким документом является ведомость на выдачу заработной платы действительно работавшим лицам, в которой при подсчете завышен общий итог в графе "Сумма к выдаче на руки".
Вопрос о случайном или умышленном происхождении недостоверных документов не может быть решен только документальным исследованием.
Таким образом, исходя из различий в предметах бухгалтерского учета и судебной бухгалтерии, следует различать два вида юридически значимой информации, которая формируется в системе бухгалтерского учета.
Первым видом является бухгалтерская информация, под которой понимают достоверное отражение хозяйственной деятельности и ее результатов.
В том случае, если система учета не деформирована, учетно-экономическая информация является доброкачественной, адекватно отражающей хозяйственную деятельность. Когда под видом либо в процессе хозяйственной деятельности совершаются противоправные деяния, они изменяют хозяйственные процессы и, следовательно, оставляют следы в учетно-эконо-мической информации.
С помощью данной информации в юридической практике устанавливается ряд важных обстоятельств, подлежащих доказыванию: сумма ущерба, причиненного недостачей или неправомерными действиями должностных и материально ответственных лиц, период образования ущерба, круг лиц, ответственных за его причинение.
Информацию второго вида можно обозначить как судебно-бухгалтерскую. Она возникает при взаимодействии противоправной деятельности с учетным процессом. Это информация о противоправных действиях, совершенных под видом выполнения учетно-контрольных операций, начиная с оформления первичных документов и кончая составлением финансовой отчетности. Такая информация используется, главным образом, при установлении многих способов маскировки совершенных преступлений, круга лиц, выполнявших эти операции, как возможных участников правонарушения. Она может использоваться самостоятельно при установлении способа маскировки и круга лиц из числа учетно-контрольного аппарата, принимавших участие в совершении и сокрытии преступления.
При установлении многих обстоятельств уголовных и гражданских дел в условиях деформированной системы учета требуется использовать одновременно оба вида юридически значимой информации, но в определенной последовательности. Сначала требуется исключить влияние преступной деятельности на учетный процесс (т.е. снять "информационные шумы"), а затем использовать в обычном порядке восстановленную доброкачественную бухгалтерскую информацию.
В двух последних ситуациях (при использовании судебно-бухгалтерской или совокупности судебно-бухгалтерской и бухгалтерской информации) в юридической практике, как правило, используются специальные познания в форме назначения документальных ревизий, аудиторских проверок или проведения судебно-бухгалтерских экспертиз.
Судебно-бухгалтерская информация, явно не представленная в данных учета, требует для своего выявления и исследования использовать специальные методы, разрабатываемые судебной бухгалтерией. В связи с отмеченным разнообразием признаков противоправной деятельности при разработке этих методов требуется приспосабливать положения ряда специальных экономических дисциплин к особенностям предмета судебной бухгалтерии. Так, для выявления и исследования экономических следов необходимо обратиться к методам анализа хозяйственной деятельности. Однако прямое заимствование методов не может дать здесь положительных результатов. Из всей системы методов и приемов анализа судебная бухгалтерия для разработки своих рекомендаций отбирает лишь те, назначение которых состоит в обнаружении признаков искажения отчетности или в выявлении таких негативных тенденций в динамике показателей, которые требуют срочной ревизионной проверки на выделенном объекте (участке деятельности). Кроме того, судебная бухгалтерия в лице одного из своих теоретических ответвлений, получившего название "экономико-криминалистический анализ", разрабатывает и собственные рекомендации по применению отобранных приемов общего анализа для решения нетрадиционной задачи — выделения в изменении значений экономических показателей той их части, которая связана именно с событием преступления.
Для выявления документальных следов преступлений судебная бухгалтерия обращается к теории и практике документальной ревизии. Заимствование ревизионных методов и здесь дополняется системой практических рекомендаций по их наиболее эффективному использованию в целях выявления и доказывания экономических преступлений. Исходным пунктом рекомендаций является познание конкретных механизмов следообразования, вызванных особенностями типичных способов преступления. Учитывается также опыт работы с учетной документацией, сложившийся в оперативной, следственной и экспертной практике.
Что касается учетных следов, то в отличие от документальных ими чаще оперировала не ревизионная, а экспертно-бухгалтерская практика. В этой связи предложенный в прежнем издании учебника термин "бухгалтерский анализ" может быть признан корректным1.
Приемы бухгалтерского анализа для судебной бухгалтерии нельзя считать заимствованными. Они разрабатывались в основном в теории судебно-бухгалтерской экспертизы, которая в определенном смысле (с позиций профессиональной подготовки экспертов-бухгалтеров) как раз и является судебной бухгалтерией.
Таким образом, если иметь в виду адресатов, потребности которых обеспечивает судебная бухгалтерия (ревизоры, аудиторы, судебные эксперты-бухгалтера, оперативные работники, следователи, судьи), то в рамках данной дисциплины можно выделить три разрабатываемых в ней метода практической деятельности по использованию экономической информации в правоохранительной сфере:
ревизионного анализа, основанного на использовании приемов документальной и фактической проверки для выявления и исследования документальных следов экономических преступлений;
бухгалтерского анализа, основанного на использовании защитных функций элементов метода бухгалтерского учета;
экономического анализа, основанного на приспособлении приемов проверки достоверности и анализа отчетности предприятия для эффективного решения задач обнаружения и доказывания преступлений.
Кроме разработки названных методов, судебная бухгалтерия готовит рекомендации по их наилучшему использованию в типичных ситуациях практики самых различных субъектов правоохранительной деятельности.
Содержание рекомендаций включает в себя и использование обратной связи — закономерных влияний состояния и особенностей учета на выбор способа совершения преступления, — без чего в ряде случаев становится затруднительным предупреждение или своевременное выявление некоторых видов экономических преступлений.
Учитываются и другие характеристики предмета судебной бухгалтерии, среди которых особый интерес для выявления и доказывания преступлений имеют: объективность взаимных связей разных по своему содержанию следов, обусловленная единством отражаемого объекта; зависимость распределения следов по уровням экономической информации от способа маскировки преступления и состава преступной группы; зависимость содержания конкретных следов от особенностей техники преступного использования средств бухгалтерского учета, а также другие закономерные связи, составляющие прерогативу изучения данной научной дисциплины.