Отчет о прибылях и убытках, другие формы отчетности

Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Он предоставляет информацию о финансовых результатов по различным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата.

Отчет показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлыми.

Отчет о прибылях и убытках входит в состав обязательной бухгалтерской отчетности практически всех стран. В России он входит в состав промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности Основное его назначение – показать финансовые результаты деятельности накопительно за отчетный период.

Правила подготовки в учете и отчетности информации о доходах и расходах коммерческих организаций установлены ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 18/02«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»:

Расчет финансового результата в отчете о прибылях и убытках базируется на соблюдении фундаментального допущения о временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. метода начисления.

Для заполнения отчета о прибылях и убытках необходимы данные аналитического учета по счетам 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и 99 "Прибыли и убытки" за отчетный год.

Одной из форм отчетности поясняющей бухгалтерский баланс и отчета о прибылях и убытках является отчет о движении денежных средств. Необходимость составления отчета о движении денежных средств вызывается задачей предоставить пользователю информацию, отсутствующую в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках .

Именно подготовка информации о способности организации привлекать и использовать денежные средства является основной функцией отчета о движении денежных средств. Правила подготовки в учете и отчетности информации о движении денежных средств установлены ПБУ 23/11 «Отчет о движении денежных средств».

Отчет о движении денежных средств должен предоставлять информацию о возможностях организации выполнять свои обязательства перед кредиторами и собственниками по выплате причитающихся им доходов, а также формировать данные о движении денежных средств по направлениям деятельности.

Отчет разделен на три раздела, в которых раскрывается информация о поступлении и расходах денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации. По каждой деятельности поступление и расход денежных средств раскрываются по направлениям движения. При заполнении отчета о движении денежных средств используются данные по счетам бухгалтерского учета денежных средств, т.е. счетам 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути".

Основной целью представления в бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала является обеспечение всех пользователей информацией о его составе динамике показателей капитала, которая выражает эффективность управления организацией. Показатель капитала организации служит связующим звеном между бухгалтерскими балансами предыдущего и данного отчетных периодов. В нем отражаются данные об уставном, добавочном и резервном капиталах, а также о стоимости собственных акций выкупленных у акционеров , сумме нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), производятся корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок, оценка стоимости чистых активов, . При заполнении отчета об изменениях капитала используются синтетические и аналитические данные по счетам 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал», 84 «Нераспределенная прибыль ( непокрытый убыток)».

Пояснения к бухгалтерскому балансу должно обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой детализацию основных статей бухгалтерского баланса. Само название этой отчетной формы определяет ее жесткую взаимосвязь со статьями бухгалтерского баланса на основе их сопоставимости. Получаемые таким способом данные необходимы пользователям для реальной оценки имущественного и финансового положения организации. При заполнении пояснений к бухгалтерскому балансу применяются синтетические и аналитические данные оборотно - сальдовой ведомости за год.

Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности составляется с целью обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые им необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности. Главным отличием этой отчетной формы является то, что при ее заполнении используются самые различные данные, в том числе и не находящие отражения в системном бухгалтерском учете. Нормативными актами бухгалтерского учета не установлены четкие разделы информации в пояснительной записке. Данные в ней представляются в произвольной форме. Однако отечественная практика выработала определенные подходы к порядку подачи информации, отражаемой в пояснительной записке. В соответствии с такими подходами пояснительная записка может содержать несколько самостоятельных разделов:

- сведения о деятельности фирмы;

- изменения в учетной политике;

- сведения о финансовой деятельности, например, покупке акций других предприятий;

- сведения об инвестиционной деятельности фирмы, например, развитии материально-технической базы;

- информация о дочерних и зависимых обществах, например, размер доли в чужих уставных капиталах;

- сведения о реорганизации фирмы;

- события после отчетной даты и др.

Наши рекомендации