Определите род. Составьте предложения с выделенными словами.
УКВ, НИИ, РФ, США, ФБР, СТС, МКАД, ЗАГС, МВФ, ЕС, СНГ, РЖД, МИИТ, МВД, НТВ, ЭВМ, МРОТ.
Образуйте глагольные словосочетания с данными словами (в их терминологическом значении). Составьте предложения.
Образец: акт – составить, предъявить. Члены комиссии составили акт о списании оборудования.
Соглашение, приказ, отчет, письмо, повестка, подпись, порицание, постановление.
Сделайте сокращенную запись следующих словосочетаний
Санкт - Петербург, Волгоградская область, почтовый ящик №-25, хозяйство, город Пермь, озеро Байкал, кандидат технических наук, заместитель декана, господин Иванов, поселок Масловка, то есть, заведующий кафедрой, Бутурлинский район, исполняющий обязанности главного бухгалтера, генеральный директор.
Задание 7. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. Вставьте пропущенные буквы. Составьте предложения с выделенными словами.
Красив..Сочи, больш.. гну, забавн.. гризли, вкусн.. какао, крошечн.. колибри, остроумн.. конферансье.
Задание 8. Отредактируйте текст. Замените слово «говорить» на синонимы, но при этом стилистика текста должна сохраниться.
После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Петров говорили о плохом использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключении начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышении производительности труда.
Задание 9. Определите смысл фразеологизмов. Подберите противоположные по смыслу фразеологизмы. Составьте предложения с выделенными словами..
Себе на уме, как снег на голову, светлая голова, золотой человек, когда рак на горе свистнет, витать в облаках.
Задание 10. Исправьте предложения. Укажите тип речевой ошибки.
1.Бабушка одела очки и принялась читать письмо.
2. Двадцать лет своей автобиографии он посвятил выведению новых сортов землянки.
3.Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.
4.Пришедшего гостя предоставили всем собравшимся.
5.Это препятствие нелегко одолеть.
6.У меня есть абонент в бассейн.
Задание 11.Составьте предложения с паронимами.
Подпись – роспись, процесс – процессия, здравница – здравица, заразный – заразительный, эффектный – эффективный, командировочный – командированный, адресат – адресант, дипломат - дипломант.
Задание 12.Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что мне нравится и не нравится в речи окружающих меня людей?»
Теоретический вопрос.
Назовите основные отличия и сферу употребления стилей русского языка.
Контрольная работа №-1
Вариант 4
Задание 1. Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю он принадлежит. Докажите принадлежность текста к данному стилю ( перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
Мировая экономика пишет автор рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы хотя бы лишь по одной причине истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один аспект психологический который следует из положения высказанного Б.Расселом в 1952 году Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему.
Определить стилистическую принадлежность приведённых слов. В трудных случаях использовать словарь:
Отчизна, бард, наудалую, потеха, очи, глупый, щуплый, тусовка, поджилки, вкушать, ледышка, зажилить, глубокоуважаемый, в силу того что, анонс, приватизация, лапоть, уста, историк, нижеподписавшийся, консенсус, прекрасный, метла, повелитель, ограничитель, чебурахнуться, очарованный, лес, идти, очернить, теодолит.
Образец выполнения:
Официально-деловой стиль | Научный стиль | Публицистический стиль | Разговорный стиль | Литературно-художественный стиль | Нейтральный стиль (межстилевая лексика) |
теодолит | лес |
Задание 2. Объясните значение иностранных слов. Подберите вариант из русского языка.
Составьте предложения с выделенными словами. Использовать словарь иностранных слов.
Кворум, коллаж, коллапс, компиляция, креатура, ксенофобия, дистрибьютор, дезавуировать, инсталляция, интеграция, априори, беспрецедентный, анахронизм, автобан, антураж.
Задание 3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Пол..скать белье, пол..скать кошку, раск..лить железо, раск..лоть полено, об..жать слабых, об..жать тер..торию, ч..столюбивый человек, пок..яться перед родителями , овл..деть знаниями, задр..жать от страха, раздр..жающий запах, оч..рование юности.
Задание 4. Спишите слова. Поставьте в них ударение. В трудных случаях использовать словарь.
Коклюш, мусоропровод, некролог, новорожденный, осужденный, плодоносить, призыв, премировать, пуловер, свекла, сливовый, торты, эксперт, черпать, центнер, ходатайствовать, украинский, уведомить.
Задание 5. Подберите синонимы к словам.
Учитель, врач, прочный, печальный, веселый, молодой, бояться, больной.
Подберите антонимы к словам.
Молодость, здоровье, война, победа, твердость, любить, хвалить, ломать, говорить, поднимать, начинать, зажигать, открывать, наказывать.