Профессиональный модуль пм 02

Курс лекций

МДК.02.02«Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ПМ 02

«Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации»

САМАРА

2013 г.

Курс лекций МДК02.02 «Бухгалтерская технология проведения иоформления инвентаризации» составлен в соответствии с рабочей программой, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта поспециальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Составитель:

Шукова М.Г., преподаватель КС ПГУТИ

Содержание

1 Инвентаризация. Основные понятия. Правовая база. 5

2 Виды инвентаризации. Цели, задачи, сходства и различия проведения инвентаризации. 8

3 Технология проведения инвентаризации имущества и обязательств организации. 12

4 Первичные документы, используемые ходе проведения инвентаризации имущества и обязательств 17

5 Учетная политика и отражение инвентаризации. 20

6 Инвентаризация отдельных видов имущества и обязательств организаций. 21

6.1 Инвентаризация основных средств. 21

6.2 Инвентаризация нематериальных активов. 29

6.3 Инвентаризация товарно-материальных ценностей. 34

6.4 Порядок проведения и отображения результатов инвентаризации материалов. 37

6.5 Порядок проведения инвентаризации товаров и отображения результатов. 45

6.6 Порядок проведения инвентаризации и отображения результатов готовой продукции 55

7 Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами. 57

7.1 Инвентаризация расчетов с поставщиками. 58

7.2 Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками. 62

7.3 Инвентаризация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. 64

7.4 Инвентаризация расчетов с персоналом организации и подотчетных сумм.. 65

8 Инвентаризация незавершенного производства, расходов будущих периодов. 67

9 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности. 71

9.1 Инвентаризация кассы.. 72

9.2 Инвентаризация денежных средств, находящихся на расчетных счетах в банках. Инвентаризация денежных средств, находящихся в пути. 82

9.3 Инвентаризация бланков строгой отчетности. 85

10 Инвентаризация резервов. 88

11 Инвентаризация финансовых вложений. 93

12 Порядок оформления результатов инвентаризации. 96

13 Ошибки при проведении инвентаризации и их последствия. 101

14 Взыскание ущерба. Материальный ущерб и естественная убыль. 103

14.1 Естественная убыль и инвентаризации. 103

14.2 Хищения. Недостачи. Материальная ответственность. Порча имущества в результате чрезвычайных обстоятельств. 108

15 Результаты проведенной инвентаризации и налог на добавленную стоимость. 113

16 Инвентаризация и налог на прибыль организации. 115

Заключение. 117

Список нормативно-правовых актов. 119

Приложение А.. 121

Приложение Б. 122

Приложение В.. 123

Инвентаризация. Основные понятия. Правовая база

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движений путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Его основными задачами являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, и ее имуществе, необходимой различного вида пользователям информации. Пользователей такой бухгалтерской информации можно условно разделить на внешних (сторонних) пользователей с прямым финансовым интересом, внешних (сторонних) пользователей с непрямым финансовым интересом и внутренних пользователей.

Внутренние пользователи бухгалтерской организации - это, прежде всего, администрация организации, совет директоров, руководители различных подразделений, различного рода специалисты и т.д.

Внешние (сторонние) пользователи с прямым финансовым интересом - это инвесторы, покупатели, поставщики, кредитные организации и т.д.

Внешние (сторонние) пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом - это налоговые органы, органы казначейства, органы статистики и т.д.

Каждый из перечисленных видов пользователей бухгалтерской информации заинтересован в своевременном получении сведений, отображающих реальное состояние дел. Однако, как показывает практика, не всегда предоставляемые пользователям данные бухгалтерского учета, в силу различного рода обстоятельств, способны отобразить реальное имущественное и финансовое состояние хозяйствующего субъекта на текущий момент времени.

В соответствии с ФЗ«О бухгалтерском учете», организации для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие состояние и оценка.

«Инвентаризация»:

- с одной стороны, - процедура проверки,

- с другой - способ ведения бухгалтерского учета.

Поэтому, инвентаризация – это:

1) проверка соответствия данных бухгалтерского учета фактическому положению дел;

2) периодическая проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и т.п., принадлежащих кому-либо (учреждению, организации, предприятию и т.п.) путем подсчета, описи.

3) способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

4) как элемент учетной политики.

Таким образом, под инвентаризацией следует понимать процедуру периодически проводимой проверки наличия, состояния и оценки обязательств и имущества организации, путем подсчета, описи, обмера, взвешивания в целях сопоставления данных бухгалтерского учета и результатов проверки.

Понятие «имущество организации», тесно связано с понятием «инвентаризация» и включает в себя не только основные средства и нематериальные активы предприятия, но и производственные запасы, готовую продукцию, финансовые вложения и обязательства, товары, прочие запасы, денежные средства и иные финансовые активы.

Под финансовыми обязательствами организации следует понимать кредиторскую задолженность, кредиты банков, займы, и различного рода резервы.

Основной нормативной базой для проведения инвентаризации имущества и обязательств на сегодняшний момент являются, следующие законодательные акты:

1) ФЗ«О бухгалтерском учете», который включает в себя помимо общих положений о бухгалтерском учете, различного рода определений, основные требования к ведению учета, оценке имущества и обязательств организации, но и рассматривает понятие «инвентаризация», определяет случаи, когда процедура проведения инвентаризации является обязательной, а также порядок отображения выявленных в ходе проведения инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, которое определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности, взаимоотношение организации с внешними потребителями бухгалтерской информации, рассматривает порядок оценки и проведения инвентаризации имущества и обязательств организации;

3) Постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» - содержит формы первичной учетной документации оформляемых в ходе проведения инвентаризации;

4) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 - устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов, правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации;

5) Приказ Минфина РФ и МНС РФ от 10 марта 1999 г. № 20н «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке» - устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной проверке, правила проведения налоговой инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств, порядок оформления результатов инвентаризации.

Инвентаризация кассы

При проведении инвентаризации, в первую очередь рекомендуется проводить инвентаризацию кассы, в целях обеспечения фактора внезапности.

Инвентаризация кассы обязательна в случаях смене материально ответственного лица - кассира, в случаях выявления недостач, обнаружения фактов хищения и перед составлением годового отчета. Во всех остальных случаях инвентаризация проводится в соответствии с учетной политикой на основании приказа руководителя предприятия.

Главной задачей проведения инвентаризации кассы является проверка соблюдения правил хранения наличных денежных средств в кассе организации, а также соблюдение требований, предъявляемых к первичной документации, соответствие остатка по кассовой книги на текущую дату фактическому.

Для обобщения информации о наличии денежных средств в организации в бухгалтерском учете используют счет 50«Касса».

К данному счету могут быть открыты следующие субсчета:

50-1«Касса организации» - используется для учета денежных средств в кассе организации. Если в организации имеют место кассовые операции с использованием иностранной валюты, должны быть открыты соответствующие субсчета для раздельного учета каждой наличной иностранной валюты;

50-2«Операционная касса» - используется для учета наличия и движения денежных средств товарных контор, эксплуатационных участков, остановочных переправ, билетных и багажных касс портов, вокзалов и т.д.;

50-3. «Денежные документы» - используется организациями для учета находящихся в кассе организации почтовых марок, марок государственных пошлин, вексельных марок и т.д.

При проведении пересчета денежных знаков в кассе организации следует помнить, что законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на территории Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом РФ является рубль. Если в кассе организации присутствует иностранная валюту, необходимо провести ее пересчет в рубли по курсу на момент проведения инвентаризации по каждому из видов валюты. Полученные в ходе пересчета данные заносятся в опись по отдельным вида валюты, например евро или доллары США.

Порядок ведения кассовых операций, а также порядок хранения и расходования денежных средств регламентируется в настоящее время Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации в Российской Федерации от 12 октября 2011 г. № 373-П.

Согласно данному Порядку, независимо от форм собственности предприятия, объединения, организации и учреждения обязаны хранить свободные денежные средства в специализированных учреждениях банков (банках).

Как правило, расчеты по своим обязательствам с другими организациями производится предприятием в безналичном порядке через банки, или применяя иные другие формы расчетов, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, могут расходоваться только на цели, указанные в чеке, например, на выплату заработной платы сотрудникам, или на выдачу денежных средств под авансовый отчет сотруднику организации.

По согласованию с обслуживающим банком предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах установленных лимитов. В случае возникновения необходимости установленные банком лимиты могут пересматриваться.

Всю денежную наличность сверх установленных лимитов организации обязаны сдавать в банк в соответствии с согласованными с обслуживающими банками сроки. Следует помнить, что все наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

В том, случае если организация имеет постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками данная выручка может расходоваться на следующие цели:

- на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот;

- на закупку сельскохозяйственной продукции;

- на скупку тары и вещей у населения.

Организации не имеют права накапливать в своих кассах наличные денежные средства, сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе и на оплату труда. Данное превышение допускается на срок не более 3-х дней - для денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы персоналу организации.

Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий. Предприятия могут осуществлять выдачу наличных деньги под отчет на такие цели как: хозяйственно-операционные расходы, расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.

Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся лицам на эти цели.

Все лица получившие наличные деньги под отчет, обязаны в срок, не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который были выданы подотчетные суммы, или же со дня их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Следует помнить, что в дальнейшем, выдача наличных денег под отчет может производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Перед проведением инвентаризации материально-ответственное лицо предоставляет расписку о сдаче всех расходных и приходных документов и о списании и оприходования всех денежных средств поступивших под его ответственность.

При проведении инвентаризации денежных средств в кассе организации следует обратить внимание на оформление первичных документов по поступлению и расходованию денежных средств (приходные и расходные кассовые ордера), каждый из которых должен быть зарегистрирован в журнале регистрации, на ведение кассовой книги.

Следует помнить при проведении инвентаризации, что к заполнению всех приходных и расходных ордеров, квитанции применяются очень жесткие требования - исправления, помарки, подчистки - не допускаются.

Осуществление приема наличных денежных средств в кассу организации, производится в соответствии с приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя. На все поступившие в кассу организации денежные средства оформляются приходные кассовые ордера по форме КО-1, отрывная часть которого заверяется печатью организации и выдается внесшему денежные средства лицу. Денежные средства могут поступать в кассу организации в результате снятия с расчетного счета в банке, от покупателей, от учредителей, в качестве вклада в уставный капитал, в результате возврата из неиспользованных подотчетных средств, в качестве возврата займов, возмещения ущерба сотрудниками организации, и т.д. Кассиром организации при осуществлении операции по приему денежных средств в кассу организации к приходному кассовому ордеру о приеме денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера или иного лица, на это уполномоченного.

В случае осуществления операций по приему денежных билетов и монет в счет платежей кассирам организации необходимо руководствоваться установленными Центральным банком Российской Федерации признаками и правилами определения платежности банковских билетов (банкнот) и монет Банка России.

В бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 50«Касса» - Кредит 51«Расчетные счета»» - поступили в кассу денежные средства с расчетного счета;

Дебет 50«Касса» - Кредит 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» - поступили в кассу денежные средства от покупателей за отгруженные товары, оказанные услуги;

Дебет 50«Касса» - Кредит 71«Расчеты с подотчетными лицами» - поступили в кассу неизрасходованные денежные средства;

Дебет 50«Касса» - Кредит 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям» - поступления от сотрудников организации;

Дебет 50«Касса» - Кредит 75«Расчеты с учредителями» - поступление от учредителей в качестве вклада в уставный капитал организации;

Дебет 50«Касса» - Кредит 91«Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы» - поступила выручка от прочих доходов.

Операции по выдаче наличных денег из кассы предприятий оформляются расходным кассовым ордерам по форме КО-2, в соответствии с надлежаще оформленным документам такими, как платежные ведомости, заявлениям на выдачу денег, счетами и др., с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера.

Выдача наличных денежных средств из кассы, как правило производится в следующих случаях: выдача заработной платы (и иных платежей отпускные, премии и т.д.) работникам организации, выдача денежных средств под отчет, сдача наличных в банк, оплата поставщикам, выплаты учредителям. Документы на выдачу денег подписываются руководителем организации и главным бухгалтером предприятия, а также иными другими лицами, на это уполномоченными. В случаях, когда на документах прилагаемых к расходным кассовым ордерам, таких как, заявления или счета имеется разрешительная надпись руководителя предприятий, его подпись на расходных кассовых ордерах в этом случае не является обязательной.

В бухгалтерском учете организации при осуществлении операций по выдаче наличных денежных средств делаются следующие проводки:

Дебет 51«Расчетные счета» - Кредит 50«Касса» - денежные средства из кассы внесены на расчетный счет;

Дебет 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками - Кредит 50«Касса» - произведена оплата наличными денежными средствами поставщику за поставленные товарно-материальные ценности, оказанные услуги;

Дебет 70«Расчеты с персоналом по оплате труда» - Кредит 50«Касса» - выплачена из кассы заработная плата сотрудникам организации;

Дебет 71«Расчеты с подотчетными лицами» - Кредит 50«Касса» - выдано на хозяйственные расходы под отчет сотруднику;

Дебет 75«Расчеты с учредителями» - Кредит 50«Касса» - выдача учредителям дивидендов.

При наличии централизованной бухгалтерской службы на общую сумму выданной заработной платы работникам предприятия оставляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной ведомости.

При проведении операции по выдаче наличных денежных средств отдельному лицу кассир требует предъявления документа, удостоверяющего личность, такого, например, как паспорт сотрудника. При этом в расходном кассовом ордере кассиру следует указать наименование и номер документа предъявленного сотрудником, также, кем и когда данный документ был выдан.

В том случае, когда документ, заменяющий расходный кассовый ордер составлен на выдачу денег нескольким лицам, то получателями денежных средств также предъявляют указанные документы, удостоверяющие их личность, и расписываются в соответствующей графе платежных документов. Однако в таком случае, запись о данных документах удостоверяющего личность, на денежном документе, заменяющем кассовый расходный ордер, может не производиться.

Расписка в получении денежных средств может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.

Следует помнить, что в том случае, когда осуществляется операция по выдаче денежных средств лицу, не состоящему в списочном составе предприятия, расходные кассовые ордера выписываются кассиром организации, или же лицом, на которого в соответствии с приказом руководителя организации возложена данная обязанность, на каждое лицо или по отдельной ведомости.

Выдача денежных средств кассиром предприятия может производится только лицу, указанному в расходном ордере или замещающем его документе. В том случае, если выдача денежных средств производится по доверенности, оформленной в установленном действующем законодательстве порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. В том случае, когда выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности».

Доверенность остается в документах дня в качестве приложения к расходному кассовому ордеру или ведомости.

После истечения установленных, действующем законодательством сроков оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий кассиру организации необходимо выполнить следующие действия:

- во-первых, в платежной или расчетно-платежной ведомости напротив фамилии лиц, которым не были произведены выплаты начисленных сумм заработной платы или пособий по социальному страхованию и стипендий, необходимо поставить штамп или сделать отметку от руки: «Депонировано»;

- во-вторых, необходимо составить реестр депонированных сумм;в конце платежной ведомости кассиру организации, производившему выплаты, необходимо сделать надпись о фактически выплаченной им сумме денежных средств, данную сумму необходимо сверить с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надпись подписью кассира;

- в третьих, в кассовой книге делается запись о фактически выплаченной сумме денежных средств и на платежной ведомости ставится штамп: «Расходный кассовый ордер № ____».

После чего, бухгалтерской службой предприятия производится проверка отметок, сделанных кассирами в платежных ведомостях, и производится подсчет выданных и депонированных по ним сумм.

Депонированные суммы подлежат сдаче в банк, на сданные суммы денежных средств составляется один общий расходный кассовый ордер.

При проведении инвентаризации кассы необходимо проверить правильность ведения и заполнения кассовой книгой.

В условиях автоматизированного ведения кассовой книги при проведении инвентаризации кассы необходимо произвести проверку правильности работы программных средств обработки кассовых документов.

Как правило, кассовая книга предприятия ведется кассиром. Каждый лист кассовой книги состоит из 2-х одинаковых частей (кассир заполняет только первую часть, вторая заполняется через копировальную бумагу). Второй экземпляр является отчетом кассира, именно к нему в конце рабочего дня подшиваются все приходные и расходные кассовые ордера, а также подтверждающие документы. На сегодняшний момент в большинстве организаций кассовая книга, также как и бухгалтерский учет ведется автоматизировано.

При проведении инвентаризации кассы организации рекомендуется применять метод взаимного контроля. Метод взаимного контроля заключается в том, например, что при проведении проверки денежных средств в кассу организации с расчетного счета проверяются не только данные по счету 50«Касса», но и по счету 51«Расчетный счет».

Следует помнить, что за исключением индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и уплачивающих единый налог на вмененный доход, во всех остальных случаях прием денежных средств, в качестве выручки может осуществляться с применением кассового аппарата. При приеме денежных средств от покупателей кассиров пробивается кассовый чек, а по итогам рабочего дня с кассового аппарата снимается Z отчет, показывающий общую сумму выручки за день.

По результатам проведенной инвентаризации составляется Акт инвентаризации денежных средств по форме ИНВ-15(Приложение В).

В результате проведенной инвентаризации может быть выявлен как излишек, так и недостаток, в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Дебет 50«Касса» - Кредит 91«Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» - в ходе проведенной инвентаризации кассы выявлен излишек денежных средств;

Дебет 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - Кредит 50«Касса» - в ходе проведенной инвентаризации выявлена недостача денежных средств в кассе организации;

Дебет 73«Расчеты с персоналом по прочим операциям» - Кредит 94«Недостачи и потери от порчи ценностей» - выявленная в кассе недостача денежных средств отнесена на материально-ответственное лицо - кассира организации.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так согласно КоАП РФ за нарушение порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Помимо проведения инвентаризации кассы, в целях обеспечения контроля за сохранностью денежных средств по решению руководителя предприятия, или же по требованию налогового органа в организации могут проводиться внезапные ревизии кассы Ревизия кассы проводится членами специальной комиссии, утверждаемой приказом руководителя предприятия. В том случае, если инициатором проведения такой ревизии является налоговой орган, в состав комиссии включают ее сотрудника - проверяющего.

Систематические проверки соблюдения предприятиями порядка требований Порядка ведения кассовых операций может осуществляться обслуживающими организацию банками. При этом все предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны к выполнению предприятиям.

При проведении ревизии кассы, также как и проведении инвентаризации могут быть выявлены как излишки денежных средств, так и их недостача. В бухгалтерском учете делаются соответствующие проводки.

Инвентаризация резервов

Основной задачей проведения инвентаризации резервов предстоящих расходов и платежей - проверка правильности и обоснованности созданных на предприятии резервов.

В соответствии с НК РФ организации могут создавать следующие виды резервов:

- резервы на оплату отпусков;

- резервы по сомнительным долгам;

- резервы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

- резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Резервы по сомнительным долгам используются для покрытия убытков, полученных от безнадежных долгов. К безнадежным долгам относят те долги, срок исковой давности по которым истек или, в соответствии с гражданским законодательством, либо само обязательство было прекращено.

К сомнительным долгам относят любую задолженность перед налогоплательщиком, которая была образована в следствии реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.д., если эта задолженность не погашена в срок, в соответствии с заключенным договором, и не обеспечена банковской гарантией, залогом, поручительством.

Действующим на сегодняшним законодательством, не предусмотрено, обязательное наличие резерва по сомнительным долгам для организации, поэтому решение о создании такого резерва принимается организациями самостоятельно, и обязательно отображается в учетной политики организации.

Размер создаваемого резерва по сомнительным долгам, в соответствии с НКРФ, определяется исходя из результатов от проведенной на последнее число отчетного периода инвентаризации, и исчисляется следующим образом:

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

- по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии с НК РФ.Если сумма образованного резерва по сомнительным долгам не была израсходована полностью налогоплательщиком в отчетном периоде, она может быть перенесена на следующие периоды.

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу в бухгалтерском учете используется счет 96«Резервы предстоящих расходов».

Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.

Аналитический учет по счету 96«Резервы предстоящих расходов» ведется по отдельным резервам.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, организации вправе создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы, в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Если решение о создании такого резерва принято, необходимо в учетной политике организации, для целей налогообложения отразить принятый способ резервирования, определить ежемесячную сумму отчислений и ежемесячный процент.

Для определения размера ежемесячных отчислений на создание резерва на оплату отпусков необходимо составить специальный расчет (смету), исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов, в соответствии, с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Таблица 1 - Тарифы страховых взносов

  ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
2010 г.
Общий режим налогообложения 20% 2,9% 1,1% 2% 26%
2011 г.
Общий режим, УСНО, ЕНВД 26% 2,9% 2,1% 3% 34%
С 2012 г.
Общий режим, УСНО, ЕНВД 26% 2,9% 5,1% - 34%

Процент отчислений в указанный резерв на оплату отпусков определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Инвентаризацию резерва предстоящих расходов на оплату отпусков необходимо проводить в обязательном порядке на конец отчетного периода. Если на последнее число текущего налогового периода (31 декабря) будут выявлены суммы резерва, которые не были использованы в текущем периоде, необходимо в обязательном порядке включить их в состав налоговой базы текущего периода.

При превышении фактически начисленного резерва над суммой подтвержденного инвентаризацией расчета в бухгалтерском учете необходимо сделать следующую запись:

Дебет 20«Основное производство», 23«Вспомогательное производство», 25«Общепроизводственные расходы», 26«Общехозяйственные расходы», 44«Расходы на продажу» - Кредит 96«Резервы предстоящих расходов» - сумма резерва включена в затраты;

Дебет 96«Резервы предстоящих расходов» - Кредит 97 «Расходы будущих периодов» - сумма расходов будущих периодов списана за счет доначисленного резерва.

В том случае, если сумма фактически начисленного резерва будет меньше суммы резерва, подтвержденного в ходе инвентаризации, возникшая разница включается в состав доходов, в бухгалтерском учете делается следующая запись:

Дебет 96«Резервы предстоящих расходов» - Кредит 91«Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников резерв предстоящих расходов на оплату отпуска работников предприятия должен быть уточнен.

Если в следующем, после проведенной инвентаризации периоде, организацией не планируется дальнейшее создание резерва на оплату отпусков, необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику предприятия и имеющийся остаток резерва по данным бухгалтерского учета, в целях налогообложения относится к внереализационным доходам.

В соответствии с НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Следует помнить, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной инвентаризации в следующем порядке:

- если срок возникновения сомнительной задолженности свыше 90 дней - в резерв включается полная сумма выявленной задолженности;

- срок возникновения задолженности от 45 до 90 дней - в резерв включается 50 процентов от выявленной суммы;

- срок возникновения задолженности до 45 дней - не включается в сумму резерва.

При этом сумма резерва не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.Если сумма резерва по сомнительным долгам будет не полностью использован организацией в отчетном периоде, допускается ее перенесение на следующий отчетный или налоговый период.

В ходе проведения инвентаризации резерва по сомнительным долгам необходимо проверить правильность и документальную обоснованность признания долга сомнительным. Провести анализ имеющихся резервов, сопоставить размер резерва с выручкой предприятия за период.

По результатам инвентаризации с<

Наши рекомендации