Анализ расходов на реализацию
Расходы на реализацию – важнейший качественный показатель деятельности организаций торговых предприятий. Основная задача анализа расходов – выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию. В процессе анализа изучают динамику расходов на реализацию, выявляют и измеряют влияние основных факторов на их размер.
Анализ расходов на реализацию проводят по данным бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, первичных и сводных документов, внеучетных источников информации и личных наблюдений.
Расходы на реализацию торговых организаций характеризуются абсолютной суммой и относительным показателем – уровнем. Абсолютный показатель отражает общую сумму расходов организаций за определенный период, но не дает представления о результате, полученном на каждый рубль затрат, т.е. об эффективности расходов. Поэтому анализ торговых расходов увязывают с изучением товарооборота, т.е. оценку расходам на реализацию дают по их уровню. Уровень расходов на реализацию представляет отношение их суммы к товарообороту, выраженное в процентах:
Урр = РР / РТО * 100, (7)
где Урр – уровень расходов на реализацию, %;
РР – сумма расходов на реализацию, млн руб.;
РТО – товарооборот, млн руб.
Уровень расходов на реализацию является одним из важнейших качественных показателей оценки хозяйственной деятельности торговых организаций и показывает, сколько процентов занимают расходы на реализацию в стоимости товаров.
Для оценки расходов на реализацию также применяют показатель затратоотдачи, который показывает, сколько рублей товарооборота приходится на один рубль произведенных расходов и определяется отношением товарооборота к общей сумме расходов:
З = РТО : РР, (8)
где З – затратоотдача, млн руб.;
РТО – товарооборот, млн руб.;
РР – сумма расходов на реализацию, млн руб.
Анализ расходов на реализацию обычно начинают с сопоставления фактических данных с данными прошлых периодов в абсолютных показателях и по уровню.
Информация о динамике расходов на реализацию в ОАО «Постторг» представлена в таблице 20.
Таблица 20 – Динамика расходов на реализацию в ОАО «Постторг» за 9 месяцев 2012 – 9 месяцев 2013 гг.
Показатели | Январь-сентябрь 2012 | Январь-сентябрь 2013 | Отклонение, (+,-) | Темп изменения, % | ||||
сумма, млн руб. | уровень, % | сумма, млн руб. | уровень, % | по сумме, млн руб. | по уровню, % | по сумме | по уровню | |
Розничный товарооборот, в действующих ценах | 241166,475 | 294613,225 | 53446,750 | 122,2 | ||||
Расходы на реализацию, в т.ч.: | ||||||||
транспортные расходы, связанные с доставкой товара | 293,464 | 0,12 | 407,261 | 0,14 | 113,797 | 0,02 | 138,8 | 113,6 |
расходы на оплату труда | 15523,317 | 6,44 | 22370,548 | 7,59 | 6847,231 | 1,16 | 144,1 | 118,0 |
расходы по аренде ОС и НМА | 1044,169 | 0,43 | 1430,800 | 0,49 | 386,631 | 0,05 | 137,0 | 112,2 |
расходы на содержание сооружений, помещений, инвентаря | 4198,618 | 1,74 | 4811,051 | 1,63 | 612,433 | -0,11 | 114,6 | 93,8 |
амортизация ОС и НМА | 679,824 | 0,28 | 1042,640 | 0,35 | 362,816 | 0,07 | 153,4 | 125,5 |
затраты и отчисления на ремонт | 1328,387 | 0,55 | 855,520 | 0,29 | -472,867 | -0,26 | 64,4 | 52,7 |
износ МБП | 151,689 | 0,06 | 197,328 | 0,07 | 45,639 | 0,01 | 130,1 | 106,5 |
расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров | 198,447 | 0,08 | 250,382 | 0,08 | 51,935 | 0,00 | 126,2 | 103,3 |
расходы на торговую рекламу | 4,515 | 0,00 | 8,877 | 0,00 | 4,362 | 0,00 | 196,6 | 161,0 |
проценты за пользование кредитами и займами | 4,168 | 0,00 | 0,013 | 0,00 | -4,155 | 0,00 | 0,3 | 0,2 |
потери товаров при транспортировке, хранении в пределах норм | 133,396 | 0,06 | 155,779 | 0,05 | 22,383 | -0,01 | 116,8 | 95,6 |
расходы на тару | 39,404 | 0,02 | 26,620 | 0,01 | -12,784 | -0,01 | 67,6 | 55,3 |
налоги, отчисления и сборы | 5465,603 | 2,27 | 7663,094 | 2,60 | 2197,491 | 0,33 | 140,2 | 114,8 |
расходы по обеспечению условий труда | 36,447 | 0,02 | 80,893 | 0,03 | 44,446 | 0,01 | 221,9 | 181,7 |
управленческие расходы | 5409,182 | 2,24 | 8199,924 | 2,78 | 2790,743 | 0,54 | 151,6 | 124,1 |
расходы по управлению и функционированию организации | 1296,191 | 0,54 | 1570,395 | 0,53 | 274,204 | -0,01 | 121,2 | 99,2 |
прочие расходы | 82,978 | 0,03 | 173,020 | 0,06 | 90,042 | 0,03 | 208,5 | 170,7 |
Итого расходы на реализацию | 35889,797 | 14,88 | 49244,144 | 16,71 | 13354,347 | 1,83 | 137,2 | 112,3 |
Затратоотдача, млн руб. | 6,720 | 5,983 | -0,737 | 89,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Таким образом, общая сумма расходов на реализацию за 9 месяцев 2013 года возросла на 13354,347 млн рублей или на 37,2 % и составила 49244,144 млн рублей. По уровню они увеличились на 1,83 % и составили 16,71 %. Наибольший удельный вес в расходах занимают расходы на оплату труда – 45,4 % (22370,548 : 49244,144 * 100). По данной статье сумма расходов увеличилась на 6847,231 или на 44,1 % и составила 22370,548 млн рублей. Следует обратить внимание, что статья проценты за пользование кредитами и займами занимает наименьший удельный вес – 0,00003 % (0,013 : 49244,144 * 100) и снизилась по сравнению с прошлом периодом на 99,7 %.
Для объективной оценки выполнения динамики торговых расходов необходимо детально и глубоко проанализировать влияние факторов на их размер. Факторы с некоторой условностью можно подразделить на независимые от результатов и качества работы торговых предприятий и зависимые от них.
К независимым относятся изменение розничных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, топливо, прием и передача магазинов и др. Зависимые факторы включают степень выполнения плана и динамику товарооборота, изменение времени обращения товаров, изменение производительности труда, внедрение прогрессивных форм торговли, расширение поставки от местных поставщиков и др. Такая группировка факторов позволяет определить действительный размер экономии или перерасхода расходов на реализацию, установить положительные и отрицательные моменты в работе, пути и резервы сокращения расходов.
Для измерения влияния динамики товарооборота на расходы на реализацию их предварительно необходимо подразделить на условно-постоянные и условно-переменные.
К условно-переменным мы отнесем те расходы, которые растут пропорционально изменению объема товарооборота в динамике, а уровень их остается постоянным:
- транспортные расходы;
- расходы на хранение, подсортировку и упаковку товаров;
- потери товаров при перевозке, хранении, реализации в пределах норм;
- расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды;
- проценты за пользование кредитами и др.
К условно-постоянным мы отнесем те расходы, суммы которых остаются постоянными при увеличении товарооборота:
- расходы на содержание зданий, сооружений, инвентаря;
- расходы на ремонт основных средств;
- амортизация ОС и НМА и др.
Значительное влияние на расходы на реализацию оказывает изменение товарооборачиваемости. При ускорении времени обращения товаров относительно снижаются товарные запасы и, как результат, уменьшаются проценты за пользование банковским кредитом, товарные потери в пределах и сверх норм, расходы по хранению товаров и некоторые другие расходы.
Определенное влияние на расходы оказывает снижение или повышение цен реализации на товары, услуги. Однако изменение цен оказывает влияние не на все статьи расходов. Повышение цен ведет к росту объема товарооборота, а следовательно к снижению уровня расходов на реализацию.
В будущем ОАО «Постторг» может сократить свои расходы на реализацию за счет:
- увеличения производительности труда работников;
- изменения структуры товарооборота в сторону реализации менее издержкоемких товаров, штучных и фасованных товаров; увеличения опта;
- сокращения транспортных расходов путем закупки товаров у местных поставщиков и др.