Применяемая система учета основных средств на предприятии
Основные средства организации представляют собой часть имущества, используемую в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управления организацией и действующую в натуральной форме.
Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
– использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организаций, а также для сдачи за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
– использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– не предполагается последующая перепродажа данных активов;
– способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В составе основных средств ООО "Стройматериалы" на сч. 01/1 "Основные средства (земельный участок) учитывается земельный участок, на котором непосредственно находится территория ООО "Стройматериалы". На сч. 01/2 учитываются прочие основные средства, к которым относятся: здание склада, здание магазина, здание администрации, забор, навес, торговое оборудование, набор мебели, отопительная система, ленточный станок, токарный станок, пилозаточной станок, станок для разводки зубьев, компьютер, сплит-система и другое.
Приобретение основных средств может осуществляться на основании хозяйственных договоров, основаниями которых являются акт приемки основных средств, счет, счет-фактура, платежно-расчетные документы, а также в качестве вклада в уставный капитал.
Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в денежной оценке. От правильности и достоверности их оценки зависит точность начисления амортизации, а, следовательно, исчисление себестоимости товаров, отпускных цен на них, сумм причитающегося налога на имущество и других показателей. Принципы оценки имущества установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости изготовления.
Учет основных средств организуется в бухгалтерии по классификационным группам в разрезе инвентарных объектов. Под инвентарным объектом понимается законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, относящимися к данному объекту. Каждому инвентарному объекту присваивается соответствующий номер. Инвентарный номер обязательно указывается в первичных документах, которыми оформляется перемещение данного объекта.
Поступление и движение принадлежащих предприятию на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в аренду, учитывается на активном счете 01 "Основные средства".
В соответствии с Концепцией бухгалтерского учета в России оценка основных средств производится по фактической (первоначальной) стоимости, то есть в сумме денежных средств, уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объектов.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату для целей бухгалтерского учета, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Главным источником появления у предприятия нового имущества, учитываемого в составе основных средств, являются вложения во внеоборотные активы. Они представляют собой совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством (включая реконструкцию и перевооружение предприятия), приобретением новых объектов ООО "Стройматериалы" собирает фактические затраты, связанные с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы". По дебету его отражаются:
1) затраты по приобретению основных средств в корреспонденции с теми же счетами;
2) суммы начисленного износа, относящиеся к объектам вложений во внеоборотные активы, в корреспонденции со счетами 02 "Амортизация основных средств" (для целей бухгалтерского учета);
3) уплаченные проценты по кредитам, полученным на приобретение основных средств и финансирование вложений во внеоборотные средства в пределах ставки ЦБ РФ до момента принятия на учет основных средств.
По кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" фиксируется:
1) стоимость объектов, принятых в эксплуатацию или приобретенных за плату (при имеющейся государственной регистрации в случаях, обязательных по законодательству) – в корреспонденции со счетом 01 "Основные средства";
2) стоимость выбывших (проданных, безвозмездно переданных) вложений во внеоборотные активы (незавершенного капитального строительства) – дебетуется счет 91 "Прочие доходы и расходы";
3) стоимость выявленных при инвентаризации недостач или испорченных вложений – корреспондирует счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей"; по потерям в связи с чрезвычайными обстоятельствами применяется счет 99 "Прибыли и убытки".
Сальдо по счету 08 отражает величину вложений в незавершенное строительство или незаконченные операции приобретения основных средств и определяется как разница между затратами на их проведение и стоимостью переведенных на учет средств по счету 01 "Основные средства"
Законченные строительством сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, а также стоимость приобретенных предприятием средств, не требующих монтажа, транспортных средств, земельных участков принимается на учет по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы" на основании оформленных в установленном порядке актов приемки – передачи.
При этом следует помнить, что первоначальная стоимость основных средств, поступивших на предприятие через вложения во внеоборотные активы, включает фактические затраты на их возведение (сооружение) или приобретение, а также расходы на доставку и установку.
Основные средства, кроме того, могут поступать на предприятие от учредителей в счет их вкладов в уставный капитал. Такие объекты приходуются по стоимости, определяемой соглашением сторон, с помощью записи по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями".
Хозяйственные операции по учету основных средств отражаются следующими записями.
Внесение основных средств учредителем в счет вклада в уставный капитал на их согласованную стоимость отражается записью:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" – Kредит 75 "Расчеты с учредителями".
Приобретение оборудования и основных средств также отражается через счет 08. При этом по счету 08 собираются расходы по доставке и установке:
Дт 08 "Вложения во внеоборотные активы", Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" – на сумму НДС – Kт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму, указанную в счетах поставщиков.
Принятие на учет основных средств по стоимости капитальных вложений отражается бухгалтерской записью:
Дт 01 "Основные средства" – Kт 08 "Вложения во внеоборотные активы".
НДС засчитывается при расчетах с бюджетом после оплаты записью:
Дт 68" Расчеты по налогам и сборам" -Кт 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Амортизация основных средств.
Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки производства (расходов на продажу) в течение всего срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке. При начислении амортизации следует руководствоваться нормами амортизационных отчислений (для целей налогообложения), при этом по полностью амортизированным основным средствам амортизация не начисляется, так же как и при проведении реконструкции, модернизации по решению руководителя и консервации сроком более трех месяцев, а также в период восстановления средств продолжительностью более 12 месяцев.
Кроме того, такие объекты как земельные участки, объекты природопользования не подлежат амортизации. Согласно ПБУ 6/01 возможны несколько способов начисления амортизации, использование одного из них указывается в учетной политике, так же как принятый срок полезного использования средств (по их группам).
Нормы амортизации установлены в процентах к балансовой стоимости основных средств. Произведенные отчисления относятся предприятием на затраты производства или расходы на продажу – в зависимости от назначения средств; в случае начисления износа по сданным в текущую аренду средствам сумма амортизации относится на уменьшение балансовой прибыли по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", включаясь в операционные расходы.
Амортизация начисляется отдельно по каждому объекту основных средств, для этого можно использовать инвентарную книгу по типу оборотной ведомости либо учитывать ее в инвентарных карточках.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начисляются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения стоимости этого объекта либо списания его с учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
Амортизационные отчисления по объекту основных средств прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Амортизация объектов основных средств ООО "Стройматериалы" начисляется линейным способом
Годовая сумма начисления амортизационных отчислений при линейном способе определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Определение срока полезного использования при его отсутствии в технических условиях производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью применения;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы планово – предупредительных всех видов ремонта;
- нормативно – правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Амортизация основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" в корреспонденции со счетами расходов на продажу, счетом вложений во внеоборотные активы, а также за счет расходов будущих периодов. При начислении амортизации по сданным в аренду основным средствам дебетуется счет 91 субсчет "Прочие расходы".Списывается амортизация по дебету счета 02 в корреспонденции: со счетом 01 субсчет "Выбытие основных средств"
Начисленную сумму износа относят в кредит счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) в случае объектов производственного назначения, что отражается для торговых предприятий проводкой:
Дт 44 "Расходы на продажу" – Kт 02 "Амортизация основных средств".
ООО "Стройматериалы" использует линейный способ амортизации.
При этом годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.
Линейный метод предусматривает равномерное начисление амортизации в течение всего срока использования основного средства исходя из его первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования. Согласно п. 4 ст. 259 Налогового кодекса РФ норма амортизации при линейном методе определяется по следующей формуле:
K= (1/N) ∙100%, (2.1)
где K – норма амортизации в процентах;
N – срок полезного использования объекта основных средств в месяцах.
В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев перевода его по решению руководителя организации на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.Основные средства в процессе их эксплуатации на какой – то стадии могут быть предприятием реализованы, ликвидированы, списаны, переданы безвозмездно. Данные операции в учете отражаются через счет 01, субсчет "Выбытие основных средств". При этом по дебету субсчета "Выбытие основных средств" отражается стоимость выбывающих средств. В кредит субсчета "Выбытие основных средств" относятся суммы начисленной до момента выбытия амортизации. Таким образом, отражаемая по субсчету "Выбытие основных средств" остаточная стоимость выбывающего основного средства формирует прочие расходы и списывается в дебет счета 91 субсчет "Прочие расходы". Также к прочим расходам относятся понесенные в связи с выбытием этого объекта расходы (снос, разборка, демонтаж, транспортные расходы).
Наряду с расходами по счету 91, субсчет "Прочие доходы" по кредиту фиксируются прочие доходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств. К ним относится стоимость ценностей, полученных при выбытии, по цене их возможного использования или реализации (дебетуются счета учета материальных ценностей), а также выручка от продажи (дебетуется, например, счет 62). Дополнительно в дебет счета 91, субсчет "Прочие расходы" относится начисленный при продаже основных средств НДС в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Полученный сопоставлением прочих доходов и прочих расходов результат от выбытия списывается с дебета счета 91, субсчета 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" (в случае убытка – с кредита) в кредит (в случае убытка – дебет) счета 99 "Прибыли и убытки", формируя в общеустановленном порядке налогооблагаемую прибыль. При этом остаточная стоимость средств, выбывающих при чрезвычайных обстоятельствах, относится непосредственно на счет 99 сразу со счета 01, субсчета "Выбытие основных средств".