Очередность и субъектный состав наследования по закону

Введение

Наследственное право относится к одним из наиболее востребованных на практике подотраслей гражданского права. Исторически сложившееся как правовой инструмент, обеспечивающий баланс между общественными (социальными) и частными (индивидуальными) интересами в сфере имущественных отношений, наследственное право и в современном мире выступает не только в качестве одного из важнейших способов приобретения права собственности, но и создает условия для защиты имущественных интересов семьи наследодателя.

Регулирование отношений, связанных с наследованием, традиционно строится на сочетании двух основополагающих начал - индивидуального, отражающего интересы отдельной личности, и социального, отражающего интересы общества и государства. В наследовании по закону традиционным проявлением индивидуального начала считалось отнесение к числу наследников наиболее близких родственников и членов семьи наследодателя. Социальное начало, в свою очередь, проявлялось в стремлении государства, обеспечив законных наследников средствами к существованию за счет имущества умершего собственника, освободить общество от бремени содержания этих лиц.

Глава 1. Наследование по закону в российском законодательстве

Очередность и субъектный состав наследования по закону

Возрождение и законодательное закрепление частного права положены в основу государственного строительства, в фундамент глобального формирования нового законодательства. Данные конституирующие доктринальные положения отражаются на всех без исключения юридических институтах, в том числе и на наследственных правоотношениях. За всю историю развития рассматриваемого института в настоящее время в Российской Федерации создаются самые благоприятные условия для реального осуществления субъективных прав на имущество, переходящее в порядке наследования, в основе которых лежит принцип справедливости.

Одним из основных изменений в наследственном праве стало значительное расширение числа потенциальных наследников по закону. В третьей части нового Гражданского кодекса РФ учтены интересы практически всех родственников (ст. 1141-1150). В соответствии с принципом защиты интересов близких родственников количество очередей увеличилось до восьми.

В настоящее время п. 2 ст. 1142 ГК РФ относит к наследникам первой, второй и третьей очередей внуков наследодателя и их потомков, детей полнородных и неполнородных братьев и сестер наследодателя, т.е. племянников и племянниц наследодателя (п. 2 ст. 1144), двоюродных братьев и сестер. Данные лица наследуют по так называемому праву представления, когда наследники по закону соответствующих очередей (первой, второй или третьей) умерли до открытия наследства или одновременно с наследодателем (ст. 1146 ГК РФ).

В качестве наследников пятой очереди призываются родственники четвертой степени родства - дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные бабушки и дедушки) (п. 2 ст. 1145 ГК РФ). Наследниками шестой очереди выступают родственники пятой степени родства - дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В качестве наследников восьмой очереди выступают нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, которые не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним (п. 2, 3 ст. 1148 ГК РФ).

В целом круг и состав субъектов наследственных отношений значительно расширился. Данное принципиальное нововведение позволяет максимально полно обеспечить частные интересы, справедливо соотнести интересы граждан и государства при наследовании.

Если отсутствуют наследники предшествующих очередей, либо они отказались от наследования, либо признаны недостойными наследниками, то к наследованию в качестве наследников седьмой очереди по закону призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя.

В этой ситуации обнаруживается некоторая непоследовательность законодателя. На сегодня ни Гражданский кодекс РФ, ни Семейный кодекс РФ не содержат определений понятий «отчим», «мачеха», «пасынок» и «падчерица».

Исходя из общего употребления, отчим - это неродной отец, муж матери по отношению к ее детям от предыдущего брака; мачеха - неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака; падчерица - неродная дочь одного из супругов; пасынок - неродной сын одного из супругов[1].

Также не в полной мере в законе определен круг их прав и обязанностей, за исключением отдельных случаев (в частности, ст. 97 СК РФ). При этом п. 1 ст. 1147 ГК РФ приравнивает усыновленных и усыновителей к кровным родственникам.

Как представляется, данное положение не вполне отражает значение перечисленных субъектов для наследодателя. Даже если отчим и мачеха не являются усыновителями, скорее всего, пасынки и (или) падчерицы находились в том числе и на их содержании, тесно общались друг с другом, помогали и уделяли друг другу особое внимание, делились переживаниями, личными и бытовыми проблемами. В свою очередь, отчим и (или) мачеха, по сути, заменили наследодателю родителей и несли бремя содержания, заботы и ответственности за его воспитание и образование. Их роль в жизни и взрослении наследодателя неоценима, как неоценима роль отца и матери для ребенка. Поэтому, исходя из фактического положения этих субъектов, согласно определяющему этическому и правовому принципу справедливости пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя должны быть отнесены законодателем не к одной из последних очередей наследников по закону, а по крайней мере ко второй очереди.

Более того, если говорить о справедливом балансе прав и обязанностей участников гражданско-правовых отношений, следует обратить особое внимание на категорию, в этом смысле обойденную законодателем. Речь идет о правовом статусе фактического воспитателя в отношениях, связанных с наследованием по закону.

В ГК РФ названное понятие отсутствует. Семейный кодекс РФ определяет фактических воспитателей как лиц, осуществлявших действительное (фактическое) воспитание и содержание несовершеннолетних детей, не включая в их число законных опекунов и приемных родителей (п. 3 ст. 96 СК РФ). При этом фактическим воспитателем может быть любой родственник или свойственник наследодателя, а также иное лицо, которое фактически несло на себе бремя материального содержания, моральной ответственности за воспитанника.

Поэтому необходимо, во-первых, включить в число наследников по закону фактических воспитателей; во-вторых, отнести фактических воспитателей ко второй очереди наследования по закону. Таким образом, наследственное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. В круг наследников по закону должны входить не только близкие и дальние родственники, а также лица, связанные отношениями свойства, но и лица, фактически заменившие наследодателю родителей. Это изменение позволит соблюсти необходимое равновесие прав и обязанностей указанных субъектов семейных отношений, что, в свою очередь, является частным воплощением справедливости в праве.

Наши рекомендации