Амортизация основных средств для целей бухгалтерского учета и налогообложения
Амортизационные отчисления по объекту начинаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости этого объекта либо списания с бухгалтерского учета. Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания.
В настоящее время начисление амортизации объектов ОС производится одним из следующих способов:
· Линейный способ — амортизация начисляется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования.
· Способ уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной в зависимости от срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения.
· Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе — число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.
· Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) — исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.
Расчет сумм амортизации организации производят ежемесячно. Начисленную сумму амортизации по собственным ОС отражают в бухгалтерском учете следующим образом: формируются проводки по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в кредит счета 02 «Амортизация основных средств».
По основным средствам, сданным в текущую аренду, сумма амортизации отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в кредит счета 02 «Амортизация основных средств».
Сумма амортизации по полностью амортизированным ОС не начисляется. При поступлении ОС, ранее бывших в эксплуатации, срок полезного использования у нового собственника определяют вычитанием из срока полезного пользования, установленного для новых объектов, срока фактической эксплуатации у прежнего собственника.
Для организаций, применяющих ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль», одновременно с начислением амортизации проводится расчет постоянных и временных разниц. Для организаций, уплачивающих налог на прибыль, начисление износа в налоговом учете не отражается, так как эта операция не влияет на признание доходов и расходов. Для индивидуального предпринимателя, применяющего общий режим налогообложения, в налоговом учете амортизация рассчитывается только в части оплаченной стоимости объектов.
Начисление амортизации в программе выполняется операцией Амортизация и износ основных средств, которая является регламентной обработкой и входит в состав регламентной операции Закрытие месяца. Для отдельного выполнения данной операции предназначена обработка Амортизация и износ основных средств (рис. 7.15), которая открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.15.Окно регламентной операции Амортизация и износ основных средств
В открывающемся списке Период выбирается период проведения расчета. В открывающемся списке Организация указывается наименование организации, по которой производится расчет. Для выполнения операции предназначена кнопка Выполнить и закрыть.
Выбытие основных средств
Основные средства выбывают из организации в случаях: списания, передачи, реализации по договорам мены.
Передача объекта ОС может быть оформлена с предварительной подготовкой к передаче. В этом случае вводится документ Подготовка к передаче ОС (рис. 7.16). Документ регистрируется в списке документов Подготовка к передаче ОС, который открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.16.Окно документа Подготовка к передаче ОС
Документ Подготовка к передаче ОС предназначен для отражения подготовки к переходу права собственности по основным средствам, если сделка по продаже подлежит государственной регистрации. В табличной части Основные средства указывается список основных средств, предназначенных для передачи.
После получения необходимых документов на передачу ОС вводится документ Передача ОС (рис. 7.17). Документ регистрируется в списке документов Передача ОС, который открывается с помощью ссылки Передача ОС раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.17.Вкладка Основные средства окна документа Передача ОС
Если для данного объекта ОС был выписан документ Подготовка к передаче ОС, то в поле Документ передачи указывается данный документ. При этом многие реквизиты документа Передача ОС заполняются автоматически. В полях Контрагент и Договор указываются контрагент, которому передается ОС, и название договора с контрагентом.
В табличной части вкладки Основные средства указывается список ОС, предназначенных для продажи: название, сумма продажи, процент НДС, счета учета доходов и расходов, а также субконто — вид прочих доходов и расходов. На вкладке Счета расчетов указываются счет расчетов с покупателем и счет расчетов с покупателем по авансам. Эти сведения используются при формировании проводок.
При проведении документа доначисляется амортизация за месяц выбытия (либо износ за год), в котором производится операция, а в бухгалтерском учете списываются суммы начисленной амортизации (износа) и формируется остаточная стоимость, если данные операции не были проведены документом Подготовка к передаче ОС. Затем остаточная стоимость списывается на операционные расходы организации, а в учете отражается задолженность по взаиморасчетам.
С помощью документа Списание ОС (рис. 7.18) можно оформить снятие с учета ОС в связи с моральным или физическим износом, а также при ликвидации в связи с чрезвычайной ситуацией. Документ регистрируется в списке документов Списание ОС, который открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.18.Окно документа Списание ОС
В поле Причина списания выбирается причина списания основных средств. Значение указывается в печатных формах. В поле Событие ОС выбирается наименование события в жизни основного средства, которое отражается документом. В поле Счет списания указывается счет прочих расходов, на котором отражаются расходы от списания ОС. Поле Прочие доходы предназначено для выбора статьи прочих доходов, по которой отражаются доходы от списания основного средства. В табличной части Основные средства указывается список основных средств, предназначенных для списания.
Для списания основных средств к счету 01 «Основные средства» открывают субсчет 01-В «Выбытие основных средств». Потери и расходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами отражаются на счете 99 «Прибыли и убытки». Доходы и расходы от списания отражаются в текущем отчетном периоде и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Выбытие ОС оформляется унифицированными первичными документами, которые можно сформировать и распечатать в форме документа Списание ОС.
Инвентаризация ОС
В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие имущества и обязательств, их состояние и оценка. Последовательность действий, связанных с проведением инвентаризации, условно можно подразделить на подготовительные работы, проведение проверки, анализ полученных данных и оформление результатов.
Данные по инвентаризации вводятся документом Инвентаризация ОС (рис. 7.19). Документ регистрируется в списке документов Инвентаризации ОС, который открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.19.Вкладка Основные средства окна документа Инвентаризация ОС
В табличную часть вкладки Основные средства вводятся сведения об ОС выбранной организации и подразделения. Для автоматического заполнения таблицы предназначен список Заполнить. На вкладке Дополнительно вводятся сведения о причинах проведения инвентаризации, а также о членах инвентаризационной комиссии.
Для документа разработаны следующие печатные документы инвентаризации: приказ о проведении инвентаризации, инвентаризационная опись основных средств и сличительная ведомость результатов инвентаризации.
Документ Инвентаризация ОС не формирует проводок, но по результатам инвентаризации возможно проведение других операций.
На основании инвентаризации производится принятие к учету ОС, по которым в результате инвентаризации выявлен излишек. Такие ОС по правилам бухучета подлежат оприходованию по текущей рыночной стоимости и отнесению на финансовые результаты организаций в качестве внереализационных доходов. Для оприходования вводится документ Принятие к учету ОС с видом операции По результатам инвентаризации.
При выявлении недостачи производится списание ОС. Стоимость списываемых ОС относится на виновных лиц. Если таковые не установлены, то стоимость ОСсписывается на издержки производства и обращения. Данная операция отражается вводом документа Списание ОС.
При выявлении изменения местоположения ОС, по которым в результате инвентаризации выявлена недостача в одном подразделении и излишек в другом, вводится документ Перемещение ОС.
Нематериальные активы (НМА)
Учет нематериальных активов (НМА) ведется согласно ПБУ 14/2000. Для принимаемых организацией к учету НМА используется счет 04.1 «Нематериальные активы». Затраты по приобретению и созданию НМА ведутся на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08.5 «Приобретение нематериальных активов». При постановке НМА на учет первоначальная стоимость объекта отражается в бухгалтерском учете записью в дебет счета 04.1 «Нематериальные активы» с кредита субсчета 08.5 «Приобретение нематериальных активов». Для начисления амортизации используется кредит счетов 04 «Нематериальные активы и расходы на НИОКР» или 05 «Амортизация НМА». Выбор счета зависит от учетной политики организации. Для налогового учета используется счет Н08.01 «Формирование стоимости объектов нематериальных активов».
Поступление НМА
Для отражения в учете расходов организации на приобретение нематериальных активов предназначен документ Поступление НМА (рис. 7.20). Документ регистрируется в списке документов Поступление НМА, который открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
Рис. 7.20.Вкладка Нематериальные активы окна документа Поступление НМА
В поле Контрагент выбирается поставщик НМА. Поле Договор предназначено для указания договора купли-продажи НМА. В открывающемся списке Зачет авансов выбирается порядок зачета авансов, выданных поставщику по договору.
В табличную часть вкладки Нематериальные активы вводится список нематериальных активов: название НМА, цена приобретения нематериального актива, ставка и сумма НДС, счет учета и счет НДС.
На вкладке Счета расчетов выбираются счет расчетов с поставщиком и счет расчетов с поставщиком по авансам. На вкладке Дополнительно вводятся реквизиты первичного документа, полученного от поставщика. На вкладке Счет-фактура указываются реквизиты предъявленного поставщиком счета-фактуры.
Документ формирует проводки по дебету субсчета 08.5 «Приобретение нематериальных активов» и кредиту субсчета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» по объектам аналитического учета. Если сумма НДС больше нуля и установлен режим выделения НДС, то формируется проводка по дебету субсчета 19.2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» и кредиту субсчета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях». Также может быть сформирована дополнительная проводка по дебету субсчета 60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях» и кредиту счета 61 «Расчеты по авансам выданным», если поставщику НМА был перечислен аванс.
Принятие к учету нематериальных активов
Принятие к учету НМА отражается в учете после того, как отражены все затраты, связанные с приобретением данного объекта. Оформляется операция принятия к учету с помощью документа Принятие к учету НМА (рис. 7.21). Документ регистрируется в списке документов Принятие к учету НМА, который открывается одноименной ссылкой раздела Основные средства и НМА.
На вкладке Нематериальный актив указываются: название принимаемого к учету НМА, счет учета затрат на приобретение, способ отражения расходов по амортизации НМА — счет затрат и аналитика, на которые будут относиться расходы по амортизации.
На вкладке Бухгалтерский учет заполняются данные для бухгалтерского учета объекта. В поле Счет учета выбирается счет учета НМА. Поле Первоначальная стоимость предназначено для ввода первоначальной стоимости НМА. Если по НМА предполагается начисление амортизации, то устанавливается флажок Начислять амортизацию. При этом заполняются параметры начисления амортизации: срок полезного использования НМА в месяцах, способ начисления амортизации по НМА, коэффициент ускорения для начисления амортизации по НМА, предполагаемый объем продукции (работ), исходя из которого будет начисляться амортизация по НМА, счет, на котором будет накапливаться амортизация по НМА.
На вкладке Налоговый учет задаются параметры для учета объекта НМА в налоговом учете: первоначальная стоимость НМА по налоговому учету, задаются значения для начисления амортизации.
Рис. 7.21.Окно документа Принятие к учету НМА
Документ формирует проводки по дебету субсчета 04.1 «Нематериальные активы» и кредиту субсчета 08.5 «Приобретение нематериальных активов». Для налогового учета формируется проводка по дебету счета Н05.03 «Первоначальная стоимость нематериальных активов» и кредиту счета Н01.08 «Формирование стоимости объектов нематериальных активов».