Анализ технико-организационного уровня производства

Анализ производства и реализации продукции

Анализ объёма услуг связи является одним из основных показателей, характеризующих деятельности организаций связи. Результаты выполнения плана и рост объёма услуг оказывает существенное влияние на выполнение плана и рост доходов организаций связи.

Основными задачами объема услуг связи являются:

  • изучение динамики и структуры продукции (услуг) как в разрезе подотраслей связи, так и по отдельным видам услуг связи;
  • изучение выполнения плана и динамики исходящего обмена, выражающего непосредственный спрос потребителей на услуги связи;
  • изучение изменения структуры спроса по группам потребителей (население, организации);
  • изучение основных факторов, влияющих на рост душевого уровня потребления услуг связи;
  • изучение основных факторов, под влиянием которых сложились результаты выполнения плана по объему продукции (услуг) или произошли изменения по сравнению с прошлым периодом, и оценить их влияние. В результате анализа намечаются пути дальнейшего роста объема услуг связи с учетом спроса клиентуры.

Анализ объема услуг начинается с общей оценки выполнения плана. При анализе выполнения плана следует обратить внимание на степень его выполнения. Значительное перевыполнение плана по видам услуг свидетельствует о недостатках в планировании. В этом случае необходимо выяснить причины такого перевыполнения и учесть их при разработке плана на следующий год.

При оценке результатов выполнения плана и динамики объема услуг должны быть тщательно проанализированы данные по исходящему, входящему и транзитному обмену.

При анализе объема услуг особое внимание уделяется выполнению плана исходящего платного обмена, выражающего непосредственный спрос потребителей на услуги связи. Исходящий платный обмен является одним из основных источников роста доходов организации. Анализ исходящего платного обмена начинается с оценки выполнения плана по видам исходящего платного обмена.

При анализе выполнения плана и динамики исходящего обмена изучаются внешние и внутренние факторы, определяющие величину и структуру обмена.

К внешним факторам относятся: развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, рост национального дохода, валовой продукции и товарооборота, увеличение обслуживаемой территории и числа обслуживаемых организаций, учреждений, организаций, рост населения и улучшение его материального и культурного уровня, повышение политической активности трудящихся, широкое жилищное строительство в городах и селах, проведение различных государственных, политических и хозяйственных компаний.

Внутренними факторами, влияющими на рост обмена, являются: расширение сети организаций и средств связи и приближение их к клиентуре, улучшения качества предоставления услуг связи населению и организациям (увеличение числа пунктов почтовой, междугородной телефонной и телеграфной связи и рациональное их размещение, установление наиболее рациональных режимов работы средств связи, организаций и отделений связи).

Анализ технико-организационного уровня производства

Комплексный анализ хозяйственной деятельности организации начинается с анализа технико-организационного уровня производства.

Основными задачами анализа технико-организационного уровня производства являются:

  • характеристика производственной структуры организации;
  • характеристика производственной структуры управления;
  • уровень концентрации и специализации производства;
  • продолжительность производственного цикла;
  • техническая и энергетическая вооруженность труда;
  • степень механизации и автоматизации;
  • прогрессивность технологических процессов.

Показатели технико-организационного уровня производства оказывают влияние на все остальные показатели хозяйствования и в первую очередь на объем производства и реализацию услуг связи, ее качество, на степень использования производственных ресурсов (производительность труда, фондоотдачу, материалоотдачу), а также на другие показатели экономической эффективности: себестоимость, прибыль, рентабельность. Поэтому анализ хозяйственной деятельности надо начинать с изучения этой подсистемы.

Рассмотрим факторы и резервы экстенсивного и интенсивного развития производства.

Факторы – это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей.

Исходя из задач анализа эффективной деятельности важное значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние (которые, в свою очередь, подразделяется на основные и неосновные) и внешние. Внутренними основными называются факторы, определяющие результаты работы организации. Внутренние неосновные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но не связаны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: это структурные сдвиги в составе услуг связи, нарушения хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы – это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данной организации.

Под резервами понимаются неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

Классифицируют резервы по тем конечным результатам на которые эти резервы действуют: различают резервы увеличения объёма услуг, совершенствования структуры и номенклатуры услуг связи; улучшение качества; различают резервы снижения себестоимости услуг связи по элементам затрат; различают резервы повышения прибыльности услуг связи, укрепление финансового положения и, наконец, резервы повышения уровня рентабельности.

Приведем классификацию факторов и резервов экстенсивного и интенсивного развития производства.

Наши рекомендации