И инвентаризация как приемы бухгалтерского учета

Цель занятия. Усвоить порядок заполнения первичных документов, изучить их классификацию. Рассмотреть способы исправления ошибок в первичных документах и на счетах бухгалтерского учета. Приобрести навыки составления инвентаризационно-сличительной ведомости.

Задание 1. Вопросы для обсуждения:

1 Что понимают под первичным наблюдением и с какой целью оно проводится?

2 Что представляет собой первичный учет?

3 Назовите объекты первичного учета.

4 Способы осуществления первичного учета?

5 Что такое документ?

6 Что называется первичным документом?

7 Какие требования предъявляются к оформлению бухгалтерских документов?

8 Назовите обязательные реквизиты документов.

9 Что называется документацией? Ее назначение.

10 Назовите признаки, по которым классифицируют бухгалтерские документы.

11 Классификация бухгалтерских документов по назначению.

12 Классификация бухгалтерских документов по объему отражаемых операций.

13 Классификация бухгалтерских документов по способу использования.

14 Классификация бухгалтерских документов по месту составления.

15 Пути совершенствования первичного учета и бухгалтерской документации.

16 Что понимается под документооборотом?

17 Перечислите этапы документооборота.

18 В чем заключается проверка документов?

19 Что понимают под таксировкой?

20 Группировка документов.

21 Назовите основные причины расхождений учетных данных и фактических.

22 Назовите способы исправления ошибок в первичных документах.

23 Что такое инвентаризация?

24 В каких случаях проведение инвентаризации обязательно?

25 Виды инвентаризации.

26 Порядок проведения и оформления инвентаризации.

27 Каковы особенности проведения инвентаризации основных средств, материалов, готовой продукции, незавершенного производства, денежных средств, расчетов?

Задание 2. Подберите каждому термину его определение (таблица 5.1).

Таблица 5.1 – Термины и их определения

Термин Определение
1 Документ А Это письменные распоряжения уполномоченных лиц на выполнение определенных хозяйственных операций
2 Документация Б Это письменное доказательство, свидетельство, является подтверждением на право совершения хозяйственной операции, ее законченности и хозяйственной целесообразности
3 Распорядительные документы В Это документы, которые создаются аппаратом бухгалтерии для подготовки учетных записей, а также для облегчения, сокращения и упрощения последних


Окончание таблицы 5.1

Термин Определение
4 Исполнительные документы Г Это бухгалтерские документы, которые составляются в момент совершения хозяйственной операции и являются первым свидетельством произошедших фактов
5Документы бухгалтерского оформления Д Это документы, которые удостоверяют факт совершения операций, подтверждают их выполнение
6 Первичные документы Е Это способ первичного отражения объектов бухгалтерского учета (составных элементов предмета), позволяющий осуществлять за ними сплошное и непрерывное наблюдение
7 Накопительные или многоразовые первичные документы Ж Это документы, которые служат для отражения многократно повторяющихся однородных операций, отличающихся только датой и количественными показателями

Задание 3. Согласитесь или опровергните следующие высказывания (да/нет).

1 Руководитель организации устанавливает перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.

2 Форма первичного документа устанавливается предприятием (учреждением) самостоятельно на основе существующих типовых форм, рекомендованных органами государственного управления.

3 Внесение поправок в первичный бухгалтерский документ, не подтвержденных заново всеми участниками хозяйственной операции, подписавшими документ, не допускается.

4 Бухгалтерские справки составляются, когда нужно перенести сумму с одного счета на другой, оформить закрытие счета, исправить ошибки, допущенные в учетных записях.

Задание 4. Тест для проверки знаний (таблица 5.2).

Таблица 5.2– Вопросы и варианты ответов

Содержание вопроса Варианты ответов
Что такое документ?         Письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции Материальный носитель, позволяющий обеспечивать юридическую обоснованность и доказательность хозяйственных фактов Материальный носитель, обеспечивающий хранение данных о хозяйственных фактах Письменное свидетельство, позволяющее группировать факты хозяйственной деятельности

Продолжение таблицы 5.2



Содержание вопроса Варианты ответов
По каким признакам можно классифицировать документы?     По назначению, способу охвата операций, месту составления По назначению, строению, месту составления, объему информации Распорядительные и оправдательные По назначению, способу отражения хозяйственных операций, месту составления и обращения, порядку составления
Как делятся по назначению бухгалтерские документы?   Разовые и накопительные Внешние и внутренние Распорядительные, оправдательные и бухгалтерского оформления Первичные и сводные
Какой из приведенных документов является документом бухгалтерского оформления?   Приходный кассовый ордер Акт-требование на замену материалов Расчет износа ликвидируемого объекта основных средств
Какой срок хранения лицевых счетов по расчетам с персоналом? 3 года Постоянно 75 лет 10 лет
Что обеспечивает инвентаризация? Проверку условий хранения материальных ценностей и денежных средств
      Проверку и документальное подтверждение фактического наличия имущества и финансовых обязательств Проверку наличия имущества и денежных средств Контроль за сохранностью материальных ценностей
Как делятся инвентаризации по полноте охвата проверяемого имущества? Ежемесячные и годовые Полные и частичные Плановые и внезапные Ежемесячные, квартальные и годовые
Какой из приведенных документов является комбинированным документом? Распоряжение Накладная Расчет претензий по иску Требование на отпуск материалов
Какой из перечисленных документов можно отнести к сводным документам?   Приходный ордер Платежная ведомость на выплату заработной платы Расчетно-платежная ведомость на выплату заработной платы
В каких случаях инвентаризация производится в обязательном порядке? При продаже материалов со складов При приемке выполненных работ Перед составлением годового отчета После выпуска готовой продукции

Окончание таблицы 5.2

Содержание вопроса Варианты ответов
В каких случаях денежные средства в кассе подлежат инвентаризации? Ежемесячно Не реже одного раза в квартал По приказу руководителя предприятия Ежеквартально
В каком порядке отражается выявленная при инвентаризации недостача материалов на cклaдe? Дебет счета 94 кредит счета 73 Дебет счета 94 кредит счета 25 Дебет счета 94 кредит счета 10 Дебет счета 10 кредит счета 94
Как отражаются выявленные при инвентаризации кассы излишки денежных средств? По дебету счета 73 кредиту счета 50 По дебету счета 50 кредиту счета 99 По дебету счета 99 кредиту счета 50 По дебету счета 73 кредиту счета 99

Задание 5. Произвести классификацию документов. Принадлежность документов к той или иной классификационной группе обозначить в соответствующей графе таблицы 5.3 знаком «+».

Таблица 5.3 - Классификация документов

Документ Классификационные группы
распорядительные оправдательные бухгалтерского оформления
Приказ об увольнении работника      
Расходный кассовый ордер      
Справка-расчет распределения общехозяйственных расходов      
Платежное поручение      
Приказ о создании инвентаризационной комиссии      
Доверенность на получение материальных ценностей        
Расчет амортизации по автотранспорту      
Приказ (распоряжение) о приеме на работу        
Наряд на сдельные работы      
Платежная ведомость      
Авансовый отчет подотчетного лица      
Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств      

Задание 6. Показать порядок исправления ошибок, совершенных бухгалтером, в следующих ситуациях:

1 В приходном кассовом ордере в графе «Сумма» цифрами записано 120000, а прописью указана сумма «Двести двадцать тысяч рублей». Правильная сумма – 220000. Исправление ошибки производится следующим образом:

а) зачеркнуть неправильно указанную сумму и написать необходимую;

б) подчистить цифру 1 и вместо нее записать цифру 2;

в) аннулировать данный документ и выписать на новом бланке.

Указать правильный ответ и обосновать его.

2 Совершена следующая хозяйственная операция: отпущены в производство материалы на сумму 3248000 р. На счетах бухгалтерского учета бухгалтер сделал запись:

Д «Материалы» К Д «Основное производство» К

С-до 18300000 1) 2348000   С-до 43200000  
      1) 2348000  

3 Совершена хозяйственная операция: поступила в организацию ткань на сумму 1864000 р. На счетах бухгалтерского учета сделана следующая запись:

Д 43 «Готовая продукция» К Д 60 «Расчеты с поставщиками» К

С-до 2600000       С-до 4200000
1) 1864000       1) 1864000

Задание 7. Заполнить бланки документов: приходный и расходный кассовые ордера, авансовый отчет, платежное поручение, акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств. Определить, к какому виду относится каждый из составленных документов применительно к их классификации. Данные для выполнения задания:

1 Кассиром вагоноремонтного завода Семеновой И.С. 5 октября 2004 года получено в банке по чеку № 061139 на командировочные расходы 9000000 р. Поступление денег в тот же день оформлено приходным кассовым ордером № 134. Приходный ордер подписан главным бухгалтером завода Федосеевым М.А. и кассиром Семеновой И.С.

2 Инженеру по технике безопасности вагоноремонтного завода Данько К.Н. 6 октября 2004 года бухгалтерией выписан расходный кассовый ордер № 61 в сумме 1700000 руб. Деньги выданы для поездки в г. Минск согласно командировочному удостоверению № 106 от 6 октября 1999 года. В соответствии со справкой в бухгалтерии за инженером Данько задолженности по взятым под отчет суммам не числится. Расходный ордер подписан главным бухгалтером Федосеевым и директором завода Назаревичем Е.С. В ордере расписались: в выдаче денег – кассир Семенова И.С., в получении – Данько К.Н. Приказ № 23 на командировку подписан 5 октября 2004 года.

3 9 октября 2004 года инженер Данько К.Н. представил в бухгалтерию вагоноремонтного завода авансовый отчет № 14 о расходах по командировке в г. Минск, приложив к нему:

- командировочное удостоверение;

- железнодорожные билеты;

- квитанцию № 139 о проживании в гостинице;

- отчет о выполнении задания по командировке.

В авансовом отчете указаны следующие расходы:

- проезд из г. Гомеля в г. Минск – 49000 р;

- проезд из г. Минска в г. Гомель – 49000 р;

- проживание в гостинице – 27000 р;

- суточные – 6000 р.

Авансовый отчет проверен бухгалтером Зайцевой Е.М. и утвержден директором завода Назаревичем Е.С.

4 6 сентября вагоноремонтным заводом выписано платежное поручение № 115 на перечисление АО «Гомельлифт» за ремонт электроплит 69700 р. Услуги оказаны в августе 2006 года. Код плательщика 400073500, расчетный счет 3622000150011 в ФАСБ № 303 Беларусбанк г. Гомеля, код 665. Расчетный счет получателя 3012201400019 в Приорбанке г. Гомеля, код 750. Вид операции – 01, срок платежа 6 октября 2004 года. Платежное поручение подписал директор завода Назаревич Е.С. и главный бухгалтер Федосеев М.А.

Задание 8. На основании данных о результатах инвентаризации заполнить инвентаризационно-сличительную ведомость (таблица 5.4).

Таблица 5.4 - Инвентаризационно-сличительная ведомость

Товарно-материальные ценности Единица измерения Цена Числится Результат инвентаризации
по данным бухгалтерского учета фактически излишки недостача
количество сумма количество сумма количество сумма количество сумма
Панели ПВХ м2            
Доска обрезная м3            
Брусья м3            
Белила кг            
Краска эмалевая кг            

Окончание таблицы 5.4

Товарно-материальные ценности Единица измерения Цена Числится Результат инвентаризации
по данным бухгалтерского учета фактически излишки недостача
количество сумма количество сумма количество сумма количество сумма
Плита ДВП м3            
Растворитель л            
Гвозди кг            
Железо листовое кг            

Результаты инвентаризации отразить в таблице 5.5.

Таблица 5.5 - Результаты инвентаризации

Результат инвентаризации Сумма Записи на счетах бухгалтерского учета
дебет кредит
Недостача      
Излишки      

Наши рекомендации