Основная цель учетной политики — формирование полной, объективной и достоверной информации о деятельности организации.
Основу формирования и раскрытия учетной политики составляют принципы, которые являются едиными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и призваны обеспечить единые подходы и правила ведения учета в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, с целью формирования полной, объективной и достоверной информации о деятельности организации.
При формировании учетной политики организации должны соблюдаться следующие основные принципы:
Имущественная обособленность
Имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации и других организаций. На балансе организации отражается только то имущество, которое законодательно признается ее собственностью.
Например, имущество, поступившее в организацию по договору комиссии, в котором организация выступает комиссионером, не является его собственностью и должно отражаться за балансом на счете 004 «Товары, принятые на комиссию».
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности
При осуществлении бухгалтерского учета эти факты хозяйственной деятельности должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Например, при осуществлении расходов по оплате счетов за коммунальные платежи, электроэнергию, телефонные переговоры, рекламных расходов (как правило, при размещении рекламной информации в периодической печати, на радио и телевидении), списание на затраты отчетного периода расходов, которые по своему характеру являются расходами будущих периодов (подписка на периодические издания, авансовые платежи по договорам аренды, абонементного обслуживания).
Непрерывность деятельности организации
При принятии какого-либо решения по вопросам учетной политики следует исходить из того, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и не планирует существенно сокращать масштабы деятельности или самоликвидироваться.
Последовательность применения учетной политики
Этот принцип самым тесным образом связан с предыдущим и означает, что принятые организацией способы ведения учета будут применяться последовательно из года в год, или, иными словами, должен соблюдаться принцип неизменности учетной политики как в течение одного отчетного года, так и в течение нескольких отчетных периодов, если учетная политика установлена на ряд лет.
БИЛЕТ 6.
Аптекой «ПАНАЦЕЯ» приобретен объект основных средств стоимостью 150000 руб. Срок полезного использования данного объекта 5 лет. Начислить сумму амортизации, используя метод суммы чисел лет.
ОТВЕТ:
1 Определить сумму чисел лет срока службы:
1 + 2 +3 + 4 + 5 = 15
2 Определить сумму амортизации по годам. Расчет в таблице.
Период | Сумма амортизации за год | Накопленная амортизация | Остаточная стоимость основного средства |
2010 г. | 150000 * 5 / 15 = 50 000 | 50 000 | 100 000 |
2011 г. | 150000 * 4 / 15 = 40 000 | 90 000 | 60 000 |
2012 г. | 150000 * 3 / 15 = 30 000 | 120 000 | 30 000 |
2013 г. | 150000 * 2 / 15 = 20 000 | 140 000 | 10 000 |
2014 г. | 150000 * 1 / 15 = 10 000 | 150 000 | - |
Понятие «Амортизация основных средств»
Способы начисления амортизации.
Амортизация – денежное выражение потери объектами основных средств своих физических и технико – экономических свойств.
Различают 4 способа расчета амортизационных отчислений;
· линейный;
· уменьшаемого остатка;
· списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
· списание стоимости пропорционально объему продукции.
При линейном способе годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта. Годовая норма амортизации является величиной обратной сроку полезного использования объекта.
Пример. Аптекой приобретен комплект торгового оборудования стоимостью 90000 р. Предприятием срок полезного использования установлен 8 лет.
В этом случае норма амортизации будет равна 0,125 (1:8 = 0,125).
Годовая сумма амортизационных отчислений будет равна
При этом способе начисления амортизации годовой размер амортизационных отчислений будет одинаковым для всех 8 лет.
При способе уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта ОС на начало отчетного года, нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, устанавливаемого в соответствии с законодательством РФ.
Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, устанавливаемому федеральными органами исполнительной власти.
Пример. Аптекой приобретен компьютер стоимостью 43000 р. Предприятием срок полезного использования установлен равным пяти годам, а коэффициент ускорения установлен в размере 1,5. В этом случае норма амортизации будет равна 0,3, т.к. (1,5:5=0,3). Годовая сумма амортизационных отчислений будет ежегодно изменяться и составит:
в 1-й год: 43000 • 0,3 = 12900 р.;
во 2-й год: (43000 - 12900) • 0,3 = 9030 р.;
в 3-й год: (43000 - 12900 - 9030) • 0,3 = 6321 р. и т.д.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости объекта ОС и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до Конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта.
Пример. Аптекой приобретен кассовый аппарат стоимостью 45000 р. Срок полезного использования установлен равным 6 годам. Сумма чисел лет срока полезною использования составляет 21 (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = = 21).
Годовая сумма амортизационных отчислений будет ежегодно изменяться и составит:
в 1 -й год: 45000 • 6/21 = 12857 р.;
во 2-й год: 45000 • 5/21 = 10714 р.;
в 3-й год: 45000 • 4/21 = 8571 р.;
в 4-й год: 45000 • 3/21 = 6429 р.;
в 5-й год: 45000 • 2/21 = 4286 р.;
в 6-й год: 45000 • 1/21 = 2143 р.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции(работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта ОС и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта ОС.
Пример. Аптекой приобретен дистиллятор стоимостью 150000 р. Срок полезного использования установлен в 10 лет. Среднегодовое количество дистиллированной воды, расходуемое аптекой, составляет 700 л. Следовательно, предполагаемый объем за срок полезного использования равен 7000 л. За первый год фактически полученное количество дистиллированной воды составило 800 л. Годовая сумма амортизационных отчислений за первый год составит: 800 • 150000 / 7000 = 17143 р.
БИЛЕТ 7.
С помощью нормативного метода определить сумму издержек по статье «Потери товаров в пределах норм естественной убыли», если дано:
1 Кол-во экстемпоральной рецептуры 6000 ед. в год.
2 Кол-во внутриаптечной заготовки 2000 ед. в год.
3 Стоимость одной лек. формы 150 руб.
4 Отпуск (ангро) 7500 руб.
5 Коэффициент себестоимости 70%.
ОТВЕТ:
Расчет потерь товаров в пределах норм естественной убыли проводится в соответствии с нормами по Приказу МЗ РФ от 20.07.2001 г. №284:
– 1,8 % от стоимости ЛС индивидуального изготовления и внутриаптечной заготовки;
– 0,65 % от стоимости медикаментов, отпущенных в массе (ангро).
1 ЭТАП: Рассчитать общее количество экстемпоральных рецептов и внутриаптечной заготовки:
6000 + 2000 = 8000 (ед.)
2 ЭТАП: Определить стоимость рецептуры:
150 * 8000 = 1200000 (руб. в год)
3 ЭТАП: Рассчитать потери товаров в пределах норм естественной убыли по рецептуре и внутриаптечной заготовки:
(1200000 *1,8 %) / 100,0 % = 21600 (руб. в год)
4 ЭТАП: Рассчитать потери товаров в пределах норм естественной убыли, отпущенных ангро:
(7500 * 0,65 %) / 100,0 % = 48,75 (руб. в год)
5 ЭТАП: Естественная убыль списывается на издержки аптеки по себестоимости; для перевода рассчитанной суммы убыли из розничных цен в себестоимость используется коэффициент себестоимости:
(21600 + 48,75) * 70,0 % : 100,0 % = 15154,13 руб.
ВЫВОД: Сумма издержек по статье «Потери товаров в пределах норм естественной убыли» составит 15154,13 руб.
БИЛЕТ 8.
Рассчитать показатели динамики основных средств аптечной организации, если дано:
Балансовая стоимость ОФ на начало года 280000руб.
на конец года 250000руб.
Поступило ОФ в течение года 80000руб.
в том числе новых 60000руб.
Выбыло ОФ в течение года 110000руб
в том числе из-за ветхости и износа 70000руб.
ОТВЕТ:
1 К обновления = 60000 / 250000 = 0,24
2 К поступления = 80000 / 250000 =0,32
3 К выбытия = 110000 / 280000 = 0,39
4 К ликвидации = 70000 / 280000 = 0,25
Вывод: стоимость основных фондов уменьшилось на 30000 руб. (т.к. 280тыс.- 250тыс. = 30тыс.) или на 11%.Основные средства обновились в течение года на 24% (т.к.0,24* 100%= 24%)
1. Виды учёта и их характеристика.
2. Виды учётных измерителей.
3. Объекты бух. учёта и их классификация.
В условиях рыночной экономики возрастает роль учета – важнейшего средства руководства и управления.
Данные учета используются в управлении хозяйственной деятельностью, для прогнозирования хозяйственно – финансовой деятельности, контроля и анализа доходов и расходов по подразделениям и в целом по организации, контроля действий и стимулирования сотрудников и т.д. От качества организации первичного учета, полноты и своевременности отражения в учете и отчетности всех факторов хозяйственной деятельности зависит объективность определения результатов деятельности организации.
Учет является важнейшим условием, предопределяющим достижение коммерческого успеха и устойчивое положение аптечной организации на фармацевтическом рынке.
Учет– система наблюдения, количественного и качественного измерения, отражения и обобщения хозяйственных процессов с целью контроля и управления ими.
Для полной, достоверной оценки хозяйственных операций и анализа три вида измерителей.
Натуральные измерители (килограммы, граммы, литры, метры, штуки, упаковки и др.) характеризуют объекты учета в натурально – вещественном выражении: по массе, длине, объему, количеству. Учет в натуральных измерителях часто называют количественным учетом.
Трудовые измерители (час, день, месяц и др.) позволяют учесть затраты труда и времени (например, количество отработанных дней).
Денежный (стоимостной) измеритель (рубли, тысячи рублей и т.д.) является универсальным, обобщающим измерителем, обязательным для бухгалтерского учета. С его помощью можно отразить разнородные, отличающиеся друг от друга объекты учета (например, товары, основные средства, заработную плату).
В соответствие с технологией сбора, регистрации и обобщения информации выделяют следующие виды учета:
Ø оперативный (оперативно - технический);
Ø статистический;
Ø бухгалтерский;
Ø налоговый.
Оперативный учет – представляет собой систему наблюдения, регистрации и получения количественных данных об отдельных операциях непосредственно в процессе их совершения в целях контроля и управления ими в каждой конкретной организации. Данные оперативного учета могут быть представлены в виде отдельных записей о хозяйственных операциях в специальных журналах, отчетов, устных сообщений. Примером оперативного учета является регистрация отказов покупателям лекарственных препаратов в «Журнале дефектуры».
Статистический учет –представляет собой систему наблюдения, регистрации и обработки данных о массовых явлениях и процессах хозяйственной деятельности с целью получения обобщающих показателей, выявления закономерностей развития этих явлений. При помощи статистики можно получить, например, сведения о численности аптечных организаций, о заработной плате работников.
Налоговый учет –это система обобщения информации для определения базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской федерации.
Бухгалтерский учет – формирование документированной систематизированной информации об объектах, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. (Федеральный закон от 06. 12. 2011 № 402 – ФЗ «О бухгалтерском учете»). Объектами бухгалтерского учета организации являются:
· имущество;
· обязательства;
· хозяйственные операции.
Хозяйственная операция – каждый свершившийся в деятельности организации факт, оформляемый документально, например, приемка товаров, их оплата, нарушения аптечной организацией (в исключительных случаях) вторичной заводской упаковки, выдача заработной платы сотрудникам и т.д.
Основными операциями бухгалтерского учета являются:
ü формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
ü обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и схемами;
ü предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, независимо от вида (организационно – правовой формы) и формы собственности, обязаны вести бухгалтерский учет. Ответственностьза организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. В зависимости от объема работы руководители организаций могут:
А) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
Б) ввести в штат должность бухгалтера;
В) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру – специалисту;
Г) вести бухгалтерский учет лично.
По степени обработки информации различают два вида бухгалтерского учета:
· первичный;
· законченный (балансовый).
При первичном учете осуществляется документальное оформление произведенных хозяйственных операций. Завершается первичный учет составлеением внутренней отчетности. Причем состав и формы внутренних отчетов, периодичность, сроки составления и представления, перечень пользователей устанавливается самой организацией. Данным видом учета занимаются все сотрудники организации, осуществляющие производственно – хозяйственную деятельность, в том числе и фармацевтическую. Дальнейшую обработку и обобщение экономической информации, подтвержденной первичными учетными документами, осуществляет бухгалтерская служба (бухгалтер).
БИЛЕТ 9.
Сравните техническое состояние основных фондов аптечной организации на начало и на конец года.
Балансовая стоимость ОФ на начало года (тыс. руб.) 280000
на конец года 250000
Сумма износа ОФ на начало года (тыс. руб.) 160000
На конец года 110000
ОТВЕТ:
Остаточная стоимость (ты сруб)
На начало года На конец года
280000-160000=120000 250000-110000= 140000
К годности = 120000 /280000=0,43 К годности = 140000 /250000 =0,56
К износа = 160000 /280000=0,57 К износа = 110000/250000 =0,48
Изменение износа – 0,48 / 0,57 = 0,84; (1- 0,84) * 100 = 16,00 %
Вывод: Доля износа в течение года снизилась на 16%.
Основные средства аптеки .Классификация основных средств.
Учёт движения основных средств.
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Классификация ОС:
По видам
· здания
· сооружения
· машины и оборудование
· вычислительная техника
· транспортные средства
По функциональному назначению;
· производственные
· не производственные
По степени использования;
· находящиеся в эксплуатации
· находящиеся в запасе
· находящиеся в ремонте
· находящиеся в стадии достройки, дооборудования, реконструкции
В зависимости от имеющихся прав на ОС;
· собственные
· находящиеся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
· полученные в аренду
· полученные в безвозмездное пользование
· полученные в доверительное управление
2). В процессе хозяйственной деятельности предприятия происходит движение ОС, включающее несколько этапов: поступление; эксплуатация; выбытие.
При включении объектов в состав ОС в аптеке на каждый объект оформляется Акт о приеме-передаче объекта основных средств формы ОС-1. Для составления акта в аптеке приказом руководителя должна быть назначена приемочная комиссия (обычно она бывает постоянно действующей).
Внутреннее (между отделами аптеки) перемещение объектов ОС оформляется Накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС-2. Этот документ выписывается подразделением-сдатчиком в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами подразделения-сдатчика и подразделения-получателя и передается сдатчику, получателю и в бухгалтерию.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью ОС каждому объекту ОС при принятии к бухгалтерскому учету присваивается соответствующий инвентарный номер.
Пообъектный учет ОС ведется бухгалтерской службой в Инвентарных карточках учета объекта основных средств формы ОС-6, открываемых на основании переданных в бухгалтерию актов приема-передачи объектов основных средств формы ОС-1. Инвентарные карточки заполняются в одном экземпляре с использованием информации, содержащейся в актах приема-передачи, а также в сопроводительных документах на объекты ОС (технических паспортах и др.).
Для малых предприятий предусмотрено использование вместо инвентарных карточек Инвентарной книги учета объектов основных средств формы ОС-1б.
При оформлении выбытия объекта в случае его продажи (по договору купли-продажи), безвозмездной передачи (по договору дарения), передачи в обмен на другой товар (по договору мены) аптекой оформляется акт по форме ОС-1. На основании акта бухгалтерия аптеки производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта (или в инвентарной книге).
Основные средства, использование которых аптекой в дальнейшем нецелесообразно и неэффективно, подлежат списанию с бухгалтерского учета по решению комиссии.
Результаты принятого комиссией решения оформляются актом о списании объекта основных средств формы ОС-4, в котором указываются основные характеристики объекта.
БИЛЕТ 10.
Рассчитать фактическую оборачиваемость в днях тремя способами (по коэффициенту скорости обращения, по среднедневной реализации, по коэффициенту закрепления средств), если известно:
− Товарооборот за год (Р) – 102 тыс. руб. в оптовых ценах;
− Средние товарные запасы (О) – 17 тыс. руб. в оптовых ценах.
§ Определение товарооборота по коэффициенту скорости обращения
§ Определение товарооборота по среднедневной реализации,
§ Определение товарооборота по коэффициенту закрепления средств.
ОТВЕТ:
1) Определение товарооборота по коэффициенту скорости обращения – путем деления числа дней периода на показатель скорости товарооборачиваемости. Скорость товарооборачиваемости – это частное от деления объема реализации, выраженного в оптовых ценах, и среднего товарного запаса в оптовых ценах:
а = Т / V; V = Р / О
где, V – скорость оборота (n раз)
а – время обращения (дни)
Р – товарооборот за определенный период (в ценах закупки)
О – средний товарный запас (в ценах закупки)
Т – продолжительность периода (для года 360 дней)
V = 102 / 17 = 6 (оборотов)
а = 360 / 6 = 60 (дней)
2) Определение товарооборота по среднедневной реализации, путем деления суммы среднего товарного запаса в оптовых ценах на среднедневную реализацию, выраженную в оптовых ценах:
а = О / Д; Д = Р / Т
где, а – время обращения (дни)
Р – товарооборот за определенный период (в ценах закупки)
Д – среднедневной оборот (в ценах закупки)
О – средний товарный запас (в ценах закупки)
Т – продолжительность периода (для года 360 дней)
Д = 102 / 360 = 0,28 (тыс. руб.)
а = 17 / 0,28 = 61 (день)
3) Определение товарооборота по коэффициенту закрепления средств. Коэффициент закрепления средств – это отношение суммы среднего товарного запаса к объему реализации, выраженному в оптовых ценах. Время обращения равно произведению коэффициента закрепления средств на количество дней в периоде.
а = Т х ω; ω = О / Р
где, а – время обращения (дни)
Р – товарооборот за определенный период (в ценах закупки)
О – средний товарный запас (в ценах закупки)
Т – продолжительность периода (для года 360 дней)
ω – коэффициент закрепления средств
ω = 17 / 102 = 0,166
а = 0,166 х 360 = 60 (дней)
Скорость товарооборачиваемости, её характеристика.
Факторы, влияющие на скорость товарооборачиваемости.
товарооборачиваемость.Движение товарного запаса характеризуется с одной стороны, систематическим расходованием товаров, входящих i товарный запас, с другой – систематическим пополнением товарного запаса. Это движение товарного запаса представляет собой процесс товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость(или дни запаса) – это время, в течение которого реализуются товарные запасы в размере их средней величины за отчетный период.
Товарооборачиваемость может быть определена одним из трех способов:
а) Коэффициент скорости обращенияпоказывает число оборотов среднего товарного запаса в общем товарообороте за анализируемый период.
Формула расчета коэффициента скорости обращения:
К скорости = товарооборот / средний товарный запас
Товарооборачиваемость = Продолжительность периода : Кср.
б) Коэффициент закрепления средствпоказывает долю среднего товарного запаса, приходящегося на каждый рубль товарооборота.
Форма расчета коэффициента закрепления средств:
К закрепления = средний товарный запас : товарооборот
Товарооборачиваемость = Продолжительность периода * К закрепления
в) Использование величины среднедневной реализации, полученной путем деления общей величины товарооборота в анализируемом периоде на его продолжительность:
Средний товарный запас
Товарооборачиваемость = ---------------------------------------
Средняя реализация в день
Норматив товарных запасов– это оптимальная величина ассортимента товаров, позволяющая максимально удовлетворить спрос потребителей при минимуме затрат.
Отмечается четко выраженная тенденция снижения уровня товарных запасов по мере увеличения товарооборота, Математическая взаимосвязь этих показателей лучшим образом описывается уравнением гиперболы:
ТЗдни = a + ( b / ТО)
где, Т3дни– размер товарных запасов в днях;
а – независимый от товарооборота размер товарных запасов в днях;
b – зависимая часть суммы товарных запасов от товарооборота;
ТО – товарооборот в денежном измерителе.
Факторы, влияющие на скорость товарооборачиваемости:
1. Внешние факторы экономики (повышение таможенных пошлин, изменение налогового законодательства);
2. Факторы внутреннего характера (расторжение договоров, изменение финансового положения аптечной организации).
3. Равномерность поставок товаров, норматив ТЗ и др.
БИЛЕТ 11.
Рассчитать плановый показатель среднего уровня торговой наценки, обеспечивающего рентабельность продаж в размере 5%. Плановый товарооборот – 100 ден. ед., уровень издержек обращения – 15%.
§ Дайте определение прибыли и рентабельности.
§ Виды прибыли.
§ За счет чего образуется прибыль в аптеке?
§ Факторы, влияющие на размер прибыли.
§ Какие направления использования прибыли Вы можете назвать?
ОТВЕТ:
Прибыль– финансовый результат или итог хозяйственной деятельности предприятия.
Функции прибыли:
• Стимулирующая (мотивационная), её цель – повышение благосостояния государства (для коллектива – доп. мат. вознаграждение);
• Оценочная – позволяет оценить качество торгово-хозяйственной деятельности;
• Инвестиционная – чем больше прибыли остается в распоряжении организации, тем выше уровень самофинансирования и финансовой устойчивости;
• Налогообразующая –налог на прибыль идет в доход бюджет все уровней управления.
Виды прибыли:
Показатель прибыль имеет несколько уровней формирования:
• Выручка от продажи товаров и услуг, которая после уменьшения на величину затрат по приобретению этих товаров и услуг образует новый показатель – валовый доход;
• Уменьшение валового дохода на величину издержек обращения (ИО) образует валовую прибыль от реализации;
• В целом валовая прибыль образуется как за счет валовой прибыли от реализации, так и за счет операционных доходов и положительного сальдо (превышение доходов над расходами) по внереализационным доходам.
• Чистая прибыль является суммой дохода, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль
• Уровень валового дохода (Увд) определяют как отношение суммы показателя к т/о.
• Уровень валового дохода называют также торговой маржой (вознаграждение, поощрение).
• Разница между уровнем валового дохода и уровнем ИО образует уровень валовой прибыли или рентабельности продаж (рассчитывается двумя способами).
• Так как величина чистой прибыли зависит от размера полученной валовой прибыли аптеки и ставки налога на прибыль, то основным объектом планирования является показатель валовой прибыли.
Факторы, влияющие на валовую прибыль:
1) размер выручки (размер платежеспособности потребности, финансирование бесплатного и льготного отпуска, численность населения, уровень конкуренции, количество рецептов, месторасположение и др.);
2) валовый и внереализационный доходы (размер торговой надбавки, уровень цен, выполнение договорных обязательств и др.);
3) размер ИО;
4) особенности фармацевтических торговых организаций (рецептурный отпуск, широкий ассортимент и др.).
Можно выделить два основных направления использования прибыли:
На платежи в бюджет из прибыли (налог на прибыль);
На другие цели (фонды потребления, накопления, резервный фонд).
Средства фонда накопления направляются на производственное развитие предприятия (на реконструкцию производства, строительство новых объектов и т.д.)
Средства фондов потреблениянаправляются на социальное развитие и материальное поощрение персонала (дотация на питание, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, детские учреждения и т.д.)
Решение:
1. рассчитаем плановый уровень валового дохода:
Увд = Увп + Уио = 5% +15% = 20%
2. Определяем сумму валового дохода:
Σ валового дохода = 20% х 100 ден. ед. : 100% = 20 ден. ед.
3. Рассчитаем сумму расходов на закупку товаров и оказание услуг:
Расходы = товарооборот – валовой доход = 100 – 20 = 80 ден. ед
3. рассчитаем необходимый плановый показатель среднего уровня торговой наценки:
%наценки = валовой доход х 100% : расходы по закупке товаров =
20 х 100% : 80 = 25%
БИЛЕТ 12.
Принять товар от поставщика по количеству и качеству, проверить соответствие сопроводительным документам.
При приеме товара обнаружено расхождение в количестве, вместо 100 упаковок таблеток «Анальгин» 0,5 №10 (столько указано в документах), фактически поступило 98 упаковок. Оформить это документально.
В «Протоколе согласования цен» рассчитать розничные цены с учетом торговой надбавки вашего региона.
§ Порядок ценообразования на лекарственные средства.
§ Ценообразование на ЛП, входящих в перечень ЖНВЛП.
§ НДС, процентные ставки на различные группы товара.
ОТВЕТ:
Порядок ценообразования лекарственных препаратов регламентируется Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №865.
В ценах государственного контроля за ценами на лекарственные препараты Правительством РФ издано Постановление № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП». Правительством введена государственная регламентация цен производителя на ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные прпараты). Это означает, что заводы-производители должны регистрировать свою цену и эта цена не должна быть выше цен, зарегистрированных в Государственном реестре цен в рублях на отечественные препараты, и в рублях и в валюте на импортные. Выше зарегистрированных цен производитель не может отпустить эти товары. МЗ и СР РФ издало Распоряжение «Перечень ЖНВЛП на 2012 год» от 7 декабря 2011 г. N 2199-р . Данный Перечень применяется в 2013 году (Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2012. № 1378-р)
Цены на ЖНВЛП формируют с учетом региональных торговых надбавок.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП», Управлением по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области утвержден приказ от 20. 04. 2010 г. N 13 «Об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства на территории Пензенской области.
Ценовые группы | Предельный размер оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, % | Предельный размер розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей, % |
до 50 руб. включительно | ||
свыше 50 руб. до 500 руб. включительно | 19,5 | |
свыше 500 руб. |
Кроме того, согласно Налогового кодекса РФ, лекарственные средства облагаются налогом на добавочную стоимость (НДС) в размере 10%.
Лекарственные средства, не вошедшие в перечень ЖНВЛП, реализуются по свободным рыночным ценам.
Кроме того, согласно Налогового кодекса РФ, лекарственные препараты облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%.
НДС является косвенным налогом, так как величина его прибавляется к величине товара, и оплачивается покупателем.
БИЛЕТ 13.
Определить годовую потребность аптеки в спирте этиловом, если:
§ Рецептура аптеки в год составляет 650 тысяч рецептов, в том числе удельный вес ГЛС 85%.
§ В районе аптеки расположены:
– две школы на 3500 человек,
– три детских сада на 300 человек,
– медицинская санитарная часть, которая обслуживает 35 тысяч человек в год,
– стационар с терапевтическим отделением на 1800 человек и хирургическим отделением на 1700 человек.
§ Методики определения потребности ЛП.
ОТВЕТ:
Определим сколько потребуется спирта этилового на экстемпоральные рецепты. На экстемпоральные рецепты остается 15%, т.к. (100% - 85% =15%).
Экстемпоральных рецептов:
650 тысяч – 100%
Х – 15%
Х = 98 тысяч рецептов
Согласно приказа МЗ СССР № 245 «Нормативы потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения» аптечные учреждения могут потреблять спирта на 1 тыс. экстемпоральных рецептов 2800,0 в год
1 тыс. – 2800,0
98 тыс.- х
Х = 274 кг
На школы 2,0 на 1 человека в год
(2,0 × 3500)×2 = 14 кг
На детские сады 20,0 на 1 человека в год
(20,0 × 300)×3 = 18 кг
На мед.санчасть 50,0 на 1 человека в год
50 × 35000 = 1750 кг
На терапевтическое отделение 170,0 на 1 человека в год
170,0 × 1800 = 306 кг
На хирургическое отделение 400,0 на 1 человека в год
400,0 × 1700 = 680 кг
Всего в год в аптеку надо спирта этилового:
274 + 14 + 18 + 1750 + 306 + 680 = 3042 кг
Потребность спирта на 1 месяц: 3042 / 12 = 253,5 кг
Методики определения потребности в лекарственных препаратах.
1. Определение потребности в препаратах специфического действия (противотуберкулезные и т.д.).
Потребность зависит от заболеваемости. Потребность определяется с учетом уровня заболевания и количества препаратов для лечения одного больного в год.
П = Р × Б × К
П - потребность в лекарственных средствах
Р - среднее количество препарата на курс лечения
Б - количество больных
К - коэффициент использования данного препарата (показывает удельный вес больных, которым может назначаться данный препарат)
2. Определение потребности в лекарственных препаратах, потребление которых нормируется (