Анализ рентабельности организации

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, (доходность производственной, коммерческой, инвестиционной деятельности, окупаемость затрат и т.д.), потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности организации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности объединяют в группы:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Рентабельность продукции (RЗ) (коэффициент окупаемости затрат) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) до выплаты процентов и налогов к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

Rз = Прп

Зрп

Rз - показывает, прибыль организации с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по организации, отдельным подразделениям, видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость (доходность) инвестиционных проектов (RI): полученную (ожидаемую) сумму прибыли от проекта (ПИД) делят на сумму инвестиционных затрат (ИЗ):

RI = ПИД

ИЗ

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) до выплаты процентов и налогов (Прп) на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: т.е. прибыль организации с каждого рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции.

Rоб = _Прп_

Врп

Рентабельность совокупного капитала исчисляется отношением брутто-прибыли до выплаты процентов и налогов (БП) к среднегодовой стоимости всего совокупного капитала (KL).

RKL = БП

KL

Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов (Под) к среднегодовой сумме операционного капитала (ОК). Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:

ROK = Под

ОК

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и проводят межхозяйственные сравнения с организациями-конкурентами.

Уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости затрат) (RЗ) в целом по организации, зависит от изменения структуры реализованной продукции (Удi), ее себестоимости (Сi) и средних цен реализации (Цi).

Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

RЗ = Прп= VРПобщ ∙ Удi ∙ Цi ∙ Сi

Зрп VРПобщ ∙ Удi ∙ Ci

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение рентабельности в целом по организации можно выполнить способом цепной подстановки.

Затем проводится факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции, уровень которого зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:

RЗi = Пi = VРПi ∙ (Цi – Ci) = Цi – Ci = Цi - 1

Зi VРПi ∙ Сi Ci Ci

Результаты расчетов покажут доходность продукции. После этого детально изучают причины изменения среднего уровня цен и способом пропорционального деления рассчитывают их влияние на уровень рентабельности. Далее устанавливают за счет каких факторов изменилась себестоимость единицы продукции, и аналогичным образом определить их влияние на уровень рентабельности.

Факторный анализ рентабельности оборота (продаж) производят аналогично. Модель показателя, исчисленного в целом по организации, имеет следующий вид:

Rоб = Прп= VРПобщ ∙ УДi ∙ Цi ∙ Сi

В VРПобщ ∙ УДi ∙ Цi

Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:

Rобi = Пi= VРПi ∙ (Цi – Ci) = Цi - Ci

Вi VРПi ∙ Цi Цi

Расчет их влияния производится также с помощью способа цепной подстановки.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности операционного капитала. Общая сумма брутто-прибыли зависит от объема реализованной продукции (VPП), ее структуры (Удi), себестоимости (Ci), среднего уровня цен (Цi) и внереализационных финансовых результатов, относящихся к основной деятельности (ВФР).

Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала (ОK) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб). Чем быстрее оборачивается капитал в организации, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. Замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Взаимосвязь факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде следующей модели:

RОК= ПОД = Прп + ВФР = VРПобщ ∙ Удi ∙ Цi∙ Ci ∙ ВФР

ОК В/ Коб VРПобщ ∙ Удi ∙ Цi ∙ Коб

При углубленном анализе необходимо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, себестоимости продукции и внереализационных результатов.

11. Анализ динамики, состава и структуры источников формирования капитала организации.

Финансовая устойчивость предприятия во многом определяется структурой источников формирования хозяйственных средств предприятия, т.е. структурой капитала.

Капитал предприятия анализируется с точки зрения заемного и собственного.

В составе собственного капитала рассматривают состав и динамику следующих его составных частей:

· уставный капитал, величина уставного капитала должна быть не меньше установленных нормативов (для ОАО – 1000 МОТ, для ООО и ЗАО – 100 МОТ); уставный капитал обеспечивает предприятию юридическую возможность его существования;

· добавочный капитал;

· резервный капитал, образуется за счет отчислений от чистой прибыли в обязательном порядке для АО и СП в соответствии с законодательством и учредительными документами (для АО резервный капитал должен составлять не менее 15% от величины уставного капитала);

· нераспределенная прибыль;

· фонд социальной сферы.

Собственный капитал рассматривается в трех аспектах:

- учетный аспект – это первоначальная оценка величины собственного капитала и ее изменение (увеличение или уменьшение) связано с прибыльностью предприятия и дополнительными вложениями;

- финансовый аспект подразумевает, что собственный капитал - это разность между активами предприятия и его обязательствами;

- правовой аспект – фактор финансового риска и претензий собственника на получение доходов и имеющихся активов.

В составе собственного капитала 2 составляющие:

1. Инвестированный капитал, т.е. капитал, вложенный собственником предприятия, либо безвозмездно полученные ценности и т.д.

Инвестированный капитал выступает как уставный капитал, добавочный капитал, часть фонда социальной сферы.

2. Накопленный капитал возникает в результате распределения чистой прибыли. Накопленный капитал включает резервный капитал и нераспределенную прибыль.

В практике экономического анализа часто используется понятие «реальный собственный капитал» (РСК).

Таким образом, структура реального собственного капитала (РСК) состоит из: уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фонда социальной сферы, доходов будущих периодов, корректировки на собственные акции, выкупленных у акционеров, и задолженности учредителей.

12.Оценка стоимости капитала организации.

Капитал, как и другие факторы производства, имеет стоимость, которая формирует уровень операционных и инвестиционных расходов.

Наши рекомендации