Обычное право как источник римского права
Понятие РЧП. Основные системы РЧП
Предмет РЧП: важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними также семейного права) периода принципата1 (первые 3 века н. э. — период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (к. III в. – сер. VI в.).
В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово civilis.
Гражданскому праву в Риме соответствовала ∑ 3-ех систем права: цивильного права, права народов и преторского права. В качестве единого термина для этой совокупности был избран термин ius privatum (частное право). | ||
ius civil (квиритское право) | ius gentium (право народов) | ius praetorium, или ius honorarium (преторское право) |
исконно национальное древнеримское право, распространявшее свое действие исключительно на римских граждан - квиритов | - распространялось на все римское население, включая перегринов (чужеземцев) - ius naturale (естественное право): право, общее для всех народов | сложилась в практике преторов (и некот. др. магистратов2) |
Отличие частного (ius privatum) права от публичного (ius pablicum)
критерий разграничения | частное право | публичное право |
хар-р интересов, защищаемых правом | нормы этого права ограждают интересы отдельных лиц | нормы этого права ограждают интересы гос-ва |
по методу регулирования общественных отношений | регулирование общественных отношений осуществляется посредством преимущественно императивных (строго обязательных, повелительных) норм | преобладают диспозитивные (условно-обязательные, восполнительные, уполномочивающие) нормы |
Историческое значение римского права
Римское право называют «писаным разумом». Несмотря на то, что современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы торгового оборота, многие новейшие юридические конструкции основываются на элементарных понятиях и категориях, разработанных в римском праве. Ф. Энгельс писал: «Римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в кот. господствует частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него существенных улучшений».
Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел процесс рецепции (заимствования и приспособления) римского права.
Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юр. теории и практике (напр., реституция, виндикация, правопреемство и др.), могут быть усвоены лишь при изучении их непосредственно в курсе РЧП, кот. продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.
Обычное право как источник римского права
В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным
Писаное право(ius scriptum)- закон и др. нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими в определенной редакции.
Неписаное право(ius non scriptum).— нормы, складывающиеся в самой практике. Если такие сложившиеся в практике правила поведения людей не получают признания и защиты гос. власти, они становятся простыми обычаями; если они признаются и защищаются гос-ом, они становятся юр. обычаями, составляют обычное право, а иногда воспринимаются гос.властью и им придается форма закона.
Формирование обычаев - результат их неоднократного применения, при кот. правило приобретает типичный характер, и если оно признано гос-ом, то оно превращается в норму, обязательную для применения.
Обычное право- древнейшая форма образования римского права. Нормы обычного права обозначаются в римском праве терминами: mores maiorum (обычаи предков), usus (обычная практика), commentarii pontificum (обычаи, сложившиеся в практике жрецов), commentarii magistratuum (обычаи, сложившиеся в практике магистратов), в преторский период применяется термин consuetude (обычай). 4. Закон как источник римского частного права
По мере укрепления и расширения гос-ва неписаное обычное право уступает дорогу закону и иным формам правообразования.
►Законы в республ. период (до I в. н. э.) — постановления народного собрания , назывались leges. Важнейшие среди них – Законы XII таблиц (V в. до н. э.), кот. представляли собой, по мнению юристов, преимущ. кодификацию обычаев.
Кроме Законов XII таблиц важное значение имеют также:
- Пэтелиев закон (lех Poetelia, IV в. до н. э.) отменил продажу в рабство и убийство должника,
- Аквилиев закон (lех Aquilia, III в. до н. э.) об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей,
- Фальцидиев закон (lех Falcidia, I в. до н. э.) об ограничении завещательных отказов.
►В период принципата (I—III вв. н. э.) постановления сената, кот. фактически реализовывалась воля принцепса. Принцепсы выступали с речами в сенате, после чего сенат принимал предложения, содержащиеся в этих речах и облекал их в ф-му закона.
►В императорский период (III в. – сер. VI в. н. э.) – императорские конституции (onstitutions principum), имеющие силу закона
Виды императорских конституций:
-декреты – решения по поступившим на рассмотрение императора спорным делам. -мандаты – инструкции, дававшиеся императорским чиновникам; | -эдикты - общие распоряжения, обращенные к населению - рескрипты — распоряжения по отдельным делам; |
В императорский период (III в. — сер. VI в. н. э.) были предприняты первые попытки кодификации имевшегося нормативного материала. Известны 2 сборника императорских конституций, составленные в к. III в. — н. IV в.: Codex Gregorianus, объединивший конституции от Адриана (II в.) до к. III в., и Codex Hermogenianus, включавший последующие конституции до Константина (н. IV в.). Первые кодификации, по мнению историков, были предприняты частными лицами.
В 1\2 V в. была осуществлена 1ая официальная кодификация — Феодосиев кодекс (собраны и систематизированы императорские конституции, начиная с Константина).