Аудит финансовых вложений. Аудиторская проверка финансовых вложений проводится с целью формирования мнения о
Аудиторская проверка финансовых вложений проводится с целью формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по статьям «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения» и соответствии применяемой методики учета и налогообложения по финансовым вложениям действующим в Российской Федерации нормативным документам.
Получение достаточных доказательств по проверяемым направлениям позволяет дать независимую оценку указанным фактам и выявить нарушения и отступления от действующих нормативных актов и правил бухгалтерского учета. Цель аудита финансовых вложений – установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета и налогообложения, действующей в анализируемом периоде, нормативным документам.
Основными задачами аудита финансовых вложений являются:
1) изучение состава финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров, подтверждение права собственности на них;
2) оценка состояния синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
3) подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;
4) проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
5) подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями; своевременное проведение инвентаризации финансовых вложений, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.
При аудите финансовых вложений анализируется информация о составе финансовых вложений на основе данных первичных документов и учетных регистров, подтверждаются права собственности на них, изучается система внутреннего контроля финансовых вложений и организация хранения ценных бумаг, оценивается экономическая целесообразность финансовых вложений. На основе данных регистров бухгалтерского учета по счету 58 «Финансовые вложения» и первичных документов проводится проверка правильности отнесения отдельных видов активов к финансовым вложениям, наличие права собственности на них. Аудитор изучает соответствие договоров, подтверждающих финансовые вложения, требованиям нормативных актов, регулирующих операции с ценными бумагами. Он также выясняет, как организован бухгалтерский учет на счете 58 «Финансовые вложения», какие используются субсчета, соответствует ли система открытых субсчетов к счету 58 «Финансовые вложения» действующему Плану счетов или рабочему плану счетов организации, закрепленному в ее учетной политике. При аудите финансовых вложений происходят подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений, определение своевременности и полноты отражения в бухгалтерском учете операций с финансовыми вложениями при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, подтверждение достоверности начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями.
Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений заключается в следующем. Аудитор устанавливает:
• определен ли круг лиц, ответственных за сохранность ценных бумаг и обеспеченность неразглашения коммерческой тайны;
• созданы ли условия, обеспечивающие сохранность финансовых вложений и информации о них;
• проведена ли классификация финансовых вложений на соответствующие группы;
• формируются ли резервы под обесценение ценных бумаг.
В соответствии с требованиями ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, поэтому аудитору необходимо выяснить, складывается ли стоимость финансовых вложений из следующих составляющих:
• сумм, уплачиваемых по договору продавцу;
• сумм, уплачиваемых организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. Если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость этих услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или на увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, в котором было принято решение не приобретать финансовые вложения;
• вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
• иных затрат, непосредственно связанных с приобретением активов в качестве финансовых вложений.
При аудиторской проверке финансовых вложений следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике организации (по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости, по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений – способ ФИФО). Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва под обесценение финансовых вложений, необходимо проверить правильность его формирования и использования.
Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате аудита финансовых вложений:
• в организации не ведется аналитический учет финансовых вложений;
• нет документов, подтверждающих фактические финансовые вложения, или документы оформлены с нарушением установленных требований;
• неправильно формируется первоначальная стоимость финансовых вложений;
• существуют активы в составе финансовых вложений, не являющихся таковыми;
• несвоевременно отражаются доходы по операциям с ценными бумагами, в том числе, отражается доход по его фактическому получению, а не по начислению согласно условиям заключенных договоров;
• нарушается порядок проведения инвентаризации.
По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его вместе с рабочей документацией руководителю проверки.
88. Аудит распределения использования прибыли Целью аудита формирования финансовых результатов и распределения прибыли является установление достоверности отражения в учете и отчетности прибылей и убытков предприятия, законности распределения и использования чистой прибыли.В ходе проверки правильности формирования финансовых результатов и распределения прибыли аудитор должен решить следующие задачи:установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;выяснить правомерность и обоснованность распределения чистой прибыли.В процессе аудиторской проверки финансовых результатов деятельности предприятия необходимо изучить следующие основные нормативные документы:План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.2000 №94н;Положение по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.07.99 №43н;Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), утв. Приказом МФ РФ от 09.12.98 №60н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.12.99 №107н;Положение по бухгалтерскому учету “Доходы организации” (ПБУ 9/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 №32н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.03.01 №27н;Положение по бухгалтерскому учету “Расходы организации” (ПБУ 10/99), утв. Приказом МФ РФ от 06.05.99 №33н, в ред. Приказа МФ РФ от 30.03.01 №27н.Кроме основных нормативных документов необходимо проверить источники информации по формированию финансовых результатов и распределению прибыли: учредительные документы, протоколы собраний учредителей, приказы, распоряжения, приходные и расходные кассовые ордера, Главную книгу, “Бухгалтерский баланс” (форма 1), “Отчет о прибылях и убытках” (форма 2), расчеты (декларации) по отдельным налогам, Положение об учетной политике предприятия и другие документы, а также соответствующие счета бухгалтерского учета.Как свидетельствует аудиторская практика, типичные ошибки, которые выявляются в ходе проверки формирования финансовых результатов, можно классифицировать следующим образом:включение в состав внереализационных расходов сумм штрафов, налагаемых налоговыми и другими контролирующими органами;неверная корреспонденция счетов при отражении внереализационных доходов и расходов;неверная корреспонденция счетов при отражении некоторых расходов за счет собственных источников через счет 84 “Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)”.Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.
Таким образом, возникает необходимость в четкой системе распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой прибыли (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:
Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.
Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части — на потребление.Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.
Распределение чистой прибыли — одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.