Нормативная база, регламентирующая учет товаров
Нормативные документы, регламентирующие учет товаров:
· Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01;
· Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";
· "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций", утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132;
· Постановление СМ РФ от 27.05.2003 № 501 "О государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации";
· Федеральный Закон от 8.08.2001 №134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
· Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаровнадлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации"
Оценка и учет товаров, методы оценки
Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены, по которой товар приходуется и списывается.
В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары в оптовой торговле оцениваются по стоимости их приобретения (покупная цена). Покупная цена товара определяется в соответствии с условиями договора между организацией-изготовителем и торговой организацией. При этом, НДС, указанный в счете поставщика, в покупную стоимость товара не включается.
Таким образом, организации оптовой торговли могут приходовать товары только по покупной стоимости (то есть, по фактической себестоимости). К фактическим затратам на приобретение товаров могут относиться следующие расходы:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
-суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможенные пошлины;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены товары;
- затраты по заготовке и доставке товаров до места их использования, включая расходы по страхованию;
- затраты по доведению товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по подработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик полученных товаров;
В бухгалтерском учете торговой организации предусмотрены два способа формирования в учете покупной стоимости товаров:
1. Все затраты, связанные с приобретением товаров, включаются непосредственно в покупную стоимость товаров, то есть относятся сразу на счет 41 «Товары». При этом все подобные расходы должны распределяться строго по партиям товаров, с приобретением которых они связаны.
2. Распределение произведенных расходов на приобретение по партиям товаров довольно затруднительно и трудоемко вследствие таких факторов как значительный ассортимент товаров, постоянные изменения цен товаров, различия в условиях их доставки от поставщиков. В данном случае такие затраты формируют фактическую себестоимость товаров, и их учет производится с использованием счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Оценка товаров при их реализации осуществляется организацией одним из следующих методов:
· по себестоимости каждой единицы;
· по средней себестоимости;
· по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);
Если торговая организация реализует однородные товары в небольшом ассортименте и при этом стоимость товаров с течением времени не меняется (или меняется незначительно), то списывать проданные товары целесообразно по себестоимости каждой единицы.
Если же торговая организация имеет значительный ассортимент продаваемых товаров или не применяет планово-учетные цены, то, как правило, используется метод оценки по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) товаров, как частное от деления общей себестоимости вида (группы) товаров на их количество.
Метод ФИФО основан на допущении, что товары реализуются в течение определенного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть товары, проданные первыми, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретения партий с учетом себестоимости остатков товаров, числящихся на начало этого периода.