Первичный учет поступления и отпуска МПЗ
МПЗ вместе с сопроводительными документами (накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, сертификаты и др.) поступают на предприятие от поставщиков согласно заключенным договорам поставки.
Полученные МПЗ сдаются на склад снабженцем, подотчетным лицом или напрямую представителем поставщика под расписку заведующего складом на сопроводительных документах.
При приеме МПЗ складские работники проверяют соответствие фактического количества МПЗ данным сопроводительных документов поставщика. Если расхождений нет, то выписываются приходные ордера (форма №М-4) на все количество поступивших МПЗ в одном экземпляре на каждый вид МПЗ.
Если при приемке МПЗ установлено расхождение с данными сопроводительных документов (недостача, излишки, пересортица) или имеет место неотфактурованная поставка, то составляется акт о приемке материалов (форма №М-7) в двух экземплярах, акт подписывается также представителем поставщика и служит основанием для сверки расчетов с поставщиком.
При оприходовании материалов, полученных в результате ликвидации МПЗ, оформляется акт по форме №М-35.
Учет движения МПЗ ведется на складе в карточках складского учета (форма №М-17). На каждый номенклатурный номер запасов открывается отдельная карточка. В связи с таким порядком складской учет называют сортовым и ведут только в натуральном выражении. Бланки карточек выдаются заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указано их количество и регистрационные номера.
Запись в карточках делается на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток по каждому номенклатурному номеру МПЗ.
Отпуск МПЗ в производство осуществляется либо на основе требования-накладной (Форма №М-11) или лимитно-заборной карты (форма №М-8). Оба документа составляются в двух экземплярах – для материально ответственных лиц склада и цеха.
Лимит отпуска определяется на основе нормативов, исходя из объемов производственных заданий цехов с учетом остатков в цехах (лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах на месяц или на квартал).
При отпуске МПЗ в производство кладовщик отмечает в обоих экземплярах документов дату и количество отпущенных МПЗ и выводит остаток лимита. После использования лимита документы на отпуск сдаются в бухгалтерию.
Отпуск МПЗ на сторону (продажа) осуществляется на основании накладной на отпуск материалов на сторону (форма №М-15), которая выписывается в двух экземплярах при предъявлении получателем МПЗ доверенности (форма №М-2).
Не реже раза в неделю работники бухгалтерии проверяют правильность записей в карточках складского учета и правильность оформления первичных документов. Остатки материалов в карточках подтверждаются подписью проверяющих.
В конце месяца работниками склада составляется реестр сдачи приходных и расходных документов, к нему прилагаются все сопроводительные первичные документы поставщиков и передаются в бухгалтерию.
В конце месяца заведующий складом переносит количественные остатки МПЗ из карточек в сальдовую ведомость, которая ведется по субсчетам материалов, по группам и видам запасов.
Поступившие в бухгалтерию документы проверяются и таксируются (оцениваются) по твердым учетным ценам или по фактической себестоимости. Итоги реестров по приходу и расходу отражаются в накопительных ведомостях по синтетическим счетам, субсчетам и группам материалов. Данные накопительных ведомостей используются затем для составления оборотных ведомостей по каждому складу. Это оперативно-бухгалтерский или сальдовый метод складского учета материалов. Очень трудоемкий метод, ведение карточек складского учета требует много трудозатрат. Эффективно автоматизировать складской учет, увязав его с учетом в бухгалтерии.
На складе: Карточка складского учета (количество)
Сальдовая ведомость (количество)
Реестры приходных и расходных документов (количество)
В бухгалтерии: Накопительные ведомости (на основании реестров
в стоимостной оценке путем таксировки)
Оборотные ведомости по складам (стоимостная оценка)
Оборотная ведомость по счету 10 «Материалы».
Проверка: Сальдовые ведомости каждого склада сравнивается с
Оборотными ведомостями по складам. При расхождениях
Составляется сортовая ведомость.
Инвентаризация МПЗ
Для обеспечения сохранности материальных ценностей не реже одного раза в год, обычно перед составлением годовой отчетности проводится их инвентаризация.
Выявленные излишки приходуются по дебету счетов 10, 41, 43 в корреспонденции с кредитом счета 91.
Недостачи отражаются первоначально по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов 10,41,43. Дальнейшее списание недостач производится в следующем порядке:
- в пределах норм естественной убыли – в дебет счетов 23,25,26,29,44,20;
- сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда виновники установлены – в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба»;
- сверх норм естественной убыли, а также при хищении, когда виновники не установлены – в дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы».