Характеристика основных форм бухгалтерской отчетности
В настоящее время предприятие может использовать для баланса и других форма бухгалтерской отчетности бланки, разработанные и утвержденные самостоятельно, но с обязательным выполнением общеустановленных правил. Министерство финансов дает образцы форм отчетности и общие указания по их заполнению.
Формы бухгалтерской отчетности имеют заголовочную часть, в которой содержатся название формы и указание отчетной даты или отчетного периода, полное наименование предприятия, вид его деятельности в соответствии с отраслевой классификацией, идентификационный номер налогоплательщика, организационно-правовая форма, полный почтовый адрес; дата утверждения годовой отчетности и дата отправки; единица измерения баланса.
Бухгалтерский баланс (форма № 1). В бухгалтерском балансе представлено состояние хозяйственных средств и их источников на отчетную дату. Бухгалтерский баланс строится на основе ключевого приема бухгалтерского учета – балансового равновесия, что выражается в равенстве двух его частей – актива и пассива.
Показатели баланса соответствуют данным Главной книги или другого аналогичного регистра, сальдо счетов из которых переносятся в соответствующие статьи баланса. Обязательной является увязка данных бухгалтерского баланса с результатами инвентаризации, которая проводится перед составлением годового отчета.
По всем показателям баланса приводятся две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода», при этом данные вступительного баланса должны соответствовать данным заключительного баланса на конец прошлого года.
Баланс имеет одностороннюю форму и состоит из пяти разделов:
- в активе: I «Внеоборотные активы», II «Оборотные активы»;
- в пассиве: III «Капитал и резервы», IV «Долгосрочные обязательства»,
V «Краткосрочные обязательства».
Активные статьи располагаются по степени возрастающей ликвидности имущества, а статьи пассивов – по степени возрастания срочности погашения долгов.
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Наиболее значимой отчетной формой о финансовых результатах является отчет о прибылях и убытках. Современный отчет предоставляет информацию о формировании финансовых результатов по разнообразным видам деятельности организации, а также итоги различных фактов хозяйственной деятельности за отчетный период, способных повлиять на величину конечного финансового результата. Кроме того, рассматриваемая отчетная форма является связующим звеном между прошлым и нынешним отчетным периодами и показывает, за счет чего произошли изменения в бухгалтерском балансе отчетного периода по сравнению с прошлым. Между бухгалтерским балансом и отчетом о прибылях и убытках существует тесная взаимосвязь, которая выражается через важнейший показатель бухгалтерской отчетности — финансовый результат хозяйственной деятельности организации. Прирост активов бухгалтерского баланса образуется за счет превышения доходов над расходами, разница между которыми квалифицируется как прибыль. Полученная прибыль отражается в пассиве баланса как увеличение собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках — как сальдо превышения доходов над расходами. В свою очередь, уменьшение активов, представленных в бухгалтерском балансе, происходит в результате превышения расходов над доходами организации, которое квалифицируется как убыток. Указанная разница отражается в бухгалтерском балансе в уменьшении пассивов в виде собственного капитала, а в отчете о прибылях и убытках — как сальдо превышения расходов над доходами. Таким образом, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал организации под воздействием, доходов и расходов, осуществленных в текущем периоде.
Как уже указывалось, основными показателями современной бухгалтерской отчетности о финансовых результатах организации являются доходы, расходы, промежуточные результаты по видам деятельности, конечный финансовый результат за отчетный период в виде прибыли (убытка), подлежащих включению в состав собственного капитала. При этом одним из важнейших аспектов их отражения всегда был и остается способ представления в отчете показателей финансовых результатов.
Эволюция отечественной практики показывает, что формирование информации в отчете о прибылях и убытках может осуществляться различными способами. В первую очередь представление показателей различается по структуре отчета. Она может быть двухсторонней или последовательной.
Двухсторонняя структура отчета, используемая в годы планово-централизованной экономики, предусматривала отражение в левой его части показателей прибыли, в правой — убытков. Конечный финансовый результат представлялся в виде сальдо, балансирующего отчет.
Последовательная структура отчета, используемая в последние годы, предусматривает последовательное отражение доходов, расходов и разницы между ними. В свою очередь, использование последовательной структуры отчета предусматривает два способа группировки его статей. Первый способ — простой, связан с объединением всех доходов в одну группу, а расходов — в другую. Разница представляет собой конечный финансовый результат деятельности организации. Второй способ — поэтапный, предусматривает группировку доходов и расходов на основе выбранного классификационного признака. В этом случае возникают промежуточные итоги, характеризующие определенный вид деятельности организации.
Формирование показателей отчета о прибылях и убытках осуществляется на- основе данных синтетического и аналитического учета, представленных в различных регистрах. Такие регистры должны быть построены организациями для создания информационных массивов в разрезе счетов синтетического учета, аналитические данные которых находят отражение в отчете о прибылях и убытках.
В первом разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» представляются указанные в его названии важнейшие оценочные показатели хозяйственной деятельности организации. К доходам по обычным видам деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров (выполнения работ, услуг), признанная организацией (стр. 010).
При этом необходимо учитывать, что в настоящее время большинство организаций являются многопрофильными, их деятельность связана не только с производством продукции (работ, услуг), но и с торговлей, финансовыми вложениями и другими видами деятельности. Поэтому в практике ведения бухгалтерского учета возможны ситуации, когда сразу ряд видов деятельности будет определяться организацией как обычные.
Не признаются в качестве доходов суммы НДС, налога с продаж, акцизы, экспортные пошлины и аналогичные платежи, поступающие по договорам комиссии, агентским договорам, а также поступления в порядке предварительной оплаты продукции (работ, услуг), авансы, задатки, залоги.
Величина выручки определяется величиной поступления денежных средств и иного имущества и/или величиной дебиторской задолженности. Если покупатель полностью выполнил обязательства, то выручка признается в сумме денежных средств, а если выполнил частично или не выполнил — то в сумме денежных средств и /или дебиторской задолженности.
Во втором разделе «Операционные доходы и расходы» представляются показатели доходов и расходов по операциям, которые, с одной стороны, являются периодически повторяющимися и обычными для организации, а с другой — не входят в ее обычную деятельность. К таким показателям относятся проценты к получению (стр. 060) и проценты к выплате (стр. 070), т. е. доходы и расходы от получения и выплаты процентных платежей. Также в этом разделе учитываются доходы от участия в других организациях (стр. 070), т. е. получение дивидендов на вложенный капитал организации. Сюда же входят прочие операционные доходы (стр. 090) и прочие операционные расходы (стр. 100).
В третьем разделе «Внереализационные доходы и расходы» показываются показатели доходов (стр. 120) и расходов (стр. 130) по операциям, которые не нашли отражения во втором разделе отчета о прибылях и убытках.
После формирования показателей рассмотренных выше разделов в отчете о прибылях и убытках представляется промежуточный итог, который показывает наличие прибыли (убытка) до налогообложения (стр. 140). Этот показатель рассчитывается прямо по данным отчета о прибылях и убытках и в системном бухгалтерском учете отражения не находит.
В самостоятельный объект отчета о прибылях и убытках выделяется налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (стр. 150). После чего определяется прибыль (убыток) от обычных видов деятельности (стр. 160).
В соответствии с указанными нормативными документами операционные и внереализационные доходы и расходы определяются как финансовые результаты от прочей деятельности. По своей сути это чистая прибыль (чистый убыток) без учета чрезвычайных обстоятельств хозяйствования, результаты которых выделены в четвертом раздел отчета «Чрезвычайные доходы и расходы».
В этом разделе отражаются доходы (стр. 170) и расходы (стр. 180). Их выделение в самостоятельный раздел отчета связано с необходимостью формирования у пользователей бухгалтерской отчетности объективного подхода к оценке конечного финансового результата.
Итог отчета о прибылях и убытках, определенный с учетом показателей четырех разделов, является конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности организации и представляется в виде нераспределенной прибыли или убытка отчетного периода (стр. 190).
Этот показатель может быть рассчитан прямо по отчету о прибылях и убытках и должен совпадать с таким же показателем в соответствующем регистре аналитического учета. Кроме того, значение этого показателя должно равняться такому же значению в бухгалтерском балансе.
В самостоятельный раздел рассматриваемой отчетной формы выделяется раздел «Расшифровка отдельных прибылей и убытков». В нем показывается порядок формирования отдельных внереализационных доходов и расходов, включенных в соответствующие статьи отчета о прибылях и убытках организации.
Таким образом, можно утверждать, что система показателей, представленная в рассмотренном отчете о прибылях и убытках, представляла собой значительный шаг в развитии бухгалтерской отчетности о финансовых результатах. Такая система показателей позволяет оценить хозяйственную деятельность организации по ее видам. При этом впервые в отечественной практике в рассматриваемом отчете при соблюдении определенных условий появилась возможность, помимо декларирования организацией прибыли и убытков, отражать условия их формирования.
Отчет об изменениях капитала (форма № 3). Основной целью представления в бухгалтерской отчетности организации является обеспечение всех пользователей информацией о его составе и динамике, которая выражает эффективность управления организацией, а также экономических правах пользователей отчетности, связанных с деятельностью этой организации. Показатель капитала организации служит связующим звеном между бухгалтерскими балансами предыдущего и данного отчетных периодов.
В Российской Федерации формирование информации в отчете об изменениях капитала осуществляется на основе классификационного признака по источникам образования капитала за отчетный период. По своей сути в отчете производится расшифровка изменений сумм показателей, имеющих отношение к формированию собственного капитала организации и представленных в бухгалтерской балансе в виде остатков на отчетную дату.
Отчет состоит из четырех разделов.
I. Капитал.
II. Резервы предстоящих расходов.
III. Оценочные резервы.
IV. Изменение капитала.
В разделе «Капитал» объединяются в одну составляющую уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль, целевые финансирования и поступления.
В разделе «Резервы предстоящих расходов» отражаются данные о наличии резервов, созданных организацией за счет включения их в затраты, в разрезе созданных резервов.
В разделе «Оценочные резервы» представляются данные о резервах по их номенклатуре, созданных для уточнения оценки имущества организации путем их отнесения на финансовые результаты деятельности.
В разделе «Изменение капитала» раскрывается информация о факторах динамики капитала организации в разрезе факторов уменьшения и увеличения.
Достоинством отчетной формы является введение показателя «Дивиденды», позволяющего пользователю оценить уровень потребления прибыли собственниками.
Отчет о движении денежных средств (форма № 4). Назначение отчета о движении денежных средств состоит в том, чтобы обеспечить пользователей информацией, позволяющей контролировать денежные потоки.
В состав бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств включается с 1996 года. Он характеризует наличие, поступление и расходование денежных средств в отчетном периоде. Сведения о движении денежных потоков группируются по видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Справочно к форме № 4 приводятся данные о поступлениях по наличным расчетам с юридическими и физическими лицами, а также о движении наличных денежных средств из банка в кассу предприятия и обратно.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Приложение к бухгалтерскому балансу призвано обеспечивать пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые представляют собой расшифровку основных статей бухгалтерского баланса.
Приложение состоит из нескольких разделов, которые содержат пояснения некоторых статей баланса.
1. Нематериальные активы.
2. Основные средства.
3. Доходные вложения в материальные ценности.
4. Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.
5. Расходы на освоение природных ресурсов.
6. Финансовые вложения.
7. Дебиторская и кредиторская задолженность.
8. Расходы по обычным видам деятельности.
9. Обеспечения
10. Государственная помощь.
В первом разделе «Нематериальные активы» приводятся данные о движении и об остатках нематериальных активов на начало и конец периода по первоначальной стоимости. При этом информация об амортизации нематериальных активов выделена в самостоятельную таблицу, которая формирует информацию об амортизации на начало и конец отчетного периода.
Во втором разделе «Основные средства» приводятся данные о движении (поступлении и выбытии по всем источникам) и остатках основных средств на начало и конец периода по первоначальной стоимости. Так же как и в первом разделе, информация об амортизации основных средств выделена в самостоятельную таблицу.
В третьем разделе «Доходные вложения в материальные ценности» характеризуется имущество для передачи в лизинг и предоставление по договору проката. Поскольку данные о движении такого имущества приводятся по первоначальной стоимости, информация об амортизации доходных вложений в материальные ценности указывается в этом разделе отдельной строкой.
Четвертый раздел «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» формирует информацию о принципиально новой категории для российской учетной практики. Такая информация раскрывается в соответствии с требованиями ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы».
В основной части раздела раскрывается информация о стоимости объектов, числящихся в бухгалтерском учете на счете 04 «Нематериальные активы» на специально выделенных субсчетах.
Пятый раздел «Расходы на освоение природных ресурсов» Порядок текущего учета указанных расходов в настоящее время четко регламентирован. Поэтому организации, у которых возникают подобные расходы, в целях составления отчетности должны предусмотреть возможность их обособления в текущем учете в разрезе их номенклатуры. При этом в разделе приводится справочная информация о сумме расходов по участкам недр с незаконченным поиском, оценкой, разведкой, изысканиями и прочими аналогичными работами, а также о сумме расходов, отнесенных в отчетном периоде на внереализационные расходы как безрезультатные.
Шестой раздел «Финансовые вложения» представляет информацию о стоимости финансовых вложений на начало и конец отчетного периода в разрезе их деления на долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения. Также справочным порядком в разделе «Финансовые вложения» формируется информация о разнице между первоначальной стоимостью долговых ценных бумаг и их номиналом, отнесенной на финансовый результат отчетного периода.
Седьмой раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность» отражается с подразделением на долгосрочную и краткосрочную. Основным критерием такого подразделения является ожидаемый период погашения (менее или более 12 месяцев после отчетной даты). При этом при формировании указанных показателей следует руководствоваться конкретными сроками, установленными в договорах с соответствующими контрагентами.
Восьмой раздел «Расходы по обычным видам деятельности» отражает информацию о расходах организации по элементам расходов, определенных нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации». На основании этого положения расходы в соответствии с их экономическим содержанием группируются по следующим элементам:
- материальные затраты (стоимость приобретенного сырья, материалов, топлива, используемых организацией непосредственно для производства продукции, выполнения работ);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Девятый раздел «Обеспечения» формирует информацию о показателях различных обеспечений организации по состоянию на начало и конец отчетного периода. Группировка показателей в нем носит зеркальный характер и строится в разрезе обеспечений полученных и выданных. При этом особое внимание в разделе концентрируется на информации о векселях и имуществе, используемых в качестве обеспечения (залога).
Десятый раздел «Государственная помощь» формирует информацию о полученных бюджетных средствах за отчетный период в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, а также данные о бюджетных кредитах в разрезе динамики их получения и погашения в отчетном периоде при наличии остатков на его начало и конец.
Пояснительная записка к бухгалтерской (финансовой) отчетности составляется с целью обеспечения пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, которые нецелесообразно включать в основные формы отчетности, но которые им необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении. Главным отличием этой отчетной формы от рассмотренных ранее форм является то, что при ее заполнении используются самые различные данные, в том числе и не находящие отражения в системном бухгалтерском учете. Именно наличие в этой отчетной форме показателей, формируемых вне системы бухгалтерского учета, позволяет говорить о ее специфичности.
Модуль V