Прием и передача земельных участков
Передача земельного участка от учредителя учреждению предполагает его образование. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:
- кадастровые паспорта образуемых земельных участков (кадастровый паспорт образуемого земельного участка);
- правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земли, из которых при разделе или объединении образуются новые участки.
Таким образом, данные о кадастровой стоимости земельного участка формируются на стадии его образования – то есть, еще до закрепления участка за учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
По совокупности требований норм статей 29 и 30 Земельного кодекса РФ можно сделать вывод, что правоустанавливающим документом, подтверждающим факт передачи земельного участка в пользование учреждению, признается решение (выписка из решения) органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
Оформление при передаче земельных участков Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (код формы 0504101) инструкциями прямо не закреплено. Однако, по нашему мнению, такой акт нужно составить, поскольку форма 0504101 заполняется при передаче нефинансовых активов не только в случае закрепления права оперативного управления, но и при изменении правообладателя государственного (муниципального) имущества на иных основаниях. Исключение составляют ситуации приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды или нужды бюджетных (автономных) учреждений, а также продажи государственного (муниципального) имущества.
На каждый земельный участок открывается и ведется Инвентарная карточка учета нефинансовых активов (код формы 0504031). Состав информации, отражаемой в этом документе, указан в характеристике, приведенной в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями (приложение № 5 к Инструкции № 173н).
Учет расходов на содержание и эксплуатацию земельных участков
После принятия земельных участков к учету могут возникать расходы, связанные с их содержанием и эксплуатацией. При этом необходимо различать текущие расходы и капитальные затраты, относимые на увеличение стоимости непроизведенных активов. По экономическому содержанию к текущим расходам можно отнести, в частности, расходы на оплату работ по благоустройству территории. Однако в соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату работ по благоустройству территории, находящейся в оперативном управлении учреждения, следует отражать по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ и статьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ в зависимости от экономического содержания расходов на благоустройство. Поскольку земельные участки не могут находиться в учреждении на праве оперативного управления, процитированная норма не может относиться к работам, проводимым на земельных участках. В соответствии с Указаниями № 65н непосредственно в составе текущих расходов могут быть учтены только расходы по межеванию границ земельных участков (код КОСГУ 226).
В соответствии с пунктом 79 Инструкции № 157н расходы неинвентарного характера (не связанные со строительством сооружений) на культурно-технические мероприятия по поверхностному улучшению земель для сельскохозяйственного пользования, производимые за счет капитальных вложений и неотделимые от земли, относятся к объектам непроизведенных активов. К таким мероприятиям можно отнести:
- планировку земельных участков;
- корчевку площадей под пашню;
- очистку полей от камней и валунов;
- срезание кочек;
- расчистку зарослей;
- очистку водоемов;
- мелиоративные, осушительные, ирригационные работы.
Аналогичная норма содержится в Указаниях № 65н.
Инструкция № 174н регулирует только порядок учета капитальных расходов. В соответствии с пунктом 20 Инструкции № 174н при осуществлении капитальных вложений по улучшению объектов непроизведенных активов, неотделимых от них, оформляется проводка по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» (010311330, 010312330, 010313330) и кредиту счета соответствующих счетов аналитического учета счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010613330).
Как уже отмечалось, земельные участки отражаются в бухгалтерском учете по кадастровой стоимости. Затраты, проведенные по бухгалтерскому учету, кадастровую стоимость актива изменить не могут. Таким образом, по нашему мнению, наиболее правомерным представляется учет капитальных вложений по улучшению земельных участков в качестве обособленного объекта непроизведенных активов. В коммерческих организациях капитальные затраты на улучшение земель учитываются как отдельный объект основных средств (код ОКОФ 19 0009010). При этом новый объект непроизведенных активов оформляется как объект, находящийся на праве оперативного управления, поскольку отношения по обращению указанных затрат земельным законодательством не регулируются. Соответственно, объекты не могут передаваться на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также смотрите:
– КОСГУ 2015 и нецелевое использование средств
– Учет непроизведенных активов
– Изменения в земельном законодательстве
– Постановка участка на кадастровый учет
– Изменения в Инструкции № 157н
Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.
Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа!
Подробнее: http://www.budgetnik.ru/art/3649-uchet-zemelnyh-uchastkov#ixzz3rgGCVHSk
| ||||||||
-----------------------------------------------------------------------------------------------
10. Ответственность за ведение бухгалтерского учета
Вопрос
Прошу Вас дать разъяснения по порядку применения изменений в приказ Минфина №157н, а именно "после абзаца 3 пункта 9 дополнить абзацем следующего содержания: «Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.» Т.е. как я понимаю бухгалтерия не отвечает за правильность отражения бухгалтерской записи т.к. она полностью зависит от правильности составления первичного документа? Или есть иное мнение?
Ответ
В настоящее время нет официальных разъяснений по внесенным приказом Минфина России от 29.08.2014 № 89н изменениям в Инструкцию 157н.
Однако следует сказать, что аналогичная формулировка уже содержится в статье 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. Согласно буквальному прочтению данной формулировки можно сделать вывод, что бухгалтер, принявший к учету первичный документ, составленный (предъявленный)ответственным лицом на несуществующие в действительности операции, ответственности за это не несет.
1. Рекомендация: Как организовать документооборот в бухгалтерии
Первичные документы
Каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным документом. Нельзя принимать к учету документы, которыми оформлены несуществующие факты хозяйственной жизни (в т. ч. по мнимым и притворным сделкам).* Об этом сказано в части 1статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункте 7 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Регистры
Данные, содержащиеся в первичных документах, отражаются в бухгалтерских регистрах.*
Регистры бухучета представляют собой перечни операций в хронологическом порядке, сгруппированные по счетам бухучета. Такие правила установлены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пунктом 11 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Формы регистров бухучета, которые должны применять государственные (муниципальные) учреждения, приведены в приложении 4 к приказу Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н.
Регистры оформляются в виде книг, журналов, карточек на бумажном или машинном носителе. Последний вариант возможен, если регистр заверяется электронной подписью (ст. 6 Закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ).
При регистрации объектов бухучета в регистрах не допускаются:
– пропуски или изъятия;
– отражение мнимых и притворных объектов бухучета.
Такие правила определены статьей 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Сотрудник, ответственный за оформление первичного документа, должен обеспечить его своевременную передачу для внесения в регистры бухучета. Этот сотрудник несет ответственность за достоверность данных, зафиксированных в первичном документе. Об этом сказано в части 3 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Контроль за исполнением графика документооборота возлагается на главного бухгалтера (п. 5.7 Положения, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105). Сотрудники учреждения должны быть ознакомлены с этим документом или выпиской из него.
!!!!!!!!!
Требования главного бухгалтера к оформлению документов обязательны для всех сотрудников учреждения. За невыполнение требований к сотрудникам можно применить дисциплинарное взыскание.*
Некоторые учреждения прописывают в качестве одного из условий премирования выполнение требований по оформлению документов.