Цель, задачи, значение и источники информации аудита расчетных операций
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра _ИЭУ и П__
Курсовая работа по дисциплине:
АУДИТ
Тема: Аудит расчетных операций
Студентки 5 курса заочной формы обучения
направлениеБухгалтерский учет,анализ и аудит
№ студенческого билета__597__________
Кондратьевой Оксаны Александровны
Преподаватель ________________
Дата сдачи в деканат ______________________
Мурманск, 2015 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы аудита расчетных операций
1.1.Цель, задачи, значение и источники информации аудита расчетных операций…………………………………………………………………… ……5
1.2.Направления и этапы аудиторской проверки внешних расчетных операций………………………………………………………………………….8
2. Состояние учета и аудиторская проверка расчетных операций в ООО «ЛГОК».
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………………18
2.2 Аудит расчетных операций в ООО ЛОВОЗЕРСКИЙ «ГОК»……………....21
2.3Общий план аудита расчетных операций………………………………..22
3. Заключение………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………….44
Приложение 2…………………………………………………………………..51
Приложение 3…………………………………………………………………..53
Приложение 4………………………………………………………………..…55
Приложение 5…………………………………………………………………..58
Приложение 6…………………………………………………………………..61
Приложение 7…………………………………………………………………..63
Приложение 8………………………………………………………………..…64
Приложение 9…………………………………………………………………..65
Приложение 10………………………………………………………………....69
Приложение 11…………………………………………………………………..71
Введение
Одной из ключевых задач для предприятия является обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием расчетных операций, что невозможно без правильно организованного учета расчетов. Помимо внутреннего контроля над данными операциями, желателен и независимый контроль аудитора.
Аудит – это особая, самостоятельная форма контроля, представляющая собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета во всех существенных отношениях.
Основной целью аудиторской проверки расчетных операций является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетным операциям.
В связи с указанными выше обстоятельствами аудит расчетных операций представляется весьма актуальной темой на сегодняшний день.
Целью данной курсовой работы является совершенствование методики аудиторской проверки расчетных операций в ООО Ловозерский «ГОК» п. Ревда.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы аудита расчетных операций;
- провести аудиторскую проверку расчетных операций в ООО Ловозерский «ГОК» п. Ревда.
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью Ловозерский горно-обогатительный комбинат (сокращенно ООО Ловозерский «ГОК» ).
Предметом данного исследования является аудит расчетных операций.
Теоретические основы аудита расчетных операций
Цель, задачи, значение и источники информации аудита расчетных операций
Целью аудиторской проверки расчетных операций является формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих обязательства по внешним и внутренним расчетным операциям, и о соответствии применяемой методики учета и налогообложения действующим нормативным документам.
Практические цели проверки расчетных операций заключаются в установлении:
- полноты – все ли операции по расчетам учтены в бухгалтерской отчетности, не существует ли неучтенных расчетов;
- существования - существуют ли обязательства по внутренним и внешним расчетам на дату составления баланса и существенна ли сумма этих обязательств;
- прав и обязанностей – правомерны ли и верны суммы обязательств по расчетам исходя из трех критериев (формальности, законности и действительности);
- оценки – оценены ли обязательства по расчетам в соответствии с требованиями нормативных актов;
- точности – соответствуют ли данные бухгалтерской отчетности записям в регистрах синтетического и аналитического учета операций;
- ограничения учетного периода – все ли обязательства по расчетам отражены именно в тех учетных периодах, когда они имели место;
- представления и раскрытия – все ли обязательства по расчетам раскрыты, классифицированы и представлены в отчетности в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и отчетности [19].
Для достижения поставленных целей в ходе аудита должны быть решены следующие задачи:
- оценка состояния учета и эффективности внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций по внешним и внутренним расчетам;
- проверка правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей, получению услуг, реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской и дебиторской задолженности;
- проверка организации аналитического учета операций по внешним и внутренним расчетам;
- проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы по каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу, правильности применения налоговых ставок и льгот, начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, составления налоговой отчетности;
- подтверждение достоверности производимых начислений и выплат работникам по всем основаниям и отражения их в учете;
- установление законности и полноты удержаний из заработной платы и из других выплат сотрудникам в пользу предприятия, бюджета, внебюджетных фондов, других юридических и физических лиц.
В ходе проверки аудитору необходимо получить достаточную уверенность в том, что перечисленные показатели отчетности не содержат существенных ошибок. Для сбора доказательств используется информационная база, формируемая из различных источников. Состав источников информации аудита расчетных операций достаточно широк.
Общими источниками информации являются: положение об учетной политике; договоры поставки товарно-материальных ценностей, продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры поставщиков; акты сверки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации расчетов; книга покупок; книга продаж; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 91 «Прочие доходы и расходы» и др., Главная книга; бухгалтерская отчетность.
Источниками информации при проверке расчетов с подотчетными лицами, кроме вышеперечисленных, являются: авансовые отчеты; приказы о направлении сотрудников в командировку; список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы; сметы представительских расходов и приказы об их утверждении; и др.
Источниками информации для проверки расчетов с персоналом являются: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и другие формы трудового договора), договоры на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и пр., личная карточка (форма № Т-2), табели учета использования рабочего времени (форма № Т-12), наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетные (форма № Т-53), расчетно-платежные (форма № Т-49) и платежные ведомости, лицевые счета (форма № Т-54) и налоговые карточки работников, и др.
Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами являются: декларации по отдельным налогам и платежам, расчетные ведомости по начислению заработной платы, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок, книга продаж, и др. Информация о расчетах может содержаться:
1) в Бухгалтерском балансе :
2) в Отчете о финансовых результатах,
3) в Отчете об изменениях капитала,
4) в Отчете о движении денежных средств.
1.2 Направления и этапы аудиторской проверки внешних расчетных операций
Внешние расчетные операции охватывают расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, по претензиям, с дебиторами и кредиторами, с бюджетом и по внебюджетным платежам. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии внешних расчетов необходима всем пользователям отчетности, поэтому аудитор особенно тщательно проверяет состояние внешних расчетных операций. Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудиторской проверки [19]. Основные направления и этапы аудиторской проверки внешних расчетных операций приведены в таблице 1.
Таблица 1. Направления и этапы аудиторской проверки внешних расчетных операций
Направления аудиторской проверки | Этапы проведения аудита |
Проверка состояния учета и контроля за внешними расчетными операциями | Проверить наличие и провести анализ материалов инвентаризации задолженности по внешним расчетным операциям Выявить документальную обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности, реальность ее погашения. Выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности Проверить соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета |
Проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками | Проверить наличие и правильность оформления договоров и первичных документов по расчетам за полученные ценности (работы, услуги) |
Проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками | Выявить соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам Обратить внимание на полноту и правильность отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах в учетных регистрах Проанализировать своевременность расчетов и реальность числящейся задолженности Проверить соблюдение порядка списания кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
Проверка полноты и правильности учета расчетов с покупателями и заказчиками | Рассмотреть наличие и правильность оформления договоров и первичных документов за реализованные покупателям ценности, работы, услуги Выявить соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам Оценить полноту и правильность отражения расчетов с покупателями и заказчиками на счетах в учетных регистрах Проверить обоснованность и правильность отражения полученных авансов Проанализировать своевременность расчетов, обеспеченность и реальность числящейся задолженности покупателей и заказчиков Проверить соблюдение порядка списания дебиторской задолженности покупателей и заказчиков |
Проверка учета расчетов по претензиям | Выявить обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по претензиям Оценить полноту и правильность отражения в учете претензий Проанализировать реальность числящейся задолженности по претензиям |
Проверка полноты и правильности учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами | Рассмотреть своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы Проверить правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полноту и своевременность их перечисления получателям Проанализировать правильность и своевременность расчетов с разными организациями по операциям некоммерческого характера Проверить реальность задолженности по расчетам с разными дебиторами и кредиторами на дату составления баланса |
Проверка полноты и правильности учета расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей | Проверить правильность исчисления налогооблагаемой базы по каждому уплачиваемому предприятием налогу, сбору, платежу Проверить правильность применения налоговых ставок Проанализировать правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов, оценить правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей Выявить соответствие аналитического и синтетического учета по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию» Оценить правильность составления налоговой отчетности |
Обобщение результатов аудита внешних расчетных операций | Выявить влияние состояния расчетов на платежеспособность организации Оценить значимость выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности |
Проводя аудит внешних расчетных операций, аудитор знакомится с: рабочим планом счетов; формой бухгалтерского учета и перечнем учетных регистров, составляемых в организации; документооборотом первичных документов, связанных с учетом внешних расчетных операций; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи документов.
Для оценки состояния контроля за внешними расчетными операциями аудитор выясняет: порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов; формы, сроки и исполнителей контроля над платежами и состоянием расчетов и др.
По данным регистров синтетического и аналитического учета аудитор устанавливает: применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами); порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т. п.); нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.
По выявленным несоответствиям аудитор определяет существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений [22].
1.3 Направления и этапы аудиторской проверки внутренних расчетных операций
Внутренние расчетные операции охватывают расчеты с подотчетными лицами, с персоналом по оплате труда и прочим операциям, а также расчеты с учредителями.
Аудиторская проверка внутренних расчетных операций предполагает уточнение предварительной оценки состояния учета и внутреннего контроля этих операций, данной в процессе планирования. При этом выясняется порядок контроля за соблюдением законодательных норм при найме и увольнении персонала; состоянием учета и разделением обязанностей по учету и контролю списочного состава, рабочего времени и выполненной работы; соблюдением положений об оплате труда и др.
Оценив уровень эффективности внутреннего контроля (высокий, средний, низкий), аудитор определяет объем выборки для проверки внутренних расчетных операций.
Основные направления и этапы аудиторской проверки внутренних расчетных операций приведены в таблице 2.
Таблица 2. Направления и этапы аудиторской проверки внутренних расчетных операций
Направления аудиторской проверки | Этапы проведения аудита |
Оценка состояния учета и эффективности внутреннего контроля операций по внутренним расчетам | Проверить наличие и провести анализ документов, определяющих оплату труда и выдачу подотчетных сумм Оценить организацию документального оформления учета кадров, рабочего времени и объема выпуска продукции (работ, услуг) Оценить контроль за выплатой заработной платы и подотчетных сумм Выявить соответствие показателей отчетности данным синтетического и аналитического учетов |
Проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах с персоналом по оплате труда | Проверить правильность начисления заработной платы по видам оплаты и правильность удержаний из заработной платы Выявить обоснованность включения затрат на зарплату в состав себестоимости Проанализировать отражение начисления зарплаты и удержаний из нее в регистрах бухгалтерского учета Проверить правильность учета совокупного дохода для целей налогообложения |
Проверка достоверности учетных и отчетных данных по расчетам с подотчетными лицами | Выявить обоснованность выдачи авансов в подотчет Проанализировать своевременность предоставления авансовых отчетов Проверить документальную обоснованность использования подотчетных сумм и обоснованность включения их в состав затрат Проверить правильность налогообложения Проследить отражение в учете расчетов с подотчетными лицами |
Проверка достоверности учетных и отчетных данных о расчетах с персоналом по прочим операциям | Проверить правильность учета расчетов за товары, проданные в кредит Рассмотреть законность и обоснованность выдачи займов Проверить правильность учета расчетов по предоставленным займам Выявить полноту отнесения на виновных лиц недостач, хищений, растрат Оценить правильность учета расчетов по возмещению материального ущерба |
Проверка полноты и правильности учета расчетов с учредителями | Проверить наличие и оформление всех учредительных документов Оценить полноту и соблюдение сроков внесения уставного капитала и правильность его формировании Выявить обоснованность изменений величины уставного капитал Проверить организацию учета и выплат дивидендов Проанализировать начисление и выплату налогов и иных обязательных платежей |
Общий вывод по результатам проверки внутренних расчетных операций | Анализ и обобщение материалов рабочих документов Определение значимости ошибок Определение влияния ошибок на достоверность отчетности. |
Аудиторская проверка расчетов с персоналом является весьма трудоемкой для средних и крупных предприятий по причине их разнообразия и систематического характера. Приступая к проверке расчетов с персоналом по оплате труда и по другим операциям, аудитор должен выяснить: какие формы и системы оплаты труда применяются на предприятии; имеется ли внутреннее положение об оплате труда работников и коллективный трудовой договор; как организован учет расчетов по оплате труда (состав и квалификация бухгалтеров, обеспеченность нормативными материалами, кто осуществляет контроль за их работой, компьютеризирован ли данный участок учета и т.д.); ограничен ли состав сотрудников, получающих наличные деньги на хозяйственные и другие расходы; осуществляется ли на предприятии выдача ссуд, продажа товаров в кредит, как оформляются эти операции и пр.
Получив доказательства о тождественности показателей отчетности и данных синтетического и аналитического учета, аудитор приступает к проверке правильности начисления заработной платы.
В случае обнаружения несоответствий необходимо в рабочих документах показать суммы отклонений и причины их образования.
Затем изучаются наличие и достоверность первичных документов, правильность заполнения, соответствие требованиям нормативных документов [17]. При проверке первичных документов обращается внимание на использование типовых форм первичных документов, утвержденных в установленном порядке, и нетиповых форм, которые должны быть утверждены приказом по учетной политике [11].
Расчетно-платежные и платежные ведомости целесообразно подвергнуть счетной проверке, что позволит выявить возможное завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно взятым сотрудникам. Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и присвоению денежных средств.
Процедуры проверки по существу расчетов по оплате труда могут быть проведены сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. Однако целесообразно, чтобы в выборку были включены расчеты с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех видов оплат и удержаний.
Аудит операций по расчетам с подотчетными лицами чаще всего проводится сплошным способом. Аудитор проверяет обоснованность выдачи авансов под отчет на хозяйственно-операционные нужды и устанавливает, соответствуют ли приказу руководителя круг лиц, получающих в подотчет авансы, а также размеры и сроки предоставляемых авансов.
При проверке расходных кассовых ордеров, подтверждающих выдачу денег под отчет, обращается внимание на полноту заполнения всех реквизитов и, в частности, на отражение оснований для выдачи авансов. Проверка своевременности предоставления авансовых отчетов осуществляется путем сопоставления фактических сроков представления авансовых отчетов со сроками, предусмотренными в командировочном удостоверении или в приказе руководителя. Проверка документальной обоснованности использования подотчетных сумм осуществляется путем установления наличия и правильности оформления документов, подтверждающих расходование подотчетных сумм.
Законность и целесообразность расходов на хозяйственно-операционные нужды определяется путем сопоставления данных авансовых отчетов и приложенных к ним документов на оплату услуг, погашение задолженности поставщикам, приобретение материально-производственных запасов, оплату представительских расходов.
При проверке документов, подтверждающих произведенные расходы, выявляется правомерность выделения и предъявления бюджету НДС.
Аудит расчетов с подотчетными лицами по командировкам предполагает признание факта служебной командировки и проверку обоснованности и правильности расходов, связанных с командировкой [23]. Аудитору следует проверить, отражены ли при расчете налогов суммы сверхнормативных расходов на командировки и расходы, списанные за счет собственных средств.
Выявленные при проверке несоответствия и отклонения отражаются в рабочих документах аудитора. При обобщении результатов проверки определяется влияние выявленных отклонений на показатель себестоимости и прибыль, на величину начисленных налогов.
Приступая к проверке расчетов с персоналом по прочим операциям, аудитор выясняет, какие из видов расчетов имеют место в организации: расчеты за товары, проданные в кредит; расчеты по предоставленным займам; расчеты по возмещению материального ущерба.
Аудитору необходимо установить, проводилась ли инвентаризация расчетов, и по данным инвентаризационной описи проанализировать состояние расчетов. Проверка тождественности отчетных и учетных данных о расчетах с персоналом по прочим операциям проводится путем сверки данных баланса, Главной книги, регистров по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». В случае расхождений выявляются размеры отклонений и причины.
Проверка расчетов по предоставленным займам заключается в установлении наличия договоров на выдачу займа. Важно установить, нет ли просроченной задолженности по займам, предпринимаемые меры и реальность погашения. Тщательной проверке подлежат случаи списания задолженности ссудополучателей.
Проверяя расчеты по возмещению материального ущерба, необходимо проанализировать состояние задолженности по конкретным лицам, срокам возникновения и причинам образования, а также правомерности отнесения за счет работника. Следует проверить правильность оценки (по рыночным ценам) выявленных недостач, относимых за счет виновных лиц, а также отражение разницы между учетной и рыночной стоимостью в момент отнесения на виновное лицо. Необходимо проверить соблюдение установленного порядка списания на убытки организации недостач, когда виновные лица не установлены или в их виновности отказано судом [23].
Завершая проверку, необходимо обобщить на основе рабочих документов выявленные отклонения, определить их размер, существенность влияния на баланс, на показатели себестоимости, финансовый результат и величину налогов.
При проверке учета расчетов с учредителями аудитор в обязательном порядке должен учитывать особенности, связанные с организационно-правовой формой организации. Серьезное внимание необходимо уделить аудиторской проверке организации учета и выплат дивидендов. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Общество обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды [1]. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
Общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов по акциям: до полной оплаты всего уставного капитала общества; если на момент выплаты дивидендов оно имеет признаки несостоятельности (банкротства) в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) предприятий или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов [1].
Завершая проверку внутренних расчетных операций, аудитору необходимо обобщить на основе рабочих документов выявленные отклонения, определить их размер, существенность влияния на показатели себестоимости, финансовый результат и величину налогов.
3. Состояние учета и аудиторская проверка расчетных операций в ООО «ЛГОК».
2.1 Общие сведения о предприятии
Полное наименование предприятия – Общество с ограниченной ответственностью Ловозерский горно-обогатительный комбинат п. Ревда; сокращенное – ООО «ЛГОК».
Предприятие является коммерческой организацией и осуществляет свою деятельность на основании Устава. Функционирование предприятия регламентируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Собственником имущества предприятия является ООО Ловозерский «ГОК» п. Ревда . ООО Ловозерский «ГОК» поставлен на учет в налоговом органе с присвоением ему ИНН 5106800454 и КПП 510601001, а также имеет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ с ОГРН 1055100090143. Код организации по ОКПО 71899056. Код организационно-правовой формы организации по ОКВЭД 52.11.
Местонахождение ООО Ловозерский «ГОК» п. Ревда: 184580, Мурманская область, пгт. Ревда., ул. Комсомольская,23
Предприятие осуществляет добычу руды, ее переработку и получение лопаритового концентрата – сырья для производства редких и редкоземельных металлов, а так же имеет весь комплекс вспомогательных цехов и служб: ремонтно-монтажное специализированное управление, автотранспортный цех, энергоцех, военизированный горноспасательный взвод, отдел технического контроля, центральную лабораторию, турбазу, краеведческий музей, кабельное телевидение, столовые и складские помещения.
Компания ООО "ЛОВОЗЕРСКИЙ ГОК" осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
- Добыча металлических руд;
- Добыча и обогащение руд цветных металлов, кроме урановой и ториевой руд;
- Добыча руд и песков драгоценных металлов и руд редких металлов;
- Добыча и обогащение руд редких металлов (циркония, тантала, ниобия и др.) (Основной вид деятельности);
- Строительство;
- Строительство зданий и сооружений;
- Производство общестроительных работ (Дополнительный вид деятельности);
- Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования;
- Розничная торговля в неспециализированных магазинах;
- Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (Дополнительный вид деятельности);
- Деятельность гостиниц и ресторанов;
- Деятельность гостиниц;
- Деятельность гостиниц без ресторанов (Дополнительный вид деятельности);
- Деятельность прочих мест для временного проживания;
- Деятельность прочих мест для проживания;
- Деятельность прочих мест для временного проживания, не включенных в другие группировки (Дополнительный вид деятельности);
- Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания;
- Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях (Дополнительный вид деятельности);
- Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания;
- Поставка продукции общественного питания (Дополнительный вид деятельности);
- Предоставление прочих видов услуг.
Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки;
- Геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр (Дополнительный вид деятельности)
- Предоставление прочих видов услуг
- Технические испытания, исследования и сертификация
- Технический контроль автомобилей: периодический технический осмотр легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, автобусов и других автотранспортных средств (Дополнительный вид деятельности).
2.2 Аудит расчетных операций в ООО ЛОВОЗЕРСКИЙ «ГОК»
В ходе планирования аудита расчетных операций в ООО «ЛГОК» был составлен общий план аудита с указанием ожидаемого объема и сроков проведения аудита, а также разработана аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности в части показателей дебиторской и кредиторской задолженности теплоэнергетического предприятия.
Таблица 3. Общий план аудита расчетных операций
Проверяемая организация ООО «ЛГОК»
Период аудита 16.08.2014-05.09.2014
Проверяемый период 01.01.2014 – 31.12.2014
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведения | Исполнитель |
Общая оценка состояния внутреннего контроля в системе первичного учета ООО «ЛГОК» | 16.08.2014 – 17.08.2014 | Кондратьева О.А. | |
Аудит внешних расчетных операций | 20.08.2014 – 26.08.2014 | Кондратьева О.А. | |
Аудит внутренних расчетных операций | 27.08.2014 – 05.09.2014 | Кондратьева О.А. | |
Оформление результатов аудита расчетных операций | 06.09.2014 – 10.09.2014 | Кондратьева О.А. |
При проведении аудиторской проверки расчетных операций в соответствии с разработанной программой было рассмотрено состояние внутреннего контроля в ООО «ЛГОК», для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности в части расчетных операций.
Для оценки состояния внутреннего контроля и в целях совершенствования методики аудита расчетных операций были составлены и апробированы: вопросник аудитора по оценке состояния системы первичного учета (приложение 2) и тесты для оценки состояния внутреннего контроля в системе первичного учета ООО «ЛГОК» (приложение 3).
В ходе предварительного знакомства было установлено следующее.
На предприятии разработана и утверждена схема организационной структуры ООО «ЛГОК» по отделам с указанием управленческих связей и подчиненности отделов. Главным бухгалтером разработано «Положение о бухгалтерии», утвержденное генеральным директором ООО «ЛГОК» 04 января 2003 года.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия.
Имеется разработанный и утвержденный график документооборота в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых подразделениями и отделами, отдельными исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Установлен круг должностных лиц, имеющих право подписи первичных документов (на расход денежных средств, на отпуск ТМЦ и т.д.).
В ООО «ЛГОК» организована система хранения и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. Денежные средства, бланки строгой отчетности хранятся в сейфе в охраняемом помещении кассы и доступ к ним строго ограничен. Приказом директора назначены материально-ответственные лица и с ними заключены договоры о полной материальной ответственности. Имеется охраняемый склад с оборудованными местами хранения ТМЦ.
Все автоматизированные рабочие места снабжены паролями, установленными системным администратором ООО «ЛГОК». Кроме того, определен порядок доступа к информации с другого автоматизированного рабочего места.
Система бухгалтерского учета предприятия включает в себя сбор, анализ и документирование хозяйственных операций и отвечает следующим требованиям:
- корреспонденция счетов контролируется главным бухгалтером с целью полноты отражения в учете всех осуществляемых хозяйственных операций и соответствия бухгалтерских проводок действующей методологии;
- все хозяйственные операции санкционированы руководством УМТЭП как в целом, так и в конкретных случаях (например, все счета к оплате и первичные документы на выдачу денежных средств визируются директором);
- данные остатков по счетам синтетического учета в Главной книге соответствуют остаткам по счетам в журналах-ордерах;
- данные аналитического учета соответствуют данным первичных документов (по наименованиям, в суммовом и количественном выражении) и данным синтетического учета;
- в регистрах бухгалтерского учета исходящие сальдо на конец отчетного периода соответствуют входящим сальдо на начало следующего отчетного периода;
- отсутствуют случаи несоответствия сумм остатков по одному и тому же счету в разных регистрах бухгалтерского учета, а также случаи несоответствия сумм по одной бухгалтерской пров