Организация бу в организациях.
Ответственность за организацию БУ в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. В настоящее время руководителям предоставлены широкие полномочия в организации БУ, позволяющие им играть активную роль на всех этапах осуществления учёта. Руководители в зависимости от объёма учётной работы устанавливают организационную форму бухгалтерской службы: самостоятельное структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; наличие в штате должности главного бухгалтера (бухгалтера); передача на договорных началах ведения БУ централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; ведение БУ лично. Структура и объём работы бухгалтерии зависят от объёма деятельности конкретной организации, степени оперативной самостоятельности подразделений организации и уровня автоматизации учётной работы. При централизованном учёте в подразделениях организации оформляются лишь первичные документы, которые в установленные сроки передаются в бухгалтерию, где осуществляется синтетический и аналитический учёт всех операций, составляется отчётность, в том числе ББ, по организации в целом. При децентрализации полный цикл учёта от момента оформления хозяйственных операций через все стадии бухгалтерской обработки данных до составления отчётности подразделений проходит непосредственно в структурных подразделениях организации. При смешанной форме организации учёта отдельные (наиболее крупные) подразделения осуществляют законченный цикл учётных работ и составляют отдельный ББ либо выполняют часть учётных работ. В крупных организациях формируются отделы по предметному, линейному и функциональному признакам. По предметному признаку выделяются следующие отделы или группы учёта: основных средств и нематериальных активов; материалов; денежных средств; расчётов с персоналом; производства; готовой продукции; денежных средств; расчётных операций. При распределении бухгалтерских работ по функциональному признаку каждый отдел или исполнитель выполняет конкретную группу операций: проверка документов, заполнение регистров, заполнение отчётности и др. По линейному признаку работы распределяются между подразделениями, когда бухгалтерские работы по определённому участку выполняются бухгалтерской группой или отдельным работником. К ведению БУ во всех организациях независимо от форм собственности предъявляются единые требования: - БУ ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством РФ; - объекты БУ отражаются способом двойной записи на взаимосвязанных счетах БУ, а также способом простой записи на забалансовых счетах, включенных в рабочий план счетов; - документирование активов, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров БУ и БО осуществляются на русском языке; - соблюдается равенство данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на 1-е число каждого месяца; - все хозяйственные операции и результаты инвентаризации своевременно регистрируются на счетах БУ без каких-либо пропусков и изъятий; - выбор и способ ведения БУ устанавливается организацией в ее учетной политике; - текущие затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и капитальные вложения учитываются раздельно.
Учет кассовых операций.
Для расчёта наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Наличные деньги в кассе могут храниться только в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями организации. Сверх лимита в кассе разрешено хранить только наличные деньги для выдачи заработной платы, выплат социального характера (пособия) и стипендий не свыше 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке. Суть лимитированного хранения денежных средств состоит в том, что остаток денежных средств в кассе на конец дня не должен превышать установленного лимита остатка. Движение денежных средств в кассе оформляется приходным и расходным кассовым ордером. Приём и выдача денег по ним проводится только в день их составления, после чего они подписываются, регистрируются в журнале регистрации приходных и расходных ордеров. Вся информация о поступлении и выдаче наличных денег организации обобщается в кассовой книге. Записи в неё делаются по мере совершения кассовых операций, оформленных первичными документами. Каждая организация имеет только одну кассовую книгу, листы которой должны быть пронумерованы, прошнурованы, а сама книга опечатывается сургучной или пластиковой печатью. Количество листов заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Записи ведутся в двух экземплярах через копирку. На обоих экземплярах проставляются одинаковые номера, и вторые экземпляры листов служат отчётом кассира. Подчистки и исправления не допускаются, в противном случае заверяются главным бухгалтером или кассиром. В кассовой книге отражается остаток денежных средств на начало рабочего дня, который соответствует остатку на конец предыдущего дня. Также в кассовой книге отражается приход и расход денежных средств за день. Ежедневно подсчитываются итого денежных средств за день, и выводится остаток денежных средств в кассе на конец дня. В бухгалтерию передаётся второй отрывной лист в качестве отчёта кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. В организациях в условиях автоматизированной обработки учётной информации на компьютере оформляется ведомость, которая называется вкладной лист кассовой книги, и ведомость, которая называется отчёт кассира. Обе ведомости имеют одинаковое содержание и назначение, аналогичное содержанию и назначению кассовой книги. Для учёта наличия и движения денежных средств в кассе предусмотрен активный счёт 50 (касса). Этот счёт предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе, к нему могут быть открыты субсчета. 50.1 – «касса организации», 50.2 – «операционная касса», 50.3 – «денежные документы», таким образом счётом 50 предусмотрено открытие как минимум трёх счетов, так как для учёта иностранной валюты открываются дополнительные субсчета для получения сведений о движении валюты по каждому её виду. По дебету счёта 50 отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации; по кредиту счёта 50 – выдача денежных документов и выплата денежных средств из кассы. Синтетический учёт кассовых операций ведётся в ведомостях по поступлению и расходу денежных средств и денежных документов, которые составляются по окончании отчётного периода. Операции: 1) получена выручка от реализации продукции (работ, услуг) основного производства (по обычным видам деятельности): Д 50 – К 90 «продажа»; 2) получен прочий доход (включая реализацию прочего имущества и выручку от реализации продукции, работ, услуг, не относящихся к обычным видам деятельности: Д 50 – К 91 «прочие доходы и расходы»; 3) с расчётного счёта получены денежные средства и оприходованы а кассе: Д 50 – К 51; 4) получены наличные денежные средства в качестве вклада в уставной капитал организации: Д 50 – К 55 «расчёты с учредителями»; 5) получены авансы на доставку продукции, товаров, прочего: Д 50 – К 62 «расчёты с поставщиками и подрядчиками»; 6) произведена выплата начисленной работникам организации оплаты труда, премий, прочего: Д 70 – К 50; 7) выданы денежные средства подотчётному лицу: Д 71 – К 50; 8) сдана сумма сверхлимитного остатка по объявлению: Д 51 – К 50: 9) на сумму выданных авансов по приобретению продукции (от выдачи денежных средств под отчёт отличается тем, что аванс передаётся в кассу организации поставщиками): Д 60 – К 50; 10) на сумму денежных документов, приобретённых за наличный расчёт (приобретение денежных документов осуществляет кассир):Д 50-3 – К 50 (если денежные документы приобретены не кассиром, а другим лицом, то используется счёт 71:Д 71 – К 50); 11) при выбытии денежных документов счёт 50 кредитуется и дебетуются счета учёта источника возмещения затрат (сумма стоимости путёвок в оздоровительный лагерь оплачивается за счёт чистой прибыли):Д 81 – К 50; 12) отражается сумма стоимости почтовых марок, использованных для пересылок корреспонденции: Д 26 – К 50 «общие хозяйственные расходы»; если почтовые марки выдаются должностным лицам (например, секретарю) для постепенного использования, в учёте такая операция обозначается Д 50, а по мере использования стоимость марок списывается на общие хозяйственные расходы: Д 26 – К 71.