Основные элементы учетной политики.

Основы формирования учётной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учётная политика организации». Под учётной политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения БУ: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения БУ относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов БУ, системы учётных регистров БУ, обработки информации и другие соответствующие способы и приёмы. Эти определения свидетельствуют о тесной связи учётной политики с методом БУ. Так, первичное наблюдение осуществляется с помощью документирования и инвентаризации, стоимостное измерение предполагает оценку и калькулирование, текущая группировка хозяйственных операций осуществляется посредством двойной записи на счетах, данные которой являются основой для составления ББ и отчётности. В ПБУ 1/98 отмечается, что учётная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером), утверждается руководителем организации и подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. По решению руководителя организации для разработки учётной политики организации может быть создана постоянно действующая специальная комиссия, в состав которой входят учётные работники, а также специалисты других подразделений и служб, в том числе юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии. Оптимизация учётной политики представляет собой сложный процесс, находящийся под влиянием множества факторов (организационно-правовой формы организации, вида деятельности, типа производства, характеристик выпускаемой продукции, производственной структуры организации и др.) Распорядительный документ по формированию учётной политики должен содержать следующие позиции: - рабочий план счетов БУ; - формы первичных учётных документов, по которым не предусмотрены типовые формы; - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; - методы оценки активов и обязательств; - правила документооборота и технология обработки учётной информации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для ведения БУ. Рабочий план счетов БУ формируется на основании установленного Минфином России Плана счетов БУ. В состав рабочего плана счетов включаются необходимые для достоверного и полного отражения хозяйственной деятельности организации синтетические счета. Организация самостоятельно разрабатывает системы внутренней отчётности, обязательным условием является обеспечение руководства и функциональных служб необходимой информацией для принятия управленческих решений и регулирования хозяйственной деятельности. Способы ведения БУ, избранные организацией при формировании учётной политики, с 1 января года, следующего за годом издания соответствующего приказа или распоряжения по организации, применяются всеми подразделениями организации, в том числе выделенными на отдельный баланс. Сформированная учётная политика обеспечивает целостность системы БУ организации и охватывает все аспекты учётного процесса. Методический аспект – способы оценки активов, обязательств, начисления амортизации, используемые организацией; технический аспект – адекватность отражения учётного процесса в регистрах и отчётности; организационный аспект – порядок построения бухгалтерской службы организации, её взаимосвязь с другими подразделениями. Объём информации, подлежащей раскрытию в учётной политике организации, должен определяться её собственником (учредителем, участниками). Промежуточная БО может не содержать информацию об учётной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой БО за предшествующий год. Изменение учётной политики организации может проводиться в следующих случаях: - изменения законодательства РФ или нормативных актов по БУ; - разработка организацией новых способов ведения БУ; - существенного изменения условий деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности). Последствия изменения учётной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении на основе сведений на дату, с которой применяется изменённый способ ведения БУ.



Наши рекомендации