Тема 1.6. Формы бухгалтерского учета.
- Учетные регистры, их значение. Классификация учетных регистров по внешнему виду, по видам записей и объему информации.
Данные сгруппированных документов заносят в спец ведомости учета затрат, которые называются учетными регистрами. К ним относятся книги, карточки, журналы или отдельные листы, дискеты и иные машинные носители для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Учетные регистры предназначены для отображения данных на счетах бух учета и в отчетности.
- Способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах и бухгалтерских документов (метод «Красное сторно»).
Исправляют ошибки, затрагивающие корреспонденцию счетов. Суть: неправильная запись вычитается (как бы уничтожается) и вместо нее делается правильная запись. Применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Составляют вторую проводку на разность преувеличенной и правильной сумм операции. Применяют в бух учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.
3. Способы исправления ошибок записей в учетных регистрах: корректурный и дополнительная запись.
Корректурный применяют в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденцию счетов или когда она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учтенных записей. Исправляют все ошибки и описки. Если имеются исправления, то они должны быть сделаны разборчиво, оговорены и подписаны лицами, составившими документ. Зачеркивание неверного делают так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое.
Способ дополнительной записи применяют в тех случаях, когда в бух проводке и учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой суммы составляют доп бух проводку на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции.
4. Понятие о формах бухгалтерского учета.
Формой бух учета называется порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способа их отображения. Применение той или иной формы бух учета зависит от уровня автоматизации и централизации учета, размеров организации, квалификации работников, наличия средств вычислительной техники, оргтехники и др. Формы:
1)мемориально-ордерная. Применяется в бюджетных организациях. При использовании этой формы каждый первичный учетный документ сопровождается выпиской отдельной справки – мемориального ордера, в котором указывается корреспонденция счетов. Мемориальные ордера записываются в регистрационный журнал, на основании которого в дальнейшем заполняют главную книгу.
по данным главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам. Аналитический учет осуществляется на карточках по данным первичных документов.
2)журнально-ордерная. Входная информация из первичных учетных документов группируется в накопительной ведомости и после подсчета итогов переносится в соответствующие журналы – ордера, где формируется вся информация по синтетическим счетам. Информацию в главной книге используют для составления бух баланса.
3)журнал – главная.. применяется на небольших предприятиях. Аналитический учет ведется в книгах. Является учетным регистром синтетического учета, в котором на отдельном развороте листа в хронологическом порядке по каждой хоз операции приводится общая сумма с разбивкой по дебету и кредиту корреспондирующих счетов. Содержание журнал-главной ведомости позволяет исключить составление оборотной ведомости по синтетическим счетам.
4)автоматизированная. Применение вычислительной техники позволило автоматизировать процесс ведения бух учета. Единство информационной базы и полный автоматизированный технологический процесс обеспечиваются за счет однократного ввода информации. Учет осуществляется путем заполнения журнала хоз операциями. На основании введенных данных легко и быстро можно сформировать выходные формы.
5.Понятие инвентаризации. Виды инвентаризации. Порядок ее проведения. 6. Отражение результатов инвентаризации, на счетах бухгалтерского учета.
Инвентаризация – это проверка на определенный момент времени фактического наличия имущества, обязательств организации и их соответствия данным бух учета.
Цели: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бух учета; проверка полноты отображения в учете обязательств.
Плановую инвентаризацию проводят не реже раза в год. Внеплановую – при смене МОЛ, пожарах, хищениях, по требованию вышестоящих налоговых и следственных органов, руководства и др. порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключение случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже
- перед составлением годовой бух отчетности
- при смене МОЛ
- при хищении
- в случае стихийного бедствия
- при реорганизации или ликвидации
За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия.
По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляют сличительные ведомости. Расхождения регулируются в соответствием с положением по ведению бух учета и бух отчетности в РФ в след порядке:
- излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм – покрывается за счет виновных лиц.
Результаты инвентаризации должны быть отображены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бух отчете. Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщают в ведомости.
Излишки приходуются на доходы Д 10, 01 К 91/1
Недостачи удерживаются с виновных лиц либо списываются на расходы организации (счет 94)
Выявленная недостача Д 94 К 10, 01
Недостача отнесена на виновное лицо Д 73/2 К 94
Недостача удержана из з/п виновного лица Д 70 К 73/2
Сумма недостачи внесена наличными Д 50 К 73/2
По распоряжению руководителя недостача списана на расходы учреждения
Д 91/1,2, 25, 26, 44 К 94