История возникновения, необходимость аудита.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы.Аудит в современном понимании начал формироваться в середине XIX в. в связи с развитием рыночных отношений.Достаточно частые банкротства компаний, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Разоренным акционерам была необходима защита, а инвесторам и существующим акционерам — достоверная информация о состоянии предпринимательской деятельности в компаниях. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администраций, полностью достоверна. С этой целью для проверки правильности бухгалтерской отчетности стали приглашаться люди, кото-рым, по мнению акционеров, можно было доверять. Задача аудита состояла в детальной проверке финансово-хозяйственной деятельности и правильности счетов компаний. Основными чертами личности аудитора в тот период были его безупречная порядочность, честность и независимость.Датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии приняли закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком - независимым аудитором. В России звание аудита было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в Росси называли присяжными бухгалтерами.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В то время резко ужесточились требования к качеству аудиторской проверки, она стала обязательной, увеличилась рыночная потребность втакого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.
Необходимость аудита.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.
Собственник, и прежде всего коллективные собственники - акционеры, пайщики, - а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные и зачастую очень сложные операции предприятия законны и правильно отраженны в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторо
69.Правила (стандарты) аудиторской деятельности.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности:
1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2. Документирование аудита;
3. Планирование аудита;
4. Существенность в аудите;
5. Аудиторские доказательства;
6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
7. Внутренний контроль качества аудита;
8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;
9. Аффилированные лица;
10. События после отчетной даты;
11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
12. Согласование условий аудита;
13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;
14. Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;
15. Понимание деятельности аудируемого лица (отменен постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 г. № 863);
16. Аудиторская выборка.
17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;
18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;
19. Особенности первой проверки аудируемого лица;
20. Аналитические процедуры;
21. Особенности аудита оценочных значений;
22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;
23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.
24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;
25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;
26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
28. Использование результатов работы другого аудитора;
29. Рассмотрение работы внутреннего аудитора;
30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;
31. Компиляция финансовой информации.
32. Использование аудитором результатов работы эксперта;
33. Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;
34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863были внесены изменения в ранее принятые стандарты № 7-9. В связи с утверждением Постановления ранее действующий стандарт аудита №9 «Аффилированные лица» заменен на стандарт №9 «Связанные стороны».
70. Состав бухгалтерской отчетности и ее публичность пользователи бух-
галтерской отчетности
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитал, отчета о движении денежных средств, положений к бухгалтерскому балансу, пояснительной записки, аудиторского заключения, подтверждающей достоверность бухгалтерской отчетности организации. Требования:Бухгалтерская отчетность, прежде всего, должна быть полезна пользователям, использующим эту отчетность для удовлетворения потребности в информации. Пользователи бухгалтерской отчетности должны получить полную и достоверную информацию о деятельности предприятия и его имущественном положении.
Бухгалтерская отчетность необходима для:
· вывода о перспективах сотрудничества;
· вывода о ликвидности и платежеспособности предприятия;
· проверки правильности начисления налогов и взносов и т.д.
Бухгалтерская отчетность нужна:
1. Администрации предприятия для:
§ информационного обеспечения принятия управленческих решений,
§ оценки эффективности деятельности предприятия и экономического анализа ранее принятых решений,
§ предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия,
§ выявления внутренних резервов, обеспечения финансовой устойчивости организации.
2. Сторонним пользователям информации, имеющим прямой финансовый интерес – оработникам, акционерам, инвесторам, кредиторам, поставщикам и т.п.;
3. Сторонним пользователям, имеющим не прямой (косвенный) финансовый интерес – налоговым и контрольно–ревизионным органам, внебюджетным фондам, статистическим управлениям и т.п.
Организация по результатам своей деятельности составляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность. Отчетный год для всех организаций – с 1 января по 31 декабря включительно. Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность. Организации обязаны представлять бух отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Годовая бух отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года.
4.