Правовое обеспечение бухгалтерского учета.
Правовое обеспечение бухгалтерского учета.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учётом в РФ осуществляется Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329 «О Министерстве финансов РФ» утверждено положение о Министерстве финансов РФ, функциями которого являются выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере бюджетной, налоговой, страховой, аудиторской деятельности, бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности. Министерство финансов принимает нормативные акты, определяющие порядок ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности. В состав Министерства финансов входит департамент финансового контроля, бухгалтерского учёта и аудита.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учёта, руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:
- планы счетов бухгалтерского учёта и инструкции по их применению;
- положения (стандарты) по бухгалтерскому учёту, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учёта хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчётности;
- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учёта (ст.5 закона «О бухгалтерском учёте»).
Министерством финансов РФ предложена классификация нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту, которая включает четыре уровня.
1 уровень. Законодательство, состоящее из Федерального закона от 21.11.96 г. №129 –ФЗ «О бухгалтерском учёте», других федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Закон «О бухгалтерском учёте» устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в РФ. Закон «О бухгалтерском учёте» был принят впервые в РФ и его введение
- повысило статус норм бухгалтерского учёта для коммерческих и некоммерческих организаций;
- закрепило обязательность ведения и организации бухгалтерского учёта в юридических лицах, подтвердив соответствующую норму гражданского кодекса;
- новый статус норм даёт им право на равноправное существование с нормами другого законодательства, в т.ч. налогового.
В законе чётко определено, что ответственность за организацию бухгалтерского учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несёт руководитель. В законе 4 главы, 19 статей.
Глава 1. Общие положения – раскрывается понятие бухгалтерского учёта, его объекты, основные задачи, организация бухгалтерского учёта в организациях, регулирование бухгалтерского учёта в РФ, законодательство РФ о бухгалтерском учёте.
Глава 2. Основные требования к ведению бухгалтерского учёта. Бухгалтерская документация и регистрация – установлены требования к первичным учётным документам, регистрам бухгалтерского учёта, методе оценки имущества и обязательств, задачи и порядок проведения инвентаризации.
Глава 3. Бухгалтерская отчётность – установлены требования к составу бухгалтерской отчётности, раскрыто понятие отчётного года, установлены адреса и сроки представления бухгалтерской отчётности, организации, которые обязаны опубликовать отчётность.
Глава 4. Заключительные положения – ответственность за нарушения законодательства РФ о бухгалтерском учёте.
Содержание статей было рассмотрено при изучении вопроса об основных элементах метода бухгалтерского учёта. Закон ориентирован в большей степени на руководителей. Вопросы методологического характера в закон не включены.
К иным федеральным законам относятся закон от 22.05.2003 г. 54 – ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт», Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» и пр. Постановления Правительства РФ «О первичных учётных документах» (от 8.07.97г. №835), «О классификации ОС, включаемых в амортизационные группы» (от 1.01.2002 г. №1) и пр.
Виды учета.
Учёт – одна из важнейших функций управления. При помощи учёта получают необходимую информацию о наличии и движении материальных ценностей, денежных средств, формируют затраты на производство и реализацию продукции, определяют финансовые результаты деятельности организации. Эффективная работа предприятия любого вида деятельности и формы собственности невозможна без наличия и организации системы учёта и контроля. Современная практика хозяйствования предполагает следующие виды учёта:
- оперативный учёт – учёт хозяйственных операций и процессов на местах, в подразделениях производства. Предполагает регистрацию и подсчёт определённых хозяйственных операций на месте и в момент их совершения. Данные оперативного учёта используются для текущего руководства и передаются по телефону, устно, с использованием специальных форм и т.п. Принцип непрерывности при ведении оперативного учёта не обязателен. Например, оперативный учёт операций по поступлению ТМЦ, отгрузке готовой продукции;
- статистический учёт – изучает явления, носящие массовый характер, с их количественной и качественной стороны и выявляет закономерности их развития в масштабах страны, региона, отрасли. Можно отнести: перепись населения, динамика цен на отдельные виды продукции, потребление на душу населения, количество предприятий, занимающихся определённым видом деятельности, средняя заработная по регионам и отраслям и т.п.;
- бухгалтерский учёт, который, в свою очередь, можно разделить на финансовый и управленческий учёт. Финансовый учёт – учётная система организации, объектом которой являются имущество, обязательства и финансово-хозяйственная деятельность в целом. Финансовый учёт базируется на общепринятых принципах и стандартах, регулируемых законодательными и нормативными актами РФ. Управленческий учёт – система учёта и анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, предназначенная для внутренних пользователей и позволяющая принимать управленческие решения, разработать рекомендации по организации финансово-хозяйственной деятельности на перспективу. Безусловно, для принятия решений недостаточно только данных бухгалтерского учёта, но требуется и дополнительная информация по динамике цен на определённые виды продукции, данные о спросе на отдельные виды продукции и т.п.
- налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом РФ.
Понятие бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта
В статье 1 федерального закона от 12.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» раскрывается понятие бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
В данном определении отражены основные этапы учётного процесса
- вначале объект наблюдается,
- затем измеряется,
- осуществляется его регистрация
- и дальнейшая обработка информации с целью передачи её пользователям.
Принципы бухгалтерского учёта, которые также раскрыты в определении
- сплошной учёт – все объекты и операции должны быть отражены в бухгалтерском учёте без каких-либо пропусков или изъятий;
- непрерывный учёт – ведётся непрерывно с момента государственной регистрации до момента ликвидации или реорганизации предприятия;
- документальный учёт – все хозяйственные операции, отражённые в бухгалтерском учёте, должны быть подтверждены первичными учётными документами.
Следует отметить, что в РФ принята «англо-саксонская» модель налогообложения, устанавливающая разделение бухгалтерского и налогового учёта. Организации должны вести бухгалтерский и налоговый учёт, которые могут быть представлены следующей схемой
Первичные документы
Обработка по правилам Обработка по правилам бухгалтерского учёта налогового учёта
Регистры бухгалтерского Регистры налогового учёта учёта
Составление бухгалтерской Формирование налоговой базы отчётности
Заполнение налоговой декларации
С 1 января 2002 года, после введения в действие 25 главы Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» произошло полное разделение бухгалтерского и налогового учёта, что безусловно привело к увеличению расходов организации на ведение бухгалтерского и налогового учёта. В приказе Министерства финансов РФ от 1.07.2004 г. «О концепции развития бухгалтерского учёта» указано, что принятие решений в области методологии бухгалтерского учёта и методологии налогообложения должно быть направлено на сближение бухгалтерского и налогового учёта.
Виды учетных измерителей.
При организации учёта немаловажное значение имеет правильный выбор учётных измерителей, с помощью которых отражаются объекты учёта и показатели деятельности предприятия. Существуют следующие виды учётных измерителей:
- денежный измеритель – оценка стоимости имущества и обязательств организации в едином денежном выражении, что позволяет объединить объекты учёта в единую систему;
- натуральные измерители - для отражения объектов в натуральном выражении. Используются при учёте материально-производственных запасов. Виды натуральных учётных измерителей зависят от физических свойств учитываемого объекта. Это могут быть метры, килограммы, литры, штуки и т.п.;
- трудовой измеритель используется для измерения количества труда в единицу времени и определения трудозатрат. Чаще всего встречается при расчёте норм выработки, производительности труда в сочетании с натуральными измерителями.
В бухгалтерском учёте используются все три измерителя, но основным является денежный измеритель.
Счета бухгалтерского учета.
В процессе производства каждый день осуществляется большое число хозяйственных операций, требующих текущего отражения, для чего используются специальные формы-счета бухгалтерского учета, которые построены по принципу экономической однородности.
Бухгалтерский счет – основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений.
Счета бухгалтерского учета – это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» и др.
Каждый счет представляет собой двухстороннюю таблицу: левая сторона счета – дебет (от лат. «должен»), правая сторона – кредит (от лат. «верит»). Для одних счетов дебет означает увеличение, кредит – уменьшение, а для других, наоборот, дебет – уменьшение, а кредит – увеличение. В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.
Счета являются активными по:
1) экономическому содержанию – это те счета, которые предназначены для учета имущества по наличию, составу и размещению;
2) балансу – когда счета (статьи) расположены в активной части баланса;
3) сальдо (остаток) – если счета имеют дебетовый остаток. Счета считаются пассивными по:
1) экономическому содержанию – когда счета отражают учет имущества по источникам его образования;
2) балансу – если счета (статьи) расположены в пассивной части баланса;
3) сальдо – это те счета, которые имеют кредитовый остаток.
Кроме активных и пассивных счетов, в практике бухгалтерского учета используются активно-пассивные счета, которые могут иметь дебетовое или кредитовое сальдо одновременно. Если по активно-пассивному счету выведено одно сальдо, то оно является результативным и показывает конечный итог от противоположных операций. Например, на счете 99 «Прибыль и убытки» отражаются как прибыли, так и убытки, но в конце месяца выводится окончательный финансовый результат – прибыль если сальдо кредитовое) или убыток (если сальдо дебетовое). В отдельных случаях в активно-пассивных счетах результативное сальдо вывести нельзя; это бывает тогда, когда результативное сальдо искажает учетные показатели. Например, счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могли бы заменить два счета: «Расчеты с дебиторами» – активный счет и «Расчеты с кредиторами» – пассивный счет. Необходимость учитывать эти расчеты на одном счете объясняется постоянным изменением во взаимных расчетах, дебитор может стать кредитором и наоборот и разбивать этот счет на два отдельных нецелесообразно.
Хозяйственные операции текущего учета записываются на счета по мере их накопления. Каждую операцию можно записывать отдельно, но если однородных операций много, то на основе первичных документов правомерно сводить их в накопительные или групповые ведомости. Это позволит сократить количество записей на счетах.
Строение активного и пассивного счетов и порядок записи операций в них регламентированы следующими правилами:
1) для активных счетов.В начале отчетного периода открываются счета, на которых имеются остатки (сальдо начальное по дебету – Снд). Данные для записи на счетах берут из активной части баланса и записывают на дебет счетов. Такой порядок означает: открыть счета и записать первоначальное сальдо. Увеличение и поступление отражают по дебету, а уменьшение, расход и выбытие – по кредиту счетов. В конце отчетного периода подводят итоги оборотов по всем счетам: вначале по дебету, а затем по кредиту. В итоги оборота по дебету счетов сумма первоначального остатка не включается; сюда относятся только суммы по операциям отчетного периода. Конечное сальдо по дебету (Скд) по активным счетам за отчетный период определяется так: к первоначальному сальдо по дебету (Снд) прибавляют итоги оборотов по дебету и вычитают итоги оборотов по кредиту (Ок). Конечный остаток может быть либо дебетовым, либо равняться нулю:
Скд = Снд + Од + Ок.
Таким образом, для активных счетов дебет означает увеличение, а кредит – уменьшение;
2) для пассивных счетовоткрываются счета, на которых по кредиту записывают первоначальное сальдо. Оно берется из пассивной части баланса в разрезе статей, по которым имеются остатки. Увеличение, приход и поступление отражаются по кредиту, а уменьшение, расход и выбытие – по дебету. В конце отчетного периода по каждому счету подводятся итоги оборотов, сначала по кредиту, а потом по дебету. В итоги оборота по кредиту не включается первоначальный остаток, а учитываются только суммы операций, которые возникают в отчетном периоде. Конечное сальдо (Скп) определяется так: к начальному остатку (Снк) прибавляют обороты по кредиту (Ок) и вычитают обороты по дебету (Од). Конечный остаток может быть либо кредитовым, либо равняться нулю:
Скп = Снк + Ок – Од.
Следовательно, для пассивных счетов дебет означает уменьшение, а кредит – увеличение.
Понимание экономического содержания активных и пассивных счетов очень важно для усвоения приемов отражения хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета и контроля за их совершением.
План счетов бухгалтерского учёта. Рабочий план счетов
Для рациональной организации и упорядочения учётного процесса в организациях используется план счетов бухгалтерского учёта, утверждённый приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и иструкции по его применению». Отдельными нормативными актами утверждены планы счетов бюджетных и кредитных организаций.
План счетов устанавливает единые подходы к применению счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учёта.
План счетов является нормативным документом и обязателен для применения в организациях всех форм собственности. Содержит полный перечень счетов с указанием их наименований, кодов, а также наименование и номера субсчетов и в приказе Минфина РФ представлен в виде таблицы. Код синтетического счёта включает два знака: 01 – 99. В настоящее время введено 67 синтетических счетов. Номера субсчета имеют следующую структуру: первые два знака – номер синтетического счёта, через чёрточку или дробь – номер субсчёта, открытого к данному синтетическому счёту. Номера субсчётов организация устанавливает самостоятельно, за исключением субсчетов, которые поименованы в плане счетов бухгалтерского учёта. Например, 68-1 (68\1) – субсчёт «Расчёты с бюджетом по НДС» синтетического счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам». Количество субсчетов зависит от особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации. Синтетические счета вводятся Министерством финансов РФ, субсчета и аналитические счета вводятся самой организацией.
Планом счетов утверждён перечень забалансовых счетов. Номер забалансового счёта включает 3 знака. В действующей редакции плана счетов – 11 забалансовых счетов.
Министерством финансов РФ периодически вносятся изменения в план счетов, которые вводят новые синтетические счета, субсчета или изменяют сферу применения какого-либо счёта.
Каждая организация обязана разработать рабочий план счетов бухгалтерского учёта, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями своевременности и полноты учёта и отчётности. Рабочий план счетов утверждается приказом «Об учётной политике».
Двойная запись.
Для любой хозяйственной операции обязательно характерна двойственность и взаимность. Для сохранности этих свойств и контроля за записями хозяйственных операций на счетах в бухгалтерском учете применяется способ двойной записи.
Двойная записьпредставляет собой запись, в результате которой каждая хозяйственная операция отражается на счетах бухгалтерского учета дважды: в дебет одного счета и одновременно в кредит другого взаимосвязанного с ним счета на одинаковую сумму.
Метод двойной записиобуславливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка.
Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи, например между счетами 50 «Касса» и 51 «Расчетные счета», или 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 50 «Касса», или 10 «Материалы» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и т. д.
Бухгалтерская проводкаесть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации.
Двойная запись отражается по-разному в зависимости от формы бухгалтерского учета. При мемориальной форме каждая операция записывается в разных регистрах дважды: по дебету и по кредиту счета. Эту запись еще называют разобщенной. При журнально-ордерной форме учета используется совмещенная запись. В таком случае регистры построены так, что, записывая операцию один раз, отражают ее как по дебету, так и по кредиту соответствующих счетов. В результате этого достигается экономия учетного труда (вместо двух записей суммы одна) и наглядно видна корреспонденция счетов.
В практике бухгалтерского учета, кроме простых, существуют и сложные проводки, которые бывают двоякого рода. В первом случае, когда дебетуется один счет и одновременно кредитуется несколько счетов. При этом сумма кредитуемых счетов равна сумме дебетуемого счета.
Нематериальные активы
Нематериальные активы — определенная группа активов хозяйствующих субъектов, обладающих стоимостью и приносящих доход (либо создающих условия для получения дохода), но не имеющих физического содержания.
Амортизация нематериальных активов — отчисления, включаемые в себестоимость продукции, для погашения постепенной утраты стоимости и обесценивания отдельных объектов нематериальных активов в течение установленного срока их полезного использования.
Нематериальные активы (ст. 138 ГК РФ) — это вложения денежных средств в нематериальные объекты, которые длительное время используются в хозяйственной деятельности и приносят доход предприятию либо создают условия для нормальной деятельности и получения дохода (это права на объекты промышленной, интеллектуальной собственности, на природные ресурсы, права на изобретения, промышленные образцы, товарный знак, ноу-хау, авторские права на издания и т. д.)
В связи с введением в действие с 1 января 2001 г. положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н (далее по тексту — ПБУ 14/2000), изменяются подходы как к квалификации нематериальных активов, для чего вводятся новые определения, так и к бухгалтерскому учету самих нематериальных активов и учету пользования ими.
Нематериальными активами коммерческих организаций признаются активы, часть имущества предприятия которого соответствует следующим условиям:
§ отсутствие материально-вещественной структуры;
§ возможность идентификации (отличия) нематериальных активов от других форм имущества;
§ использование в производстве продукции, оказание услуг, выполнение работ для управленческих нужд организации;
§ использование в течение длительного периода времени, т. е. срок полезного использования должен быть более 1 года;
§ приобретение нематериальных активов с целью личного потребления, а не дальнейшей перепродажи;
§ способность приносить экономическую выгоду;
§ наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие самого актива и исключительного права владельца (патента, свидетельства и другие документы);
К нематериальным активам с 1 января 2001 г. относятся объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
§ исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, на полезную модель;
§ исключительное авторское право на программы для ЭВМ и базы данных;
§ имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
§ исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
§ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
Вместе с тем к нематериальным активам относятся:
§ организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал);
§ деловая репутация организации, которая согласно п. 27 ПБУ 14/2000 определяется как разница между ценой организации (приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
C 1 января 2001 г. нематериальными активами больше не являются:
1. права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, поскольку исключительное право автора — физического лица неотчуждаемо от него и не может быть передано им другим лицам. Ст. 16 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:
§ воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
§ распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение);
§ импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
§ публично показывать произведение (право на публичный показ);
§ публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
§ сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
§ переводить произведение (право на перевод);
§ переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).
Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре;
2. права на ноу-хау (технологии и др.), поскольку они не оформлены соответствующими документами о государственной регистрации права на результаты интеллектуальной деятельности;
3. объекты жилого фонда, которые должны быть переведены на счет 01 «Основные средства» с начислением по ним износа на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».
Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект, которому присваивается инвентарный номер. По нематериальным активам начисляется амортизация линейным способом; способом уменьшаемого остатка; пропорционально объему производимой продукции.
Если срок действия нематериальных активов не оговорен, то считается, что срок полезного использования — 20 лет (но не более деятельности существования фирмы)
Общие положения учета нематериальныхктивов
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
2. Настоящее Положение не применяется в отношении:
а) не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
б) не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
в) материальных носителей (вещей), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - средства индивидуализации);
г) финансовых вложений.
3. Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);
в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
4. При выполнении условий, установленных в пункте 3 настоящего Положения, к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).
Нематериальными активами не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
5. Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект. Инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта нематериальных активов также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
Рис. 5.2. Общая схема корреспонденции счетов при начислении амортизации нематериальных активов
Нормативными документами определены следующие способы начисления амортизации:
§ линейный способ;
§ способ уменьшаемого остатка;
§ способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
При линейном способе годовая сумма амортизации равна первоначальной стоимости нематериальных активов умноженной на норму амортизации, которую в свою очередь рассчитывают исходя из лет срока полезного использования объекта.
При способе уменьшаемого остатка годовую сумму амортизационных отчислений определяют исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, рассчитанной как и в предыдущем способе.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизацию начисляют исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде, соотношения первоначальной стоимости нематериальных активов и предполагаемого объема продукции (работ) за весь период срока полезного использования.
На полностью самортизированные нематериальные активы амортизация не начисляется, а сами активы отражаются в бухгалтерском учете в условной оценке, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.
Рис. 5.1. Общая схема корреспонденции счетов при приобретении и создании нематериальных активов
Деловая репутация организации как объект бухгалтерского учета может возникнуть только в результате покупки-продажи предприятия в целом. Деловая репутация — это разница между покупной ценой организации в целом и стоимостью по балансу всех ее активов и обязательств на дату совершения покупки.
Деловая репутация может быть положительной и отрицательной. Положительная — это надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущего дохода. Она учитывается как отдельный инвентарный объект нематериальных активов по дебету счета 04 "Нематериальные активы" и кредиту счета 76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" и амортизируется в течение 20 лет путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости.
Отрицательная деловая репутация — это скидка с цены, предоставляемая покупателю, которая учитывается как доходы будущих периодов. Соответственно делается проводка: дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредит счета 98 "Доходы будущих периодов". Отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты как операционный доход: дебет счет 98 "Доходы будущих периодов", кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".
Учет готовой продукции
Учет готовой продукции регулирует ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 № 2806.
Порядок организации бухгалтерского учета готовой продукции на основе ПБУ 5/01 определяется в методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н, выдержки из которых приведены в настоящем разделе.
Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, являющиеся продуктом производственного процесса организации с полностью законченной обработкой (комплектацией), соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад организации или заказчиком.
Целью учета готовой продукции является своевременное и полное отражение на счетах бухгалтерского учета информации о выпуске и отгрузке готовой продукции в организации.
Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
· правильное и своевременное документальное оформление операций по выпуску, перемещению и отпуску готовой продукции в местах хранения организации;
· контроль за сохранностью готовой продукции в местах хранения и на всех этапах движения;
· контроль выполнения планов выпуска и реализации готовой продукции;
· своевременное выявление невостребованных позиций готовой продукции с целью их возможной модернизации или снятия с производства;
· выявление рентабельности всего ассортимента готовой продукции.
Выпущенная готовая продукция, должна передаваться на склад материально ответственному лицу. Крупногабаритная продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления (выпуска).
Выпуск готовой продукции из производства оформляется накладными, приемо-сдаточными актами, спецификациями и другими первичными учетными доку