Законодательное регулирование бух учета в Украине. Факторы определяющие организацию б/у на предприятии

Износ и амортизация основных средств: понятие и учет. Методы начисления амортизации основных средств

Все основные средства (кроме земли) подвержены физическому и моральному износу.

Постепенное перенесение стоимости основных средств на готовый продукт и накопление денежного фонда для замены изношенных объектов называется амортизацией.

Амортизация- систематическое деление стоимости, которая амортизируется, необратимых активов на протяжении срока их полезного использования (эксплуатации).

Начисление амортизации основных средств осуществляется на основание следующих методов.

Прямолинейный метод.Годовая сумма амортизации определяется путем деления амортизируемой стоимости на строк полезного использования объекта. Аг.= Амортиз. Ст-ть/ срок полезного использов.

Месячная сумма амортизации определяется путем деления годовой суммы амртизации на 12. Ам. = Аг./ 12

Метод уменьшения остаточной стоимости по которому годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первобытной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации. Годовая норма амортизации (в процентах) вычисляется как разница между единицей и результатом корня степени количества лет полезного использования объекта из результата от деления ликвидационной стоимости объекта на его первобытную стоимость. Аг. = Остаточная ст-ть объекта на нач. отч. года или первонач. ст-ть на дату нач. начисления амортиз.* Годовая норма амортизации.

Год. норма амортиз. = 1 - кол-во лет√ликвид ст-ть/ первон. Ст-ть * 100

Метод ускоренного уменьшения остаточной стоимостипокоторому годовая сумма амортизации определяется как произведение остаточной стоимости объекта на начало отчетного года или первобытной стоимости на дату начала начисления амортизации и годовой нормы амортизации, которая вычисляется, выходя из срока полезного использования объекта, и удваивается. Аг. = Остаточная ст-ть объекта на нач. отч. года или первонач. ст-ть на дату нач. начисления амортиз.* Годовая норма амортизации.

Год. норма амортиз. =(100%/ срок полезного использов)*2

Кумулятивный метод.По которому годовая сумма амортизации определяется как произведение стоимости, которая амортизируется, и кумулятивного коэффициента. Кумулятивный коэффициент рассчитывается делением количества лет, которые остаются до конца срока полезного использования объекта основных средств, на сумму числа лет его полезного использования. Аг. = Амортизир ст-ть* Кумулятивный коэффициент

Кум.коэф. = Кол-во лет, остающ до конца срока полезного использов/Сумма чисел лет полезного использования

Производственный методпо которому месячная сумма амортизации определяется как произведение фактического месячного объема продукции (работ, услуг) и производственной ставки амортизации. Производственная ставка амортизации вычисляется делением стоимости, которая амортизируется, на общий объем продукции (работ, услуг), который предприятие ожидает произвести (выполнить) с использованием объекта основных средств. Ам. = Фактический месячный объем продукции* Производств ставка амортиз.

Произв. ставка аморт. = Амортиз ст-ть/ Общий объем продукции, кот. Пр-тие ожидает произвести с использ. Основного ср-ва.

Налоговый метод. Предприятие может применять нормы и методы начисления амортизация основных средств, предусмотренная налоговым законодательством. 1гр-кв.2%, 2гр.- кв. 10%, 3гр – кв 6%, 4гр. – кв.15%.

Бухгалтерский учет износа необоротных активов ведется на пассивном счете 13 "Износ необоротных активов", на котором открыто субсчета: 131"Износ основных средств", 132"Износ других необоротных материальных активов", 133"Износ нематериальных активов". Начисление износа осуществляется за счет расходов производства (расходов обращения в торговле). Документами, которые подтверждают право на списывание начисленного сноса на расходы, является Акт введения в эксплуатацию основных средств.

Признание расходов.

Расходы отображаются в бухгалтерском учете одновременно с уменьшением активов или увеличением обязательств.

Расходами отчетного периода признаются или уменьшение активов, или увеличение обязательств, которое приводит к уменьшению собственного капитала предприятия (за исключением уменьшения капитала в результате его исключения или деления владельцами), при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены.

Расходы признаются расходами определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены.

Расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного периода, отображаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

Если актив обеспечивает получение экономических выгод на протяжении нескольких отчетных периодов, то расходы признаются путем систематического деления его стоимости (например, в виде амортизации) между соответствующими отчетными периодами.

Не признаются расходами и не включаются в отчет о финансовых результатах:

1. Платежи по договорам комиссии, агентским соглашениям и другим аналогичным договорам в интересах комитента, принципала и тому подобное.

2. Предыдущая (авансовая) оплата запасов, работ, услуг.

3. Погашение полученных ссуд.

4. Другие уменьшения активов или увеличения обязательств, которые не отвечают признакам, приведенным в пункте 6 этого Положения (стандарту).

5. Расходы, которые отображаются уменьшением собственного капитала в соответствии с положениями (стандартов) бухгалтерского учета.

Законодательное регулирование бух учета в Украине. Факторы определяющие организацию б/у на предприятии

Бухгалтерский учет в Украине регламентируется:

1.Законом Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996- XII;

2.План счетов бухгалтерского учета предприятий и учреждений, утвержденных приказом Минфина Украины № 291 от 30.11.99г.

3.Положения (стандарты) бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется непре­рывно со дня регистрации предприятия до его ликвидации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несут владелец (владельцы) предприятия или уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяй­ственных операций в первичных документах, за сохранение обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее трех лет, несут владелец или уполномоченный орган (должностное лицо), которое осу­ществляет руководство предприятием в соответствии с зако­нодательством и учредительными документами.

На предприятии бухгалтерский учет организуется по-разно­му: бухгалтерской службой, формируемой на предприятии, ко­торую возглавляет главный бухгалтер; специализированной ор­ганизацией или ответственным специалистом на договорной ос­нове, если предприятие не имеет бухгалтерской службы.

На небольших предприятиях их владельцы имеют право самостоятельно вести бухгалтерский учет.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

- введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бух­галтером;

- ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

- использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

- самостоятельное ведение бухгалтерского учета и состав­ление отчетности непосредственно владельцем или руководи­телем предприятия.

При централизованной форме организации бухгалтерского учета весь учетный аппарат сосредоточен в главной бухгал­терии, синтетический и аналитический учеты осуществляются на основе первичных данных, поступающих из структурных подразделений предприятия. Административно и методически весь учетный персонал подчиняется непосредственно главно­му бухгалтеру.

При децентрализованной форме организации учета аппа­рат рассредоточен по структурным подразделениям, где ве­дутся синтетический и аналитический учеты на уровне про­изводственных единиц предприятия. В главную бухгалтерию передаются только сгруппированные данные, необходимые для составления оперативной, статистической и бухгалтер­ской отчетностей, проведения анализа, прогнозирования, пла­нирования и управления в целом по предприятию.

Структура и форма построения бухгалтерского аппарата зависят в основном от следующих факторов:

- условий организации и технологии производства;

- объема производства;

- объема учетной работы;

- наличия современных средств вычислительной техники;

- общей численности работающих;

- общего наличия структурных подразделений;

- видов деятельности;

- информационного взаимодействия структурных подразделений с бухгалтерским аппаратом;

- самостоятельности структурных подразделений

В практике различают три основных типа организации структуры аппарата бухгалтерского учета: линейную, линей­но-штабную и комбинированную.

При линейной организации бухгалтерского аппарата все учетные работники подчиняются непосредственно одному ру­ководителю — главному бухгалтеру. Такая организация при­меняется на небольших предприятиях, где численность учетных работников составляет не более 10 человек.

Линейно-штабная организация бухгалтерского аппарата предполагает создание промежуточных звеньев управления в бухгалтерии — отделы, группы, секторы, бюро, которые воз­главляют старшие бухгалтеры. Распоряжения главного бух­галтера отдаются непосредственно старшим бухгалтерам, ко­торые передают их дальше конкретным исполнителям и кон­тролируют исполнение. Такая организация бухгалтерского аппарата внедряется на предприятиях, где штат бухгалтерии насчитывает более 10 человек.

Комбинированная организация структуры управления формируется обычно на крупных предприятиях, в концер­нах, объединениях и т.д. Структура бухгалтерского аппара­та формируется по функциональному разделению управле­ния, где создаются специализированные подразделения с замкнутым циклом работ. При этом часть функций и прав главного бухгалтера передается руководителям предприятия в пределах установленной компетенции.


Наши рекомендации