По способу охвата фактов хозяйственной жизни
—разовые. Служат для оформления одного факта.
— накопительные. Служат для оформления нескольких однородных и периодически повторяющихся фактов.
По месту составления
—внутренние
— внешние
По количеству учетных записей
—однострочные
— многострочные
По характеру фактов хозяйственной жизни
—кассовые
— банковские
— материальные
— расчетные
По степени типизации
—стандартные
— нестандартные
По подлинности составления
—подлинники
— дубликаты
Первично-учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следования и прокуратуры, судами, налоговыми органами на основании их постановлений. Постановление должно содержать четкий перечень документов и причину изъятия. Главный бухгалтер или другое должностное лицо вправе в присутствии представителей органов, производящих изъятие снять с изымаемых документов копии, с указанием основания и даты изъятия.
Билет №41.
Составные части Плана организации бухгалтерского учета.
Под организацией бухгалтерского учета (БУ) понимают такую систему построения учетного процесса, которая обеспечивает получение достоверной и своевременной информации о деятельности организации и осуществления контроля за персоналом, использованием ресурсов и готовой продукции.
Основные слагаемые системы организации БУ:
– первичный учет и документооборот;
инвентаризация;
план счетов БУ;
форма организации учетно-вычислительных работ;
форма БУ;
формы и содержание отчетности.
Для обеспечения рациональной организации БУ разрабатывается План организации БУ.
Составные части Плана организации БУ:
- План документации и документооборота
- План инвентаризации
- План счетов и их корреспонденции
- План отчетности
- План технического оформления учета
- План организации труда работников бухгалтерии.
План документации.
В нем указывается перечень документов для учета хозяйственных процессов и составляется расчет потребности в бланках. При этом организацией могут использоваться типовые формы первичных учетных документов или применяться формы документов, разработанные самостоятельно. Все формы первичных документов составляются с соблюдением требований законодательства. Основой организации первичного учета является график документооборота. Документооборот – путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. Графики документооборота определяют круг лиц, ответственных за оформление документов и указывается порядок, место, время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
План инвентаризации.
В плане инвентаризации определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.
План инвентаризаций составляется с учетом того, чтобы проверка наличия ценностей не влияла на нормальную работу предприятия.
Сроки проведения внеплановых инвентаризаций не должны быть известны материально ответственным лицам.
План отчетности.
В нем указывается перечень отчетных форм отчетного периода, за который составляется та или иная форма отчета; сроки предоставления отчетности; наименования и адреса организаций и учреждений; фамилии должностных лиц, получивших отчеты; способ предоставления отчетов; фамилии работников, отвечающих за составление отчетности с точным указанием выполняемых ими работ.
План отчетности состоит, как правило, из двух частей. В первой содержатся необходимые сведения по отчетности, предоставленной внешним пользователям, во второй – по отчетности, полученной от отдельных подразделений.
План технического оформления учета.
Здесь дается детальная характеристика формы учета, которая будет применяться на данном предприятии, а также указывается какие вычислительные машины, приборы и устройства будут использованы в организации.
При выборе формы учета организация обязана руководствоваться указаниями и инструкциями по этому вопросу. Учитываются конкретные условия работы, нужно хорошо знать преимущества и недостатки этих форм учета.
Значительное место в плане технического оформления учета должно быть уделено механизации и автоматизации учета. Помимо описания использования вычислительных машин, в соответствующих организационных формах необходимо предусмотреть применение различных вычислительных таблиц и различного рода средств механизации измерения и счета: мерной тары, весов, счетчиков и т.д.
План организации труда работников бухгалтерии.
В нем определяется структура аппарата бухгалтерии, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению их квалификации, составляются графики учетных работ.
Пояснительная записка
Вся существующая информация, которая не нашла отражение в формах бух. Отчётности включается в пояснительную записку. Существенной считается та информация, без знания которой пользователь отчасти может сформулировать неверное представление о финансовом состоянии организации. Также к пояснительной записке обязательно прикладывается приказ об учётной политике на предстоящий год или д.б. ссылки на учётную политику, если она осталась без изменений. Пояснение к отчётности должны раскрывать следующие дополнительные данные .
Во-1, о наличии на начало и конец отчётного периода и движения в течение отчётного периода отдельных видов основных средств, нематериальных активов, арендованных основных средств, финансовых вложений.
Во -2, о наличии на начало и конец отчётного периода отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженности.
В – 3, об изменении в капитале организаций, о составе резервов предстоящих расходов и платежей, движение этих резервов в течение отчётного периода.
В – 4, о составе затрат на производство и издержках обращения.
В – 5, о составе внереализационных доходов и расходов.
В – 6, о чрезвычайных фактах
В – 7, о выданных и полученных обеспеченных обязательств.
В – 8, о событиях после отчётной даты и условных фактах хозяйственной деятельности.
В – 9, о прекращенных операциях
В – 10, о аффилированных лицах
В – 11 о государственной помощи.
В – 12, о количестве акций выпущенных АО и полностью оплаченных, о количестве акций выпущенных, но не оплаченных акций или оплаченных частично, о наличии стоимости акций, находящихся в собственности АО, её дочерних и зависимых обществ.
В – 13, о прибыли приходящееся на 1 акцию.
Т. О., значение пояснительной записки состоит в том, что она раскрывает сведения относящиеся к учётной политике и дополнительные данные, имеющие существенный характер, которые необходимы пользователям для более или менее реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов её деятельности и изменений в финансовом положении.
Также организация может предоставлять информацию, сопутствующую бух. Отчетности, если исполнительный орган считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В ней раскрывается динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности за ряд лет, планируемое развитие организации, предполагаемые финансовых долгосрочных, вложений, политик в отношении заёмных средств, управления рисками, деятельностью организации в области НИОКР, природоохранных мероприятий и другие.
Билет №42.