Виды производственной (профессиональной) практики

Организация практики

В соответствии с рабочим учебным планом и Государственным обра­зовательным стандартом производственная (профессиональная) практика по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень) преду­сматривает следующие этапы:

ПП.01 Практика для получения первич­ных профессиональных навыков (учебная)
ПП.01.01   Ознакомительная учебная практи­ка по бухгалтерскому учету  
ПП.01.02   Практика по компьютерным тех­нологиям  
ПП.02 Практика по профилю специальности
ПП.03 Стажировка

Организация практики на всех этапах направлена на:

– выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с характером специальности и присваиваемой квалификацией;

– непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимо­связь и сочетание теоретического и практического обучения, пре­емственность всех этапов практики.

Студенты производственную (про­фессиональную) практику проходят на предприятиях и организациях, с которыми заключили индивидуаль­ные договора о целевой контрактной подготовке.

Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка, которая выставляются в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. Критерии оценивания даны в Приложении 8.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований про­граммы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Виды производственной (профессиональной) практики

Этапность проведения практики по данной специальности характеризу­ется распределением ее по видам. Все виды практики с одной стороны ло­гически взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели. С другой стороны - каждый вид практики имеет конкретную задачу и особенности ее содержания.

Этапы и виды производственной (профессиональной практики по спе­циальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет приведены в таблице.

Индекс   Этапы и виды практики   Количество недель
ПП.00   Производственная (профессио­нальная) практика  
ПП.01 Практика для получения первич­ных профессиональных навыков (учебная)
ПП.01.01   Ознакомительная учебная практи­ка по бухгалтерскому учету  
ПП.01.02   Практика по компьютерным тех­нологиям  
ПП.02 Практика по профилю специальности
ПП.03 Стажировка


ЭТАП. ПРАКТИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (УЧЕБНАЯ)

В соответствии с Государственными требованиями по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) направлена на закрепле­ние и расширение теоретических знаний в области математических и об­щих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисцип­лин, развитие аналитических способностей обучающихся, получение пер­вичных профессиональных умений по бухгалтерскому учету.

Планирование и организация учебной практики предусматривают рабо­ту студентов по следующим направлениям:

- организация работы, с нормативными документами, законодатель­ными актами, инструкциями внутреннего пользования, регламен­тирующими работу бухгалтерской службы;

- овладение практическими приемами проведения анализа отдельных сторон деятельности организации, предприятия;

- отработка умений исполнения служебных бухгалтерских докумен­тов в соответствии с современными нормами документоведения;

- формирование навыков работы с компьютерной техникой, исполь­зуемой в сфере организации бухгалтерского учета и отчетности;

- сбор материалов для выполнения курсовых работ в соответствии с рабочими учебными планами.

Практика для получения первичных профессиональных умений и навы­ков (учебная) по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет подразделяется на 2 вида:

01.01 - ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету;

01.02 - практика по компьютерным технологиям.

СОДЕРЖАНИЕ

ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Вводный инструктаж

Постановка целей, задач, времени и места прохождения учебной прак­тики; знакомство с руководителями практики; инструктаж по ведению дневника практики, оформлению и защите отчета по практике; организаци­онные вопросы прохождения практики; проведение инструктажа по техни­ке безопасности и противопожарной безопасности.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет о прохождении ознакомительной учебной практики составляется в печатном варианте по результатам самостоятельной работы студента по изучению документов предприятия, организации, по анализу отдельных показателей их деятель­ности.

Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом. Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.

В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на пред­приятии, в организации, где проходила практика, а также дано описание отдельных видов деятельности организации, предприятия согласно про­грамме практики. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.

Приложение к отчету состоит из копии документов, расчетов и описа­ний с использованием таблиц, схем, бланков и т.д. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)

СТРУКТУРА ОТЧЕТА

1. Титульный лист (приложение 1)

2. План-график (приложение 2)

3. Содержание (с указанием номеров страниц каждой темы)

4. Отчет (по темам)

5. Приложения (пронумерованные копии документов, схемы, таблицы и т.п.)

6. Характеристика от предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Вводный инструктаж

Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности при работе на персональных компьютерах во время прохождения практики; организационные вопросы.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРАКТИКЕ

- подготов­ка в соответствии с программой пакета документов с заданной инфор­мацией

- заполнение плана-графика практики

- оформить титульный лист, приложить заполненный план-график и сформированный пакет документов в папку-скоросшиватель по учебной практике.

Сдать оформленный должным образом отчет секретарю колледжа для регистрации.

2 ЭТАП. ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Практика по профилю специальности является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов в части Государственных требо­ваний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по спе­циальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полу­ченных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятель­ности конкретной организации, на приобретение практического опыта в сфере бухгалтерской деятельности.

Основными задачами практики по профилю специальности 080110 явля­ются:

- развитие профессионального мышления;

- приобретение умений и навыков по составлению и обработке бух­галтерской документации по всем разделам учета;

- отработка умений работы с нормативно-инструктивной базой ведения бухгалтерского учета и обработки учетных данных на персо­нальных компьютерах;

- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера;

Практика по профилю специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» обеспе­чивает дидактическую последовательность процесса формирования у студен­тов системы профессиональных знаний и умений в области бухгалтерского учета, прививает студентам навыки самостоятельной работы по избранной профессии.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА

По материалам практики по профилю специальности студент оформляет отчет, который должен включать:

1. титульный лист (приложение 4)

2. план-график (приложение 5)

3. содержание

4. описания и расчеты по каждому разделу индивидуального задания;

5. Приложение - оформленную отчетную документацию (первичные документы, учетные регистры, документы отчетности) и выведенные на печать результаты бухгалтерских расчетов на ком­пьютере.

6. Характеристика от предприятия

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом (приложение 2). Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.

В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на пред­приятии, в организации, где проходила практика. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.

Приложение к отчету состоит из оформленной отчетной документации (первичные документы, учетные регистры, документы отчетности) и выведенных на печать результатов бухгалтерских расчетов на ком­пьютере. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)

Итогом практики по профилю специальности является оценка, которая выставляется руководителем практики от колледжа на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения им отчета, а также характеристики от организации.

СОДЕРЖАНИЕ

Вводный инструктаж

Ознакомление с целями и задачами практики; организационные вопро­сы.

ЭТАП. СТАЖИРОВКА

Стажировка по специальности 080110 Эконо­мика и бухгалтерский учет проводится на завершающем этапе подготовки бухгалтера после освоения программы теоретического и прак­тического обучения и сдачи студентами всех видов промежуточной атте­стации, предусмотренных Государственными требованиями.

По специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень), студенты проходят стажировку, в процессе которой выполняют функции бухгалтера и собирают материал по програм­ме подготовки к междисциплинарному экзамену.

Стажировка проводится в структурных под­разделениях предприятий, организаций, связанных с работой бухгалтера.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространя­ются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действую­щие на предприятии, в организации.

В результате прохождения стажи­ровки студент должен уметь:

- составлять годовую отчетность предприятия, организации;

- производить расчеты, оформлять налоговые декларации по видам уплачиваемых налогов;

- анализировать хозяйственную деятельность предприятия, органи­зации за отчетный период;

Форма отчетности по стажи­ровке - отчет, который должен состоять из:

- форм годовой отчетности;

- налоговых деклараций по видам налогов;

- таблиц расчета коэффициентов для анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Итогом практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения по результатам защиты с учетом характеристики от организации.

Студен­ты, не выполнившие программу стажировки, не допускаются к итоговой государственной аттестации; им выдается акаде­мическая справка установленного образца.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА

По материалам стажировки студент оформляет отчет, который должен включать:

1. титульный лист (приложение 6)

2. план-график (приложение 7)

3. содержание

4. описания и расчеты по каждой теме практики;

5. Приложение – формы годовой отчетности, налоговые декларации, таблицы по АФХД.

6. Характеристика от предприятия

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом (приложение 2). Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.

В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на пред­приятии, в организации, где проходила практика. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.

Приложение к отчету состоит из форм годовой отчетности, налоговых деклараций и расчетов по АФХД. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)

СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ

Вводный инструктаж

Постановка целей и задач практики; организационные вопросы.

Тема 1.

а) Общая характеристика предприятия, организации

Составить характеристику предприятия, организации:

- отраслевая принадлежность;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- производственная и управленческая структура;

- организация учета;

- учредительные документы.

б) Описание учетной политики, применяемой на предприятии, в организации

Описать учетную политику, применяемую на предприятии, в организа­ции, обращая внимание на следующие моменты:

- организация бухгалтерского учета (организационная форма по­строения бухгалтерии);

- выборы формы бухгалтерского учета;

- определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и расчетов;

- порядок начисления износа по основным средствам и нематериаль­ным активам;

- порядок списания затрат по ремонту основных средств на себе­стоимость продукции;

- стоимостной предел отнесения предметов к основным средствам;

- выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции;

- выбор способа группировки и списания затрат на производство;

- сроки погашения расходов будущих периодов;

- метод определения выручки от реализации продукции;

- создание резервов по сомнительным долгам;

- создание прочих резервов.

в) Годовая бухгалтерская отчетность:

- составление форм отчетности на основании Главной книги (фф. №1, 2, 3, 4, 5);

- оформление расчетных документов на компьютере с помощью имеющихся бухгалтерских программ: вывести на печать все необходимые данные для годовой отчетно­сти предприятия, организации.

Тема 2. Налоговый учет

Используя отчетность предприятия:

- рассчитать налоги, составить бухгалтерские проводки и заполнить налоговые декларации с учетом особенностей исчисления налогов на данном предприятии, в организации;

- с помощью программ автоматизации учета подготовить докумен­тацию по налогообложению предприятия, организации.

Пермский филиал МЭСИ

ПРАКТИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫ­КОВ (УЧЕБНАЯ)

в __________________________________________________

(название организации, предприятия)

по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Исполнитель:

Студент гр. ____________

__________________

(фамилия, и.о.)

Руководитель:

Преподаватель

Марченко О.В.__________

(фамилия, и.о.)

Пермь 2008

Приложение 2

ПЛАН - ГРАФИК

ПЛАН - ГРАФИК

Пермский филиал МЭСИ

ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

в __________________________________________________

(название организации, предприятия)

по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Исполнитель:

Студент гр. ____________

__________________

(фамилия, и.о.)

Руководитель:

Преподаватель

Марченко О.В.__________

(фамилия, и.о.)

Пермь 2008

Приложение 5

ПЛАН - ГРАФИК

ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

(4 недели)

Наименование тем практики Кол-во часов Оценка Подпись руководителя
  Вводный инструктаж    
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Учетная политика предприятия, организации (общее знакомство) Учет денежных средств, расчетных и кредит­ных операций Учет материально-производственных запасов Учет основных средств и нематериальных активов Учет труда и заработной платы Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Учет готовой продукции и ее реализации Учет финансовых вложений Учет валютных операций Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности Бухгалтерская отчетность предприятия, организации            
  Оформление отчета    
  ИТОГО    

Приложение 6

Пермский филиал МЭСИ

СТАЖИРОВКА

в __________________________________________________

(название организации, предприятия)

по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Исполнитель:

Студент гр. ____________

__________________

(фамилия, и.о.)

Руководитель:

Преподаватель

Марченко О.В.__________

(фамилия, и.о.)

Пермь 2008

Приложение 7

ПЛАН – ГРАФИК

РЕЦЕНЗИЯ

на отчет попрактике «____________________________________________________________»

(необходимое подчеркнуть)

студента группы ____________________ ПФ МЭСИ

специальность___________

___________________________________________________________________________________

(ф.и.о.)

  1. Соответствие содержания плану-графику___________________________________________

(да, нет)

  1. Самостоятельность выполнения ___________________________________________________

(да, нет)

  1. Соответствие установленным срокам выполнения ___________________________________

(да, нет)

  1. Грамотность____________________________________________________________________

(да, нет)

  1. Оформление работы (правильность, аккуратность)___________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Полнота изложения вопросов_____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

  1. Замечания и рекомендации

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Оценка ________________________________________________________________

Преподаватель ___________________ /О.В.Марченко/

«____»________________200__г.

Организация практики

В соответствии с рабочим учебным планом и Государственным обра­зовательным стандартом производственная (профессиональная) практика по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень) преду­сматривает следующие этапы:

ПП.01 Практика для получения первич­ных профессиональных навыков (учебная)
ПП.01.01   Ознакомительная учебная практи­ка по бухгалтерскому учету  
ПП.01.02   Практика по компьютерным тех­нологиям  
ПП.02 Практика по профилю специальности
ПП.03 Стажировка

Организация практики на всех этапах направлена на:

– выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с характером специальности и присваиваемой квалификацией;

– непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимо­связь и сочетание теоретического и практического обучения, пре­емственность всех этапов практики.

Студенты производственную (про­фессиональную) практику проходят на предприятиях и организациях, с которыми заключили индивидуаль­ные договора о целевой контрактной подготовке.

Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка, которая выставляются в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. Критерии оценивания даны в Приложении 8.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований про­граммы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Виды производственной (профессиональной) практики

Этапность проведения практики по данной специальности характеризу­ется распределением ее по видам. Все виды практики с одной стороны ло­гически взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели. С другой стороны - каждый вид практики имеет конкретную задачу и особенности ее содержания.

Этапы и виды производственной (профессиональной практики по спе­циальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет приведены в таблице.

Индекс   Этапы и виды практики   Количество недель
ПП.00   Производственная (профессио­нальная) практика  
ПП.01 Практика для получения первич­ных профессиональных навыков (учебная)
ПП.01.01   Ознакомительная учебная практи­ка по бухгалтерскому учету  
ПП.01.02   Практика по компьютерным тех­нологиям  
ПП.02 Практика по профилю специальности
ПП.03 Стажировка

Наши рекомендации