Виды производственной (профессиональной) практики
Организация практики
В соответствии с рабочим учебным планом и Государственным образовательным стандартом производственная (профессиональная) практика по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень) предусматривает следующие этапы:
ПП.01 | Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) |
ПП.01.01 | Ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету |
ПП.01.02 | Практика по компьютерным технологиям |
ПП.02 | Практика по профилю специальности |
ПП.03 | Стажировка |
Организация практики на всех этапах направлена на:
– выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с характером специальности и присваиваемой квалификацией;
– непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
Студенты производственную (профессиональную) практику проходят на предприятиях и организациях, с которыми заключили индивидуальные договора о целевой контрактной подготовке.
Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка, которая выставляются в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. Критерии оценивания даны в Приложении 8.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Виды производственной (профессиональной) практики
Этапность проведения практики по данной специальности характеризуется распределением ее по видам. Все виды практики с одной стороны логически взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели. С другой стороны - каждый вид практики имеет конкретную задачу и особенности ее содержания.
Этапы и виды производственной (профессиональной практики по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет приведены в таблице.
Индекс | Этапы и виды практики | Количество недель |
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика | |
ПП.01 | Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) | |
ПП.01.01 | Ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету | |
ПП.01.02 | Практика по компьютерным технологиям | |
ПП.02 | Практика по профилю специальности | |
ПП.03 | Стажировка |
ЭТАП. ПРАКТИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ (УЧЕБНАЯ)
В соответствии с Государственными требованиями по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) направлена на закрепление и расширение теоретических знаний в области математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, развитие аналитических способностей обучающихся, получение первичных профессиональных умений по бухгалтерскому учету.
Планирование и организация учебной практики предусматривают работу студентов по следующим направлениям:
- организация работы, с нормативными документами, законодательными актами, инструкциями внутреннего пользования, регламентирующими работу бухгалтерской службы;
- овладение практическими приемами проведения анализа отдельных сторон деятельности организации, предприятия;
- отработка умений исполнения служебных бухгалтерских документов в соответствии с современными нормами документоведения;
- формирование навыков работы с компьютерной техникой, используемой в сфере организации бухгалтерского учета и отчетности;
- сбор материалов для выполнения курсовых работ в соответствии с рабочими учебными планами.
Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебная) по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет подразделяется на 2 вида:
01.01 - ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету;
01.02 - практика по компьютерным технологиям.
СОДЕРЖАНИЕ
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ
Вводный инструктаж
Постановка целей, задач, времени и места прохождения учебной практики; знакомство с руководителями практики; инструктаж по ведению дневника практики, оформлению и защите отчета по практике; организационные вопросы прохождения практики; проведение инструктажа по технике безопасности и противопожарной безопасности.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Отчет о прохождении ознакомительной учебной практики составляется в печатном варианте по результатам самостоятельной работы студента по изучению документов предприятия, организации, по анализу отдельных показателей их деятельности.
Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом. Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.
В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на предприятии, в организации, где проходила практика, а также дано описание отдельных видов деятельности организации, предприятия согласно программе практики. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.
Приложение к отчету состоит из копии документов, расчетов и описаний с использованием таблиц, схем, бланков и т.д. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)
СТРУКТУРА ОТЧЕТА
1. Титульный лист (приложение 1)
2. План-график (приложение 2)
3. Содержание (с указанием номеров страниц каждой темы)
4. Отчет (по темам)
5. Приложения (пронумерованные копии документов, схемы, таблицы и т.п.)
6. Характеристика от предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Вводный инструктаж
Ознакомление с целями и задачами практики; инструктаж по технике безопасности при работе на персональных компьютерах во время прохождения практики; организационные вопросы.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА ПО КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРАКТИКЕ
- подготовка в соответствии с программой пакета документов с заданной информацией
- заполнение плана-графика практики
- оформить титульный лист, приложить заполненный план-график и сформированный пакет документов в папку-скоросшиватель по учебной практике.
Сдать оформленный должным образом отчет секретарю колледжа для регистрации.
2 ЭТАП. ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Практика по профилю специальности является завершающим этапом профессиональной подготовки студентов в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет и направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной организации, на приобретение практического опыта в сфере бухгалтерской деятельности.
Основными задачами практики по профилю специальности 080110 являются:
- развитие профессионального мышления;
- приобретение умений и навыков по составлению и обработке бухгалтерской документации по всем разделам учета;
- отработка умений работы с нормативно-инструктивной базой ведения бухгалтерского учета и обработки учетных данных на персональных компьютерах;
- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности бухгалтера;
Практика по профилю специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» обеспечивает дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в области бухгалтерского учета, прививает студентам навыки самостоятельной работы по избранной профессии.
СТРУКТУРА ОТЧЕТА
По материалам практики по профилю специальности студент оформляет отчет, который должен включать:
1. титульный лист (приложение 4)
2. план-график (приложение 5)
3. содержание
4. описания и расчеты по каждому разделу индивидуального задания;
5. Приложение - оформленную отчетную документацию (первичные документы, учетные регистры, документы отчетности) и выведенные на печать результаты бухгалтерских расчетов на компьютере.
6. Характеристика от предприятия
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом (приложение 2). Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.
В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на предприятии, в организации, где проходила практика. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.
Приложение к отчету состоит из оформленной отчетной документации (первичные документы, учетные регистры, документы отчетности) и выведенных на печать результатов бухгалтерских расчетов на компьютере. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)
Итогом практики по профилю специальности является оценка, которая выставляется руководителем практики от колледжа на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения им отчета, а также характеристики от организации.
СОДЕРЖАНИЕ
Вводный инструктаж
Ознакомление с целями и задачами практики; организационные вопросы.
ЭТАП. СТАЖИРОВКА
Стажировка по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет проводится на завершающем этапе подготовки бухгалтера после освоения программы теоретического и практического обучения и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных Государственными требованиями.
По специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень), студенты проходят стажировку, в процессе которой выполняют функции бухгалтера и собирают материал по программе подготовки к междисциплинарному экзамену.
Стажировка проводится в структурных подразделениях предприятий, организаций, связанных с работой бухгалтера.
С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, в организации.
В результате прохождения стажировки студент должен уметь:
- составлять годовую отчетность предприятия, организации;
- производить расчеты, оформлять налоговые декларации по видам уплачиваемых налогов;
- анализировать хозяйственную деятельность предприятия, организации за отчетный период;
Форма отчетности по стажировке - отчет, который должен состоять из:
- форм годовой отчетности;
- налоговых деклараций по видам налогов;
- таблиц расчета коэффициентов для анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Итогом практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения по результатам защиты с учетом характеристики от организации.
Студенты, не выполнившие программу стажировки, не допускаются к итоговой государственной аттестации; им выдается академическая справка установленного образца.
СТРУКТУРА ОТЧЕТА
По материалам стажировки студент оформляет отчет, который должен включать:
1. титульный лист (приложение 6)
2. план-график (приложение 7)
3. содержание
4. описания и расчеты по каждой теме практики;
5. Приложение – формы годовой отчетности, налоговые декларации, таблицы по АФХД.
6. Характеристика от предприятия
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА
Отчет сшивается в папку-скоросшиватель с титульным листом (приложение 2). Отчет печатается шрифтом Times New Roman 14пт с полуторным интервалом на листах формата А4 (поля: слева – 3 см, справа – 1 см, остальные – по 2 см). Страницы отчета должны быть пронумерованы (за исключением титульного листа и содержания), нумерация – вверху страницы по центру.
В отчете должна быть отражена конкретная работа студента на предприятии, в организации, где проходила практика. Должны быть сделаны в тексте отчета ссылки на приложения.
Приложение к отчету состоит из форм годовой отчетности, налоговых деклараций и расчетов по АФХД. Все приложения должны быть пронумерованы (Приложение 1, Приложение 2 и т.д.)
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Вводный инструктаж
Постановка целей и задач практики; организационные вопросы.
Тема 1.
а) Общая характеристика предприятия, организации
Составить характеристику предприятия, организации:
- отраслевая принадлежность;
- ассортимент выпускаемой продукции;
- производственная и управленческая структура;
- организация учета;
- учредительные документы.
б) Описание учетной политики, применяемой на предприятии, в организации
Описать учетную политику, применяемую на предприятии, в организации, обращая внимание на следующие моменты:
- организация бухгалтерского учета (организационная форма построения бухгалтерии);
- выборы формы бухгалтерского учета;
- определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и расчетов;
- порядок начисления износа по основным средствам и нематериальным активам;
- порядок списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;
- стоимостной предел отнесения предметов к основным средствам;
- выбор варианта синтетического учета производственных запасов и готовой продукции;
- выбор способа группировки и списания затрат на производство;
- сроки погашения расходов будущих периодов;
- метод определения выручки от реализации продукции;
- создание резервов по сомнительным долгам;
- создание прочих резервов.
в) Годовая бухгалтерская отчетность:
- составление форм отчетности на основании Главной книги (фф. №1, 2, 3, 4, 5);
- оформление расчетных документов на компьютере с помощью имеющихся бухгалтерских программ: вывести на печать все необходимые данные для годовой отчетности предприятия, организации.
Тема 2. Налоговый учет
Используя отчетность предприятия:
- рассчитать налоги, составить бухгалтерские проводки и заполнить налоговые декларации с учетом особенностей исчисления налогов на данном предприятии, в организации;
- с помощью программ автоматизации учета подготовить документацию по налогообложению предприятия, организации.
Пермский филиал МЭСИ
ПРАКТИКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ (УЧЕБНАЯ)
в __________________________________________________
(название организации, предприятия)
по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Исполнитель:
Студент гр. ____________
__________________
(фамилия, и.о.)
Руководитель:
Преподаватель
Марченко О.В.__________
(фамилия, и.о.)
Пермь 2008
Приложение 2
ПЛАН - ГРАФИК
ПЛАН - ГРАФИК
Пермский филиал МЭСИ
ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
в __________________________________________________
(название организации, предприятия)
по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Исполнитель:
Студент гр. ____________
__________________
(фамилия, и.о.)
Руководитель:
Преподаватель
Марченко О.В.__________
(фамилия, и.о.)
Пермь 2008
Приложение 5
ПЛАН - ГРАФИК
ПРАКТИКИ ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
(4 недели)
№ | Наименование тем практики | Кол-во часов | Оценка | Подпись руководителя |
Вводный инструктаж | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Учетная политика предприятия, организации (общее знакомство) Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций Учет материально-производственных запасов Учет основных средств и нематериальных активов Учет труда и заработной платы Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции Учет готовой продукции и ее реализации Учет финансовых вложений Учет валютных операций Учет финансовых результатов хозяйственной деятельности Бухгалтерская отчетность предприятия, организации | |||
Оформление отчета | ||||
ИТОГО |
Приложение 6
Пермский филиал МЭСИ
СТАЖИРОВКА
в __________________________________________________
(название организации, предприятия)
по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Исполнитель:
Студент гр. ____________
__________________
(фамилия, и.о.)
Руководитель:
Преподаватель
Марченко О.В.__________
(фамилия, и.о.)
Пермь 2008
Приложение 7
ПЛАН – ГРАФИК
РЕЦЕНЗИЯ
на отчет попрактике «____________________________________________________________»
(необходимое подчеркнуть)
студента группы ____________________ ПФ МЭСИ
специальность___________
___________________________________________________________________________________
(ф.и.о.)
- Соответствие содержания плану-графику___________________________________________
(да, нет)
- Самостоятельность выполнения ___________________________________________________
(да, нет)
- Соответствие установленным срокам выполнения ___________________________________
(да, нет)
- Грамотность____________________________________________________________________
(да, нет)
- Оформление работы (правильность, аккуратность)___________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Полнота изложения вопросов_____________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
- Замечания и рекомендации
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оценка ________________________________________________________________
Преподаватель ___________________ /О.В.Марченко/
«____»________________200__г.
Организация практики
В соответствии с рабочим учебным планом и Государственным образовательным стандартом производственная (профессиональная) практика по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (базовый уровень) предусматривает следующие этапы:
ПП.01 | Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) |
ПП.01.01 | Ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету |
ПП.01.02 | Практика по компьютерным технологиям |
ПП.02 | Практика по профилю специальности |
ПП.03 | Стажировка |
Организация практики на всех этапах направлена на:
– выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с характером специальности и присваиваемой квалификацией;
– непрерывность, комплексность, последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики, предусматривающей логическую взаимосвязь и сочетание теоретического и практического обучения, преемственность всех этапов практики.
Студенты производственную (профессиональную) практику проходят на предприятиях и организациях, с которыми заключили индивидуальные договора о целевой контрактной подготовке.
Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка, которая выставляются в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. Критерии оценивания даны в Приложении 8.
Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Виды производственной (профессиональной) практики
Этапность проведения практики по данной специальности характеризуется распределением ее по видам. Все виды практики с одной стороны логически взаимосвязаны между собой и подчинены общей цели. С другой стороны - каждый вид практики имеет конкретную задачу и особенности ее содержания.
Этапы и виды производственной (профессиональной практики по специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет приведены в таблице.
Индекс | Этапы и виды практики | Количество недель |
ПП.00 | Производственная (профессиональная) практика | |
ПП.01 | Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная) | |
ПП.01.01 | Ознакомительная учебная практика по бухгалтерскому учету | |
ПП.01.02 | Практика по компьютерным технологиям | |
ПП.02 | Практика по профилю специальности | |
ПП.03 | Стажировка |