Равенство величины стоимости хозяйственных средств и их источников является аксиомой.
Предметом бухгалтерского учета является стоимостной кругооборот (движение) хозяйственных средств в процессе расширенного воспроизводства и их состояние на определенную дату.
Метод бухгалтерского учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых познается и обобщается предмет бухгалтерского учета, обеспечиваются достоверные учетные показатели и тем самым достигаются цели бухгалтерского учета в целом.
К элементам метода бухгалтерского учета относятся:
· первичное наблюдение (информационное обеспечение), реализуемое за счет документирования и инвентиризации;
· стоимостное измерение, реализуемое за счет оценки и калькуляции;
· группировка и систематизация информации, осуществляемые при использовании бухгалтерских счетов и двойной записи;
· полное, комплексное обобщение информации, достигаемое при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности и, в частности, бухгалтерского баланса.
1. Документация — способ сплошного непрерывного наблюдения за фактами хозяйственной деятельности организации и их регистрации в специальных носителях информации — документах.
Информация о хозяйственных операциях принимается к бухгалтерскому учету только в случае ее отражения в правильно оформленных первичных учетных документах. ФЗ №402 разрешает организациям самостоятельно разрабатывать формы первичных документов с обязательным включением в них следующих реквизитов:
-наименование документа;
-дата составления документа;
-наименование организации, от имени которой составлен документ;
-содержание хозяйственной операции;
-измерители хозяйственной операции;
-наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, их личные подписи с расшифровкой.
Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания. Перечень лиц, уполномоченных на подписание первичных учетных документов, утверждается руководителем организации.
Создание, передача и хранение документов осуществляются в соответствии с графиком документооборота, разрабатываемым и утверждаемым в каждой организации.
Изъятие первичных документов из организации допускается только в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
2. Инвентаризация — периодическая проверка имущества и обязательств организации с целью подтверждения их наличия, состояния и оценки.
Инвентаризация обеспечивает достоверность данных, отражаемых в бухгалтерском учете и отчетности, а также обеспечивает контроль за сохранностью и состоянием имущества и обязательств организации.
Порядок проведения инвентаризаций в организации — их периодичность и сроки проведения, перечень инвентаризируемых объектов — определяется руководителем организации, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных законодательством:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества и обязательств, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октябри отчётного года);
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
• при реорганизации или ликвидации организации;
• в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок проведения инвентаризаций конкретных видов имущества и обязательств и оформления ее результатов регламентируется Минфином России в специальных методических указаниях.
3. Оценка— способ выражения хозяйственных средств и хозяйственных операций в денежном измерении.
В целях обеспечения сопоставимости показателя деятельности различных организаций, а также показателей деятельности одной организации за разные отчетные периоды применяются единые методы оценки, установленные законодательными и нормативными правовыми актами.
Опенка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путём суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества, полученного безвозмездно, — по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, — по стоимости его изготовления.
Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ (ЦБ РФ) на дату совершения операции.
4. Калькулирование— способ денежного измерения произведенных организацией расходов и исчисления себестоимость произведенной продукции (работ, услуг).
5. Счета бухгалтерского учета — способ систематизации информации о состоянии и движении экономически однородных видов хозяйственных средств и источников их образования посредством их вторичной регистрации в специальных регистрах.
Информация об изменении хозяйственных средств и источников их образования под воздействием хозяйственных операций регистрируется на счетах бухгалтерского учета методом двойной записи, при котором каждая операция записывается в одной и той же величине дважды на двух счетах бухгалтерского учета.
Использование счетов бухгалтерского учета и двойной записи позволяет раскрыть экономическую сущность конкретных операций, существующие между отдельными операциями взаимосвязи и этой основе сформировать модель реального кругооборота хозяйственных средств организации.
6.Бухгалтерская (финансовая) отчетность — способ периодического обобщения данных текущего учета и формирования на этой основе единой системы взаимосвязанных показателей об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности за определенный период времени в едином денежном измерении.
В бухгалтерском учете отчетность рассматривается как заключительный метод всего учетного цикла, обобщающий учетную информацию в специальных отчетных таблицах для ее передачи заинтересованным пользователям. Основным составным элементом бухгалтерской отчетности является бухгалтерский баланс как самостоятельный метод бухгалтерского учета.