Повышение технического уровня по учету расчетов с персоналом по оплате труда
Вся первичная документация и сводные отчеты практически основываются на компьютерном учете с учетом современных стандартов построения документации, учитывая возникновение рыночных отношений. Документы также должны быть удобными для обработки, работы и дальнейших записей в учетные регистры.
Грамотный выбор программного продукта – основной и важнейший этап улучшения эффективности бухгалтерского учета. По причине того, что бухгалтерский учет в ИП Адамова О.П.компьютеризирован, ручной работы намного меньше, но для увеличения производительности бухгалтерии было предложено следующее программное обеспечение:
- Программа «Налогоплательщик»
- В перспективе программный комплекс 1С «Зарплата и кадры 8.0».
Рассмотрим, экономически выгодны ли эти программы для предприятия и смогут ли окупиться расходы по установке.
Программа «Налогоплательщик» позволяет наиболее быстро сформировать данные по НДФЛ, что позволяет во время и без задержек осуществлять выдачу заработной платы. На рисунке 2 представим схему налогового учета с использованием этой программы.
Рис. 2 Схема программного обеспечения «Налогоплательщик»
Рассмотрим в таблице 8 смету разовых затрат по установке и внедрению программного комплекса «Налогоплательщик».
Таблица 8. Сумма затрат при внедрении программы
Смета расходов | Сумма |
Затраты на установку программы «Налогоплательщик» | 6000,00 |
Расходы на обслуживание программы | 3850,00 |
Итого: | 9850,00 |
В дальнейшем нам необходимо показать экономию рабочего времени после установки данного программного комплекса. Насколько будут снижены затраты в человеко-часах. В таблице 9 представлены расходы рабочего времени до автоматизации и после внедрения данного проекта.
Таблица 9. Экономия рабочего времени при внедрении программы
Вид расходов | До автоматизации | После автоматизации (проект) |
Затраты рабочего времени на формирование и сдачу отчетности по НДФЛ, чел/ч в год | ||
Обработка первичных документов и отработанного времени, чел/часов | ||
Аналитический учет по оплате труда чел/ч | ||
Формирование регистров налогового учета | ||
Формирование налоговой отчетности | ||
Исправление ошибок | ||
Итого в чел/ч: |
Экономия рабочего времени чел/часов в год = 444 – 359 = 85 ч/ч
Оплата 1 чел/часов = 90 руб.
Экономия ФОТ в год = 90*85 = 7650 руб.
Также добавим значимость автоматизации передачи данных налоговых деклараций через Интернет ресурсы.
В таблице 10 представим расходы которые организация несла до автоматизации, и как могли бы сократиться затраты как в человеко- часах, так и в рублях.
Таблица 10. Экономия затрат при использовании Интернет ресурсов
Вид расходов | До автоматизации | После автоматизации |
Затраты рабочего времени на формирование и сдачу отчетности по НДФЛ и налогу на прибыль ч/ч в год. | ||
ГСМ, руб. в год | 1800,00 | - |
Почтовые расходы, руб. в год | 1700,00 | - |
Итого в ч/ч: | ||
Итого в рублях: | - |
Происходит значительное сокращение затрат как в человеко-часах, так и в денежной форме.
Также необходимо отметить еще один программный комплекс 1С «Зарплата и кадры 8.0» по учету рабочего времени, который может позволить не только сокращение рабочего времени, но и значительно меньшее привлечение людей по ведению порядка на работе, то есть трудовой дисциплине. Это помощник кадровика, руководителя, работников службы безопасности и некоторых прочих работников компании. Доступный, понятный и удобный интерфейс, точность учета рабочего времени, легкость в эксплуатации, надежность контроля доступа, быстрая окупаемость, достоверность и оперативность создания отчетов. В таблице 11 представлены назначения и функции данной программы.
Таблица 11.
Характеристики программы 1С «Зарплата и кадры 8.0»
Показатель | Описание |
Назначение | Учет рабочего времени, контроль и анализ рациональности его применения, разграничение физического доступа в помещения и здания. |
Функции | Идентификация сотрудников компании Регистрация при входе и уходе с работы Информация руководства о присутствующих а офисе Учет Контроль доступа в здание, сохранность сотрудников Обмен данными с 1С:предприятие |
Отличие от аналогов | 1. Высокая точность, предельная простота, и максимальная скорость 2. Подробная информация о работнике в его личной карте учета 3. Автоматизация всех процедур учета рабочего времени 4. Обмен данными с 1С. 5. Разнообразные отчеты, табели, (включая форму Т-13) их графическое представление 5. Оперативная информация предоставляемая в режиме «on-line» 6. регистрация приходов и уходов 7. Возможность применять с территориальным разделением структуры 8. Низкая стоимость комплекта (до 25 человек 15 тыс. руб. на неограниченное количество 20 туб.руб.) |
Достоинства | Точность учета рабочего времени в результате идентификации определенного работника. Создание базы доказательств при нарушении дисциплины. Разветвление возможности для анализа трудовой деятельности, распределение нагрузки, определение трудозатрат и рентабельности проектов. |
Сравним в таблице 12 годовые затраты, связанные с использованием данной программы и затраты до внедрения данного проекта.
Таблица 12. Затраты учета рабочего времени до и после внедрения программы 1С «Зарплата и кадры 8.0»
С программой 1С «Зарплата и кадры 8.0» | Без программы 1С «Зарплата и кадры 8.0» |
1. Учет рабочего времени, руб. в год | |
540 ч/ч * 105 руб. в час = 56700 руб. | 768 ч/ч * 105 руб. = 80640 руб |
2. Формирование отчетов, табелей и их графическое представление, руб. | |
110 ч/ч * 105 руб. в час = 11550 руб. | 192 ч/ч * 105 руб. в час = 20160 руб. |
3. Передача данных в 1С предприятие | |
6 ч/ч * 105 руб. в час = 630 руб. | 12 ч/ч * 105 руб. в час = 1260 руб. |
4. Регистрация посещения работников | |
1,5 ч/ч * 80 руб. в час = 120 руб. | 2 ч/ч * 80 руб. в час = 160 руб. |
5. Информация предоставляемая в режиме он-лайн | |
6000 руб. | - |
Итого: 69000 руб. | Итого: 102220 руб. |
Годовая экономия = 102220 руб. – 69000 руб. = 33220 руб.
Разовые затраты при внедрении программы равны:
1. Приобретение программы 20000 руб.
2. Установка программы 10000 руб.
3. Подключение интернет 2000 руб.
Общие затраты = 20000 + 10000 + 2000 = 32000 руб.
В течении одного года программа 1С «Зарплата и кадры 8.0» окупится организации с экономией в размере 1220 руб.
Объединим предложенные мероприятия в общей таблице 13 с представленным расчетом общих затрат и общего эффекта от вложенных в проекты денежных средств.
По данным таблицы мы видим, что общие затраты на внедрение мероприятий составляют 41 850 руб. При этом мы получаем эффект от мероприятий в размере 122 610 руб.
Таблица 13. Мероприятия по совершенствованию учета расчетов с персоналом по оплате труда в коммерческой организации.
Содержание мероприятия | Затраты на мероприятие | Эффект от мероприятия |
Программный проект «Налогоплательщик» | 9 850 руб. | 7 650 руб. в год 22 950 руб. за 3 года |
Программный комплекс «1С. Зарплата и кадры» | 32 000 руб. | 33 220 руб. в год 99 660 руб. за 3 года |
Итого: | 41 850 руб. | 122 610 руб. |
Рекомендации по организации бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
В силу внедрения каких-либо информационных нововведений на предприятии необходимо отметить и некоторые изменения в синтетическом и аналитическом учете.
В соответствии с пунктом 72 ПБУ компания может создать резерв на оплату отпусков.
Учетной политикой ИП Адамова О.П.было не предусмотрено создание резерва на оплату отпусков. Наше предложение заключается во внесении в Учетную политику общества пункта, предусматривающего создание резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.
Прежде чем включить пункт о создании резерва в Учетную политику, необходимо разобраться в том, как создать резерв, как произвести выплату за счет созданного резерва, как отразить в налоговом и бухгалтерском учете.
Налоговое законодательство дает возможность налогоплательщикам самостоятельно регулировать суммы рассчитываемого налога на прибыль при помощи резервов. Создавая резерв, компания увеличивает в текущем налоговом или отчетном периоде свои расходы для целей налогообложения с помощью переноса уплаты части налога на прибыль на будущее. Создание данного резерва регламентируется пунктом 1 – 5 статьей 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Создание резерва на оплату будущих отпусков и оплата отпусков в текущем году производится параллельно, в одно и то же время может осуществляться как исчисление средств в резерв, так и выплата отпускных. Важность и потребность в формировании такого резерва предопределена тем, что пик отпускных выплат приходится на летние месяцы, и с целью, чтобы предостеречь от необоснованного и резкого увеличения себестоимости продукции, размер предполагаемых отпускных на год делят на 12 месяцев. Достаточно допустима и реальна ситуация, когда все отпускные выплаты за текущий год уже осуществлены, а резерв на оплату отпусков до сих пор начисляется до 31 декабря текущего года.
Начисление резерва производится бухгалтерской записью ежемесячно:
Дебет счета 44 «Расходы на продажу»,
Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов»
При создании резерва необходимо также учитывать суммы страховых взносов, начисляемые на оплату труда.
Начисление отпускных за счет созданного резерва:
Дебет счета 96 «резервы предстоящих расходов»,
Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Начисление сумм по социальному страхованию:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»,
Кредит счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
В конце отчетного года суммы излишне начисленных резервов присоединяются к финансовому результату записью:
Дебет счета 96 «Резервы предстоящих расходов»,
Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Также компании можно рекомендовать применение комиссионной системы оплаты труда. Существует множество разновидностей комиссионной формы оплаты труда, увязывающих оплату труда работников с результативностью их деятельности. Выбор конкретного метода зависит от того, какие цели преследует организация, а также от особенностей реализуемого товара, специфики рынка и других факторов.
Например, если организация стремится к максимальному увеличению общего объема продаж, то, как правило, устанавливаются комиссионные в виде фиксированного процента от объема реализации.
Если организация имеет несколько видов продукции и заинтересована в усиленном продвижении одного из них, то она может устанавливать более высокий комиссионный процент для этого вида изделий.
Если организация стремится увеличить загрузку производственных мощностей, то необходимо ориентировать работников на реализацию максимального количества единиц продукции, для чего может быть установлена фиксированная денежная сумма за каждую проданную единицу продукции.
Для обеспечения стабильной работы всей организации оплата труда сотрудников отдела реализации может производиться в виде фиксированного процента от базовой заработной платы при выполнении плана по реализации.
Например, менеджеру по продажам ИП Адамова О.П. Максимову А.Н. заработная плата установлена в размере 25% от стоимости проданной им продукции.
В сентябре отчетного года Максимов реализовал продукцию на сумму 75 000 руб. Заработная плата Максимова за сентябрь отчетного года составит:
75 000 руб. × 25% = 18 750 руб.
Работнику также может быть установлен минимальный размер оплаты труда, который выплачивается независимо от количества проданной продукции (товаров, работ, услуг).
Минимальный заработок работника устанавливается в трудовом договоре.
Например, менеджеру по продажам ИП Адамова О.П. Максимову А.Н. заработная плата установлена в размере 25% от стоимости проданной им продукции.
В сентябре отчетного года Максимов реализовал продукцию на сумму 7500 руб. При этом минимальная заработная плата, установленная в его трудовом договоре, составляет 10 000 руб.
Заработная плата Максимова за сентябрь отчетного года составит:
7500 руб. × 25% = 1875 руб.
Так как заработок работника ниже, чем установленный договором, Максимову выплачивается 10 000 руб.
Комиссионная форма оплаты труда штатных сотрудников — далеко не идеальный способ вознаграждения за труд, но, судя по существующему практическому опыту, все же более эффективный, чем фиксированный оклад. По крайней мере, это побуждает сотрудников лучше работать благодаря повышению мотивации и увеличению осведомленности о деятельности компании в целом. К недостаткам такого способа можно отнести более трудоемкий подсчет суммы выплат и непостоянный размер ежемесячного заработка.
Заключение
Учет заработной платы и труда считается одним из самых трудоемких участков бухгалтерии. Для большинства людей оплата труда представляет собой главный источник получения дохода. Исходя из этого, стоит отметить, что вопросы, которые связаны с оплатой труда (формой начисления, ее величиной и выплатой и прочие), считаются самыми актуальными как для работодателей, так и для сотрудников. Учет заработной платы и труда по достоинству занимает во всей системе учета в компании одно из важнейших мест.
Данная дипломная работа состоит из трех глав:
- Теоретические вопросы учета расчетов с сотрудниками по заработной плате;
- Учет расчетов с сотрудниками ИП Адамова О.П.по заработной плате;
- Мероприятия по совершенствованию системы учета расчетов с сотрудниками по заработной плате в ИП Адамова О.П.
В первой главе дана общая характеристика оплаты труда и рассмотрены следующие вопросы: нормативно-правовое регламентирование учета расчетов с сотрудниками по заработной плате, сущность оплаты труда, виды, формы и системы, какие корреспонденции счетов используют при проведении расчетах с сотрудниками компании.
Во второй главе данной работы дана характеристика организации учета расчетов по заработной плате в компании. Подробно рассмотрено документальное оформление и учет использования рабочего времени, какими проводками отражается начисление и выдача заработной платы работникам, порядок исчисления отпусков, больничных, выплат за условия, отличные от нормальных, а также описывается, какие существуют удержания из заработной платы работников и как они оформляются. Проводится факторный анализ фонда оплаты труда.
В третьей главе предложены мероприятия технического и организационного характера по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии.
При изучении деятельности и рассмотрении практического материала ИП Адамова О.П отметим следующее.
Проведя исследование организации учета заработной платы в компании, стоит отметить, что учет производится полностью автоматизированным способом обработки данных в бухгалтерии, в частности главным бухгалтером.
В ИП Адамова О.П.применяется повременно-премиальная система исчисления заработной платы. Производятся выплаты за работу по совместительству, сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни. При расчете оплаты труда применяется районный коэффициент в размере 15%. Также в компании используются периодические премии за перевыполнение или выполнение планов.
Оплата труда сотрудникам перечисляется 2 раза в месяц и в установленный срок. Из начисленной заработной платы сотрудников производят удержания ранее выданного аванса, налога на доходы физических лиц, а также невозвращенных вовремя неиспользованных подотчетных сумм. Синтетический учет расчетов с сотрудниками по заработной плате осуществляется на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», откуда все данные заносятся в журнал-ордер по кредиту счету 70. Данный журнал-ордер заполняется на компьютере, затем, данные из него переносятся в Главную книгу и в бухгалтерский баланс.
Поэтому состояние бухгалтерского учета оплаты труда на предприятии в целом признано положительным. Четко поставленный бухгалтерский учет затрат на оплату труда позволит избежать ошибок в определении сумм к начислению, неверного отражения бухгалтерского учета и определения налогооблагаемой базы.
Трудовые отношения в организации осуществляются на основании заключенных трудовых договоров, как и положено по трудовому законодательству; финансово-хозяйственные операции по учету труда и заработной платы в ИП Адамова О.П.оформляются и учитываются должным образом, в соответствии с нормативно-правовыми документами. К их числу относятся Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы, федеральные законы, указы Президента и т.д. В соответствии с ними на предприятии определяют формы и системы оплаты труда, порядок ее начисления и выплаты, минимальный размер оплаты труда, различные отчисления и удержания из заработной платы.
На основании анализа деятельности компании разработаны и предложены следующие мероприятия по совершенствованию учета расчетов с персоналом по оплате труда: использование более совершенных программных продуктов по учету труда и заработной платы, т.е. программ «Налогоплательщик» и 1С «Зарплата и кадры».
Установка и внедрение программного комплекса «Налогоплательщик» приведет к единовременным затратам в сумме 39000 руб., однако это позволит сократить затраты рабочего времени на 85 человеко-часов, и следовательно, уменьшить годовой фонд оплаты труда на 76500 руб.
Также добавим значимость автоматизации передачи данных налоговых деклараций через Интернет ресурсы, что позволит сократить расходы на 3500 руб.
Также необходимо отметить еще один программный комплекс 1С «Зарплата и кадры» по учету рабочего времени, который может позволить не только сокращение рабочего времени, но и значительно меньшее привлечение людей по ведению порядка на работе, то есть трудовой дисциплине. Его назначение - учет рабочего времени, анализ и контроль эффективности его использования, разграничение физического доступа в здания и помещения. При внедрении программных продуктов предприятию необходимо понести разовые затраты в размере 9850 рублей, в результате чего экономия затрат рабочего времени будет составлять 85 ч/ч в год.
Общие затраты на приобретение и установку программы составят 22000 руб., однако это повлечет за собой снижение фонда оплаты труда на 33220 руб. за счет сокращения рабочего времени бухгалтеров.
На основании указанных выводов разработаны и предложены следующие мероприятия по совершенствованию учета расчетов с персоналом по оплате труда на предприятии:
1. Использование более совершенных программных продуктов по учету труда и заработной платы, т.е программы «Налогоплательщик» и 1С «Зарплата и кадры».
2. Применение комиссионной оплаты труда менеджеров компании.
3. Создание резервов на оплату отпусков.
При создании предприятием резервов для предстоящих расходов, организация увеличивает в текущем отчетном или налоговом периоде свои расходы для целей налогообложения путем переноса уплаты части налога на прибыль на будущее. Возможность создания резервов предусмотрена и в налоговом законодательстве, и в законодательстве о бухгалтерском учете.
Также можно сделать вывод, что применение комиссионной формы оплаты труда штатных сотрудников — далеко не идеальный способ вознаграждения за труд, но, судя по существующему практическому опыту, все же более эффективный, чем фиксированный оклад. По крайней мере, это побуждает сотрудников лучше работать благодаря повышению мотивации и увеличению осведомленности о деятельности компании в целом. К недостаткам такого способа можно отнести более трудоемкий подсчет суммы выплат и непостоянный размер ежемесячного заработка.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г (ред. от 28.12.2013).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.05.2014).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014).
5. Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» (ред. от 02.04.2014).
6. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19.06.2000г. (ред. от 02.12.2013).
7. Постановление Правительства № 922 от 24 декабря 2008 года «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (ред. от 11.11.2009).
8. Постановление Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
9. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 27.11.2007г. № 156н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 от 06.10.2008г. № 106н.
11. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (ред. от 08.11.2010).
12. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства: Приказ Минфина Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 64н.
Специальная научная литература:
13. Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработной платы: Учебник. – М.: ИНФРА М, 2009. – 222 с.
14. Абрамов М.А. «О налогах, заработной плате и экономическом росте» // Вопросы экономики, №5. 2011, с.33-37.
15. Бухгалтерский учет. / Под ред. Проф. Ю.А. Бабаева – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2012. – 392 с.
16. Вахрушина М.А. «Бухгалтерский управленческий учет». – М.: Амега-Л, 2011. – 419с.
17. Веселова Т., Маренков Н. Бухгалтерский учет. Финансовая отчетность предприятий. Практическое пособие. - М.: Изд-во: ТК Велби, 2012. - 352 с.
18. Вешунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Самоучитель по бухгалтерскому и налоговому учету-4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 520 с.
19. Власова В. М. Первичные документы — основа бухгалтерской отчетности. - 3-е изд.перераб. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 400 с.
20. Власова В.М. Бухгалтерский учет в торговле. - М: ИНФРА, 2010. – 587с.
21. Волков Д. Л. Финансовый учет: теория, практика, отчетность организации: Учеб.пособие. - СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2009. - 640 с.
22. Воробьева Е.В. Заработная плата-практическое пособие для бухгалтера. - М.: «Экономика и жизнь».2012.-592с.
23. Газарян А.В., Соболева Г.В. Современная практика расчета заработной платы/Газарян А.В.//Бухгалтерский учет.–2011. - № 4. с.142-196.
24. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность. – М.: Экзамен, 2009. – 627с.
25. Громова А.Ю., Пашкина И.Н., Рыхлова Е.А. Оптовая и розничная торговля. Бухучет и налогообложение. - М.: Дашков и Ко, 2012. – 345с.
26. Гусева Т. М., Шеина Т. Н. Самоучитель по бухгалтерскому учету. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 512с.
27. Гуккаева В.Б. Торговые операции неспециализированных организаций: правила торговли, бухгалтерский учет и налогообложение. - М.: Налоговый вестник, 2011.-384с.
28. Жуков, А. Л. Регулирование заработной платы в соглашениях и коллективных договорах : учеб.пособие для студентов вузов / А. Л. Жуков. – М.: МИК, 2009. - 230 с.
29. Захарьин В.Р. Заработная плата в коммерческих организациях и бюджетных учреждениях: учебно-практич. пособие. – М.: Проспект. 2009.-656 с.
30. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: Юрист, 2011. – 413с.
31. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. – М.: ИНФРА-М, 2010. -516 с.
32. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. – М., 2011 – 552 с.
33. Климова М.А. Бухгалтерский учет: пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. – М.: Бератор-Пресс. 2009. – с. 26.
34. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2010.
35. Мейскин М.С., ПошерстникН.В.Заработная плата в современных условиях,-13-е изд.-Спб,: «Издательский дом Герда»,2008.-528с.
36. Минцев С.С. Учет расчетов по оплате труда/ С.С. Минцев. – М.: Бух.учет. – 2011. – 312 с.
37. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: А-Приор,2013.-352с.
38. Никитин В.Ю. Заработная плата: бухгалтерские, налоговые и правовые аспекты / В.Ю Никитин. - Изд. 8-е, перераб. и доп. – М.:Гросс Медиа: РОСБУХ, 2008. – 256 с.
39. Новодворский В. Д., Пономарева Л. В. Бухгалтерская отчетность организации: Учеб.пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Изд-во "Бухгалтерский учет", 2009.- 376 с.
40. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский учет на малых предприятиях : учеб. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект,2009.-296 с.
41. Палий В. Ф. Современный бухгалтерский учет. - М: Изд - во «Бухгалтерский учет»,2009. - 792 с.
42. Рамазанов А.Д. Учет расчетов по оплате труда/ А.Д. Рамазанов. – М.: Бух.учет. – 2010. – 312 с.
43. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие – 7-е изд. испр.- Новое издание, 2010. – 704 с.
44. Тепляков А.Б. 11000 бухгалтерских проводок (с комментариями). – М.: ГроссМедиа РОСБУХ, 2010. – 739с.
45. Тумасян Р.З. Бухгалтерский учет: Учебник / Р.З. Тумасян. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Омега-Л, 2010. – 888 с.
46. Челюбеева Р.Т. Бухгалтерский учет товарных операций в оптовой и розничной торговле. – М.: Дашков и К, 2012. – 395с.
Интернет-ресурсы:
47. http://www.glavbukh.ru/ Официальный сайт журнала «Главбух» (юридические аспекты деятельности и организации работы бухгалтерии, рекомендации по формированию учетной политики и отчетности предприятия, изменения нормативной базы бухгалтерского учета)
48. http://www.berator.ru/pb/ Журнал «Практическая бухгалтерия» (советы опытных бухгалтеров по организации учета, возможности по упрощению работы бухгалтерии)
49. http://www.1gl.ru/ «Система Главбух» (архив журнала «Главбух», электронная база рекомендаций по оптимизации бухгалтерского учета, постоянно обновляющаяся нормативная база бухгалтерского учета и налогообложения)
50. http://www.buhgalteria.ru/ Сайт для бухгалтеров (экономический словарь, форум для бухгалтеров, бухгалтерские новости, статьи, касающиеся изменений в бухгалтерском учете)
51. http://www.consultant.ru/search/ Официальный сайт компании «Консультант Плюс» (обзор законодательства, финансовые консультации, календарь бухгалтера, актуальная справочная информация по вопросам бухгалтерского учета)
52. http://www.garant.ru/ Информационно-правовой портал (аналитические статьи по вопросам бухгалтерского учета, правовые консультации, интернет-конференции, нормативные документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации)