Краткая экономическая характеристика компании
Объектом исследования дипломной работы является торговое предприятие, полное наименование которого Индивидуального предпринимателя Адамова О.П.
Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля продовольственными товарами.
Индивидуальный предприниматель ИП Адамова О.П. начала свою деятельность в 2005 году, с момента получения Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе. В соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организация создана без ограничения срока, но может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с действующим законодательством.
Структура управления ИП Адамова О.П. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура управления ИП Адамова О.П.
Управление ИП Адамова О.П. осуществляет сам предприниматель. Он утверждает все документы, принимает решения по текущей деятельности предприятия, контролирует выполнение планов, а также различных мероприятий. Его решения распространяются на всех работников предприятия.
Руководителями второго уровня на предприятии являются коммерческий директор и главный бухгалтер.
Главный бухгалтер – формирует учетную политику предприятия, ведет бухгалтерский учет, своевременно представляет полную и достоверную бухгалтерскую отчетность. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств, участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов.
Коммерческий директор на предприятии решает вопросы коммерческого характера, то есть связанные с закупом, хранением и сбытом и продукции. Под его руководством находится склад и отдел закупок.
Отдел (служба) закупок является функционально обособленным подразделением ИП Адамова О.П.. Отдел закупок включает в себя менеджера, экспедитора и водителя. К основным функциональным обязанностям отдела закупок относятся:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Для этого отдел закупок получает информацию от старшего продавца. Расчет средств на приобретение материальных ресурсов производится на основании данных бухгалтерии и информации, предоставленной поставщиками.
2. Поиск, анализ данных, выбор поставщиков. Это важная функция отдела закупок включает тщательное исследование рынка поставщиков по интересующей продукции, поиск наиболее квалифицированных поставщиков, предоставление необходимых услуг до и после продажи.
3. Заключение договоров и контроль исполнения.
4. Получение материальных ресурсов (товаров).
5. Проверка поступающей продукции и подтверждение качества.
Основное назначение склада – это концентрация товарных запасов. Прием и контроль качества за поступившими товарами возложены на кладовщика. Кладовщик находится в подчинении начальника склада.
Кладовщик осуществляет работу ту по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей, по их размещению с учетом наиболее рационального использования складских площадей, облегчения и ускорения поиска необходимых материалов, инвентаря и т.п.; обеспечивает сохранность складируемых товарно-материальных ценностей; соблюдает правила и порядок хранения и складирования ТМЦ.
Деятельность торгового отдела регулируют старшие продавцы. Торговый отдел также включает в себя продавцов-кассиров и продавцов-консультантов. Помощники занимаются выкладкой товаров. На следующем этапе представим экономические показатели работы ИП Адамова О.П.
Таблица 1
Экономические показатели работы ИП Адамова О.П.(тыс. руб.)
Показатель | 2011 год | 2012 год | 2013 год | Изменение 2013 от 2011 год | Изменение 2013 от 2012 года | ||
Абсолютное изменение | Темп роста, % | Абсолютное изменение | Темп роста, % | ||||
Товарооборот | 242,50 | 162,07 | |||||
Стоимость покупных товаров | 314,50 | 173,93 | |||||
Валовый доход | 143,10 | 134,30 | |||||
Издержки обращения | 212,10 | 120,26 | |||||
Чистая прибыль | -284 | 85,70 | 143,52 |
Анализ финансовых результатов работы ИП Адамова О.П. свидетельствует о положительной динамике. Товарооборот увеличился в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 13980 тыс. рублей и по сравнению с 2012 годом на 9111 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2014 года составил 23789 тыс. рублей.
В качестве негативной динамики следует отметить то, что товарооборот увеличился в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 63 %, в то время как стоимость покупных товаров увеличилась на 74 %. Негативная динамика в том, что товарооборот растет более низкими темпами, чем стоимость покупных товаров.
Помимо этого отмечается значительное увеличение стоимости покупных товаров – в 2013году по сравнению с 2012 годом на 7 605 тыс. руб, а 2013 году по сравнению с 2011 годом на 12 203 тыс.руб.
Также имеет место увеличение издержек обращения в 2013году по сравнению с 2012 годом на 524 тыс. руб, а 2013 году по сравнению с 2011 годом на 1644 тыс.руб.
Необходимо отметить уменьшение чистой прибыли в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 284 тыс. рублей. В 2013 году ситуацию ИП Адамова О.П. удалось исправить, однако чистая прибыль не достигла уровня 2012 года и по состоянию на 01.01.2014 года составила 1705 тыс. рублей. Уменьшение чистой прибыли связано с ростом издержек обращения.
2.2. Документальное оформление учета расчетов с персоналом по оплате труда
Документальное оформление всех этапов движения сотрудников: перевод на иную работу, прием на работу, нахождение в командировке, отпуске, увольнение с работы, осуществляется согласно первичной учетной документации по учету трудовой деятельности и заработной платы, составляемой в программе «1С: Предприятие 8.0».
Для учета операций по учету труда в ИП Адамова О.П.применяются также унифицированные формы первичных документов, сформированные и закрепленные Постановлением Госкомстата Российской Федерации № 1 от 05.01.2004г.
При проведении расчетов по заработной плате с работниками предприятия используются такие виды первичной учетной документации, как рассмотренные в таблице 2 (утвержденные постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г.№1)[8].
Таблица 2
Первичные документы для расчетов по оплате труда
№ формы | Название формы |
Форма Т-1 | Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу |
Форма Т-2 | Личная карточка работника |
Форма Т-3 | Штатное расписание |
Форма Т-4 | Учетная карточка научного, научно-педагогического работника |
Форма Т-5 | Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу |
Форма Т-6 | Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику |
Форма Т-7 | График отпусков |
Форма Т-8 | Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) |
Форма Т-9 | Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку |
Форма Т-10 | Командировочное удостоверение |
Форма Т-11 | Приказ (распоряжение) о поощрении работника |
Форма Т-12 | Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда |
Форма Т-13 | Табель учета рабочего времени |
Форма Т-49 | Расчетно-платежная ведомость |
Форма Т-51 | Расчетная ведомость |
Форма Т-53 | Платежная ведомость |
Форма Т-53а | Журнал регистрации платежных ведомостей |
Форма Т-54 | Лицевой счет |
Форма Т-60 | Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику |
Форма Т-61 | Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) |
Форма Т-73 | Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы |
Прием на работу, выбытие и перемещение отражается в бухгалтерии. При учете и оформлении прибывших на работу новых сотрудников в компании применяют приказ (распоряжение) о приеме на работу (Форма Т-1). Приказы оформляются сотрудником бухгалтерии в соответствии с заключенным трудовым договором в единственном экземпляре. В трудовом договоре определяются условия работы в компании, обязанности и права сторон. Приказ содержит в себе такую информацию, как - профессия (должность), наименование структурного подразделения, испытательный срок, характер предстоящей работы (в порядке перевода из другой организации, по совместительству, для временной замены отсутствующего сотрудника, для осуществления некоторой работы и прочее) и условия приема на работу. В последующем данный приказ с подписью руководителя отдают вновь принятому сотруднику компании. В случае, когда сотрудник оформляется на работу первый раз, то на базе приказа о приеме на работу оформляется трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Далее на базе приказа создается запись в трудовой книжке, каждому отдельному работнику присваивается табельный номер, заполняется его лицевой счет и личная карточка. В дальнейшем табельный номер проставляется в первичных документах и служит в качестве кода сотрудника при обработке документации с помощью вычислительной техники [20,139].
В бухгалтерии компании на каждого отдельного сотрудника оформляется также личная карточка сотрудника (форма № Т-2) на базе трудовой книжки, приказа о приеме на работу, военного билета, паспорта, документа об окончании учебного заведения, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и прочих документов, которые определены законом, а также сведений, которые сообщил о себе сам сотрудник. В дальнейшем в личную карточку добавляются данные о изменении тарифной ставки, перемещениях сотрудника, повышении квалификации и прочее.
Информация о названиях структурных подразделений компании, должностях (профессиях) работников, количестве штатных единиц, надбавках и окладах содержатся в штатном расписании (Форма Т-3), утвержденном приказом руководителя компании.
В период осуществления трудовой деятельности в компании сотрудник в связи с возникшей производственной необходимостью может быть переведен на иную работу из одного в другое структурное подразделение. Для учета и оформления перевода сотрудника на иную работу применяется распоряжение (приказ) о переводе этого сотрудника на иную работу (Форма Т-5). Он заполняется сотрудником бухгалтерской службы, подписываются руководителем или уполномоченным им лицом. На базе такого приказа производятся отметки в лицевом счете, личной карточке, осуществляется запись в трудовую книжку[16,141].
В процессе оформлении отпусков, которые предоставляются сотруднику компании согласно законодательству, коллективному договору, используют распоряжение (приказ) о предоставлении отпуска сотруднику (Форма Т-6). Приказы о предоставлении отпуска оформляются бухгалтером, визируются руководителем и ознакомляются сотрудником под расписку. В соответствии с приказом делаются отметки в лицевом счете сотрудника, после чего осуществляется исчисление оплаты труда, полагающейся за отпуск.
Отпуска предоставляются сотрудникам согласно утвержденному в компании графиком отпусков (Форма Т-7), предназначенному для отражения данных о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков сотрудникам компании на календарный год по месяцам. График отпусков представляет собой свободный график, который составляется с учетом действующего законодательства, особенностями деятельности компании и пожелания сотрудника. График отпусков подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем компании. При переносе срока отпуска на другое время по согласованию руководителя и работника в график отпусков вносятся определенные поправки [21,144].
С целью учета и оформления увольнения сотрудника используют распоряжение (приказ) о прекращении действия трудового контракта (договора) с сотрудником компании (Форма Т-8). Такие приказы оформляются работником бухгалтерии, визируются руководителем и ознакомляются сотрудника под расписку. На базе приказа произвождится запись в лицевом счете, личной карточке, трудовой книжки, после чего осуществляется окончательный расчет с сотрудниками.
При направлении сотрудника в командировку оформляется приказ о направлении в командировку (Форма Т-9), служебное задание для направления в командировку, командировочное удостоверение (Форма Т-10) и отчет о его выполнении задания. Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку оформляется сотрудником бухгалтерии и визируется руководителем. В нем содержатся инициалы и фамилии сотрудников, структурное подразделение, должности (профессии) командируемых, цели, места и время командировок, а также источники оплаты сумм командировочных расходов и прочие условия направления в командировку.
Командировочное удостоверение (Форма Т-10) признается документом, которое удостоверяет период нахождения сотрудника в служебной командировке. Формируется и распечатывается в одном экземпляре работником бухгалтерии на базе распоряжения о направлении в командировку. В каждом пункте назначения имеются отметки о времени выбытия и прибытия, которые визируются подписью уполномоченного должностного лица и закрепляются печатью.
Служебное задание для направления в командировку сотрудника и отчет о его выполнении визируются начальником подразделения, в котором осуществляет свою деятельность командируемый сотрудник, утверждаются руководителем компании и отправляются в бухгалтерию компании для последующего оформления приказа о направлении в командировку. Лицом, прибывшим из командировки, оформляется краткий отчет о выполненной работе, который согласовывается с начальником структурного подразделения и передается в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом, в котором показаны список документов, которые подтверждают понесенные расходы (транспортные документы, квитанции, счета, чеки) и суммы затрат по ним.
При оформлении поощрений за успехи в работе применяется приказ (распоряжение) о поощрении работника (Форма Т-11). Он составляется на основании представления руководителя структурного подразделения организации, в котором трудится работник. Приказ подписывается руководителем организации и объявляется работнику под расписку. На основании приказа вносится соответствующая запись в трудовую книжку работника.
Для учета рабочего времени и контроля трудовой дисциплины используется табель учета рабочего времени (Форма № Т-13). Руководство компании табельного учета делегировано на бухгалтерскую службу. В начале месяца формируется табель учета рабочего времени, который оформляется в одном экземпляре. В него включается перечень сотрудников, каждому из которых присваивается конкретный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Суть табельного учета состоит в ежедневной регистрации явки сотрудников на работу, всех случаев неявок и опозданий с указанием их причин, а также часов ночной работы, простоя и часов сверхурочной работы. Отметку о неявках или опозданиях делают в табеле на основании соответствующих документов (например, справок о вызове в военкомат, суд, листов о временной нетрудоспособности и др.), которые работники сдают бухгалтеру[25,313].
С целью учета расчетов с сотрудниками по оплате труда на ИП Адамова О.П.в бухгалтерской программе «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8.0» используются следующие первичные документы: лицевой счет, налоговая карточка, расчетная ведомость, платежная ведомость, журнал регистрации платежных ведомостей и расчетный листок. Они содержат все соответствующие реквизиты унифицированных форм первичных документов. В лицевых счетах, открываемых в программе на каждого работника, происходит расчет заработной платы. Данные в лицевые счета и налоговые карточки вносятся ежемесячно на основании табеля учета рабочего времени, исполнительных листов, листков нетрудоспособности. Лицевые счета, являясь регистрами аналитического учета, служат основанием для заполнения расчетной и платежной ведомостей, составляемых на каждое структурное подразделение.
Начисление налога на доходы физических лиц по каждому работнику отражается в «Налоговой карточке по учету доходов и налога на доходы физических лиц» Форма № 1-НДФЛ нарастающим итогом с начала года. В нее заносятся данные о полученных доходах, суммы налоговых вычетов, суммы исчисленного налога по каждому доходу, суммы налоговых льгот, на основе которых автоматически производится расчет суммы налога и нарастающим итогом составляется налоговая декларация. Налоговая карточка не хранится в программе как готовый документ, а формируется каждый раз по запросу пользователей, в этой связи по окончании налогового периода она выводится на бумажный носитель и подписывается лицом, ответственным за ее ведение. Налоговая карточка Формы № 2-НДФЛ содержит сведения о начисленных и удержанных суммах доходов и налога и выдается работникам при увольнении[27,127].
В расчетной ведомости указываются отдел, табельные номера, должности работников, включаются все расчеты по формированию сумм начисленной и удержанной заработной платы, а также сумм, предназначающихся выплате сотрудникам за выполненную ими работу. Платежную ведомость (Приложение 6) применяют лишь для непосредственной выплаты заработной платы. В ней содержится следующая информация - фамилии и инициалы сотрудников, их табельные номера, суммы к выдаче и расписку в получении заработной платы. Заработную плату выплачивают напрямую из кассы компании в течение трех дней. На сумму полученной заработной платы оформляется единый расходный кассовый ордер, номер и дата которого ставится на последней странице платежной ведомости. В платежной ведомости по завершении срока выплаты заработной платы рядом с фамилией сотрудника, не получивших ее, производится отметка «Депонировано», составляется реестр заработной платы, которая не была выдана. В конце ведомости указываются суммы фактически выплаченной и депонированной заработной платы. Остатки не выданной в срок заработной платы по истечении трех дней перечисляют в банк на расчетный счет.
Журнал регистрации платежных ведомостей применяется для учета и регистрации платежных ведомостей по произведенным выплатам работникам организации.
При привлечении работников со стороны для выполнения конкретных работ заключается договор гражданско-правового характера. Для оформления и учета приемки-сдачи выполненных работ используют акт о приемке работ, выполненных по трудовому договору (контракту), заключенному на время выполнения определенной работы (Форма № Т-73). Акт может применяться по трудовым и гражданско-правовым договорам. В акте указывают наименования выполненных работ, суммы оплаты за выполненные работы, суммы аванса и предоплаты и общая сумма к выплате. Составляется акт работником, ответственным за приемку выполненных работ, утверждается руководителем или уполномоченным лицом и передается в бухгалтерию для расчета и выплаты причитающейся суммы.[33,284]