Вопрос 1. Организация и виды финансового контроля в Российской Федерации.
Под финансовым контролем понимается - система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий экономического субъекта; одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране собственности, правильному использованию бюджетных, заемных и собственных средств, помогающие выявить нарушения финансовой дисциплины. Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности производства, соблюдению законности в распределении получаемых доходов, максимальной реализации социальных гарантий гражданам Российской Федерации. С помощью контроля осуществляется непрерывное сопоставление фактического состояния хозяйственной деятельности с ее заданными параметрами; определяются отклонения от нормального течения хозяйственных процессов.
Основными задачами финансово-хозяйственного контроля являются:
1. Обеспечение соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
2. Правильность ведения бухгалтерского и налогового учетов.
3. Правильность составления и исполнения бюджета.
4. Проверка состояния и эффективности использования финансовых,
материальных и трудовых ресурсов.
5. Обеспечение валютно-финансовой дисциплины.
В настоящее время система финансово-хозяйственного контроля в Российской Федерации включает в себя следующие организации:
‑ Счетная палата - которая является высшим, органом государственного контроля. Она осуществляет контроль за расходной частью бюджета.
‑ Налоговое ведомство, которое ведет контроль за доходной частью бюджета.
‑ Контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах, которые ведут детальный контроль за правильностью расходования бюджетных средств, проверяют законность совершаемых хозяйственных операций.
1) Независимый аудиторский контроль (внешний аудит) Проводит проверку на договорной основе отчетных данных, законности совершаемых операций и осуществляет оказание консультационных услуг.
2) Службы внутреннего аудита. Осуществляют самоконтроль за уровнем расходов, доходов, рентабельностью, выявляют резервы экономической деятельности предприятий.
Система финансово-хозяйственного контроля состоит из двух главнейших звеньев:
1. Внешнего контроля, который осуществляется государственными органами и независимыми аудиторскими службами.
2. Внутреннего контроля, который осуществляется непосредственно на самом предприятии (фирме, корпорации) его собственными экономическими службами (аудиторами, ревизорами, бухгалтерами).
Внешний финансовый контроль обеспечивает полноту поступления в бюджет налоговых платежёй способствует выявлению злоупотреблений и преступлений, приносящих ущерб имущество и государству в целом.
Служба государственного контроля в РФ подразделяется на:
‑ Ведомственный, осуществляемый министерствами и ведомствами;
‑ Вневедомственный, который проводят ЦБ России; налоговая инспекция; МВД и т.д.
По времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:
1) Предварительный; 2) Текущий; 3) Последующий.
1. Предварительный контроль осуществляется до производства хозяйственных операций с тем, чтобы предотвратить совершение незаконных или экономически нецелесообразных операций, Он осуществляется органами государственного управления руководителями предприятий, финансовыми органами, вышестоящими организациями.
2. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных операций и реализуется в основном фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он проводится руководством, экономической службой и другими управленческими подразделениями.
3. Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операции в форме проведения различных контрольных действий. Данный вид контроля может быть:
а) документальным (анализ отчетности предприятий, проводимый экономическими службами вышестоящих организаций, налоговыми инспекциями, аудиторскими службами);
б) фактическим (среди приемов фактического контроля наиболее часто используются следующие виды: инвентаризация, контрольный обмер, контрольный запуск сырья в производство, проведение лабораторных анализов и внесудебных экспертиз);
в) комбинированным, т.е. документально-фактическим.
Наиболее действенной формой комбинированного последующего финансового контроля является документальная ревизия.