Краткий словарь бухгалтерской терминологии
Аваль — поручительство по векселю, сделанное третьим лицом в виде особой гарантийной записи. Поручитель несет солидарную ответственность с должником.
Авизо — извещение одного предприятия (учреждения, организации) другому об изменениях в состоянии взаимных расчетов, о переводе денег, посылке товаров или расчетов с другими лицами.
Аккредитив — вид банковского счета.
Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение на определенную дату.
Акцепт — согласие на предложение заключить договор на условиях, содержащихся в нем, без внесения каких либо изменений; при безналичных расчетах — согласие покупателя на оплату счета поставщика.
Акцептовать — принять счет к платежу, дать согласие на оплату счета поставщика.
Акциз — вид косвенного налога, включаемого в цену товара и оплачиваемого покупателем. Им облагаются товары (работы, услуги), имеющие по своей специфике монопольно высокие цены и устойчивый спрос.
Аудит — предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
Амортизационные отчисления — начисления по установленным нормам амортизации основных средств.
Амортизация основных средств — постепенное изнашивание основных фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенос их стоимости по мере износа на изготовленную продукцию.
Аналитический учет — учет в детализированных показателях (в денежном, а в необходимых случаях в натуральном выражении).
Баланс — способ группировки и обобщенного отражения средств предприятия в денежном выражении по их видам и источникам образования на определенную дату.
Балансовые счета — счета бухучета, показатели которых отражены в бухгалтерском балансе.
Безакцептовая оплата счетов — оплата счетов поставщиков без акцепта.
Безнадежные долги — задолженность, взыскать которую невозможно.
Бесспорное взыскание — списание средств с расчетного (текущего) счета без согласия его владельца.
Бестоварные счета — счета (платежные требования), по которым фактически не было отгрузки (отпуска) товаров или оказания услуг.
Бланк — форма документа, отпечатанная в типографии с включением необходимых реквизитов.
Бонификация — скидка с цены или надбавка к цене в случаях ее несоответствия качеству, предусмотренному в договоре.
Бухгалтер — специалист по бухучету, служащий, наделенный определенными правами и обязанностями в области учета и контроля.
Бухгалтерия — структурное подразделение организации, осуществляющее бухучет и отчетность.
Бухгалтерская проводка — оформление корреспонденции счетов и суммы хозяйственной операции.
Бухгалтерские книги — вид учетных регистров синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерский архив — совокупность документов и учетных регистров за прошлые отчетные периоды.
Бухгалтерский документ — письменное свидетельство (доказательство) факта совершения и содержания хозяйственной операции или право на ее совершение.
Бухгалтерский учет—упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бюджет — сумма, смета поступления и расходования средств государством за определенный срок.
Бюджетные учреждения и организации — учреждения и организации непроизводственной среды (образования, здравоохранения, науки, культуры, государственного управления, обороны и т.д.)
Валовая продукция — вся продукция, произведенная за определенный период.
Валовой доход — часть валовой продукции, созданная вновь вложенным (живым) трудом участников производства.
Валюта — денежная единица страны.
Валюта баланса — сумма (итог) бухгалтерского баланса.
Ваучер — поручитель, расписка, ручательство.
Вексель — вид ценной бумаги, денежное обязательство.
Ведомость — первичный документ или учетный регистр (может быть свободным документом).
Вспомогательная ведомость — учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах.
Вспомогательное производство — производство, предназначенное для обслуживания основного производства (ремонтные работы, перевозка грузов, подача воды и т.д.).
Вспомогательные материалы — предметы труда, не составляющие основы изготовляемого продукта, а содействующие производственному процессу (смазочные, обтирочные и другие материалы).
Выпущенный капитал — часть номинального капитала, на которую выпущены акции.
Выписки из счетов предприятий и учреждений в Банке России — документы, выдаваемые учреждениями Банка России предприятиям и отражающие движение денежных средств на расчетных, текущих и ссудных счетах.
Главная книга — учетный регистр, предназначенный для синтетического учета.
Двойная запись — способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах: в дебете одного и кредите другого счета в равной сумме.
Дебет (должен) — левая часть счета бухучета.
Дебиторы — предприятия или лица, имеющие задолженность данному предприятию.
Деньги — особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обменивающийся на любой из них; выполняет роль всеобщего эквивалента товаров.
Депозиты — средства, временно хранящиеся в данном учреждении и принадлежащие другим учреждениям или лицам.
Депонент — предприятие (организация, учреждение) или лицо, средства которого временно хранятся (находятся) в данном предприятии.
Дефляция — изъятие из оборота части избыточных денег.
Дивиденд — чистая прибыль, доход акционеров, подлежащий распределению и выплате акционерам.
Дилер — юридическое или физическое лицо, являющееся посредником при сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты; в отличие от брокера действует, как правило, от своего имени и за свой счет.
Дисконт — процент, взимаемый банками при учете векселей (учетный процент).
Документ — письменное доказательство, свидетельство; бухгалтерский документ — письменное подтверждение на право совершения или действительного совершения хозяйственной операции, ее законченности и хозяйственной целесообразности.
Документальная ревизия — вид последующего документального контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (учреждения, организации), а также система контрольных мероприятий по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций.
Документация — оформление хозяйственных операций документами.
Документооборот — движение документов в учетном процессе с момента их составления до сдачи в архив.
Документальная бухгалтерская проводка — способ исправления ошибок в учетных документах.
Журнал-главная — разновидность мемориальной формы бухучета; в ней ведется синтетический учет.
Журналы-ордера — учетные регистры хронологической регистрации, синтетического и в ряде случаев аналитического учета.
Журнально-ордерная форма учета — одна из установленных и традиционно используемых форм бухучета.
Забалансовые счета — счета бухучета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. На них учитываются товарно-материальные ценности, временно находящиеся у предприятия и принадлежащие другим предприятиям.
Заключение счетов — заключительные записи в счетах после завершения годового цикла бухучета.
Заключительный бухгалтерский баланс — бухгалтерский баланс на 1января.
Закрытие счетов — записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо.
Издержки обращения — расходы на обслуживание обращения товаров.
Издержки производства — сумма затрат на производство товаров.
Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их изнашивания (физический износ) или старения (моральный износ).
Иммобилизация оборотных средств — использование оборотных средств не по их целевому назначению.
Индоссамент — передаточная надпись на векселях, чеках и некоторых других ценных бумагах.
Инкассатор — кассир, должностное лицо, принимающее деньги от организаций для сдачи их в банк.
Инвентаризация — способ периодической проверки соответствия наличия хозяйственных средств данным бухучета.
Инкассо — получение денег от должника путем предъявления ему платежных документов.
Калькуляция — способ группировки затрат и определения стоимости продукции или выполненных работ.
Клиринг — система безналичных расчетов путем зачетов взаимных требований и обязательств.
Коммерческий акт — документ, определяющий недостачу, порчу, хищение груза при железнодорожных перевозках.
Контокоррентный счет — единый текущий и ссудный счет, открываемый банком клиенту.
Корреспонденция счетов — взаимосвязь между счетами бухучета при регистрации хозяйственных операций способом двойной записи.
Кредит — правая часть счета бухучета.
Кредиторы— физические или юридические лица, которым предприятия (граждане) задолжали денежные средства.
Кредит-нота — извещение одной стороны другой о записи в кредит последней операционной суммы.
Лимит — ограничение, предел, предельное количество или предельная норма чего-либо.
Лицевой счет — счет аналитического учета.
Маркетинг — всестороннее изучение состояния и перспектив развития рынка.
Мемориальный ордер — документ, в котором отражается бухгалтерская проводка.
Метод бухучета — способ познания и отражения предмета бухучета.
Накладная — первичный разовый документ по учету товарно-материальных ценностей.
Накладные расходы — расходы по управлению и обслуживанию производства.
Наряд — комбинированный учетный документ: в нем содержится задание (распоряжение) и подтверждение объема выполненных работ.
Неотфактурованные поставки — поступление грузов без счетов поставщиков.
Нетто — масса товара без упаковки, т.е. его чистый вес; цена товара за вычетом определенных скидок.
Оборотные ведомости — способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухучета.
Обороты по счетам — итоги записей по дебету и кредиту счетов бухучета; называются дебетовыми или кредитовыми.
Обработка документов — подготовка документов для записи в учетные регистры.
Оправдательные документы — бухгалтерские документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственной операции.
Отвлеченные средства — средства, которые не участвуют в обороте предприятия, а отвлечены на другие цели (отчислены в бюджет, в специальные фонды и т.д.)
Открытие счетов — запись названия счета и его сальдо.
Оферта — предложение заключить договор.
Пассив — правая часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия.
План счетов бухучета — систематизированный перечень счетов бухучета.
Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика банку о списании с его расчетного счета и зачислении на счет получателя определенной суммы денежных средств.
Платежное требование — расчетный документ, который подтверждает приказ поставщика банку перечислить ему соответствующую сумму со счета плательщика за отгруженные товары, выполненную работу или оказанные услуги.
Подотчетные суммы — суммы, выданные авансом подотчетным лицам на предстоящие расходы.
Простая система бухучета — система учета без двойной записи.
Распорядитель кредитов — руководитель предприятия, организации, учреждения, в распоряжении которого выделяются средства из государственного бюджета.
Расчетный счет в банке — счет предприятия в банке для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов.
Реквизиты документов — обязательные сведения в документах (договорах, счетах, накладных и т.п.), отсутствие которых лишает документы юридической силы.
Сальдо — остаток по счету бухучета.
Синтетический учет — учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении.
Стагфляция— состояние экономики, в котором сочетаются застой (стагнация) и обесценивание денег (инфляция).
Сторно — один из способов исправления счетных ошибок.
Судебно-бухгалтерская экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследования бухгалтерских документов и учетных регистров и дачи заключения экспертом по вопросам, которые поставлены судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Счет-фактура— документ, выписываемый поставщиком на отгруженную или проданную продукцию, а также за выполненные работы и услуги.
Счета бухучета — способ текущего учета хозяйственной деятельности.
Уставный фонд — источник основных и собственных оборотных средств государственного предприятия, выделенных ему для нормальной производственной деятельности.
Устойчивые пассивы — постоянная задолженность предприятия, вытекающая из существующего порядка расчетов и платежей.
Учет— наблюдение, измерение и регистрация количества и качества социально-экономических сторон жизни общества.
Учетный процесс — осуществление учетных работ в определенной последовательности и системе.
Франшиза— часть убытков, не подлежащая страхованию.
Форма бухучета — строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.
Хозяйственные операции — действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении их источников.
Цена — денежное выражение стоимости товара.
Чек — документ, по которому выдаются наличные деньги со счетов в банке или при помощи которого производятся безналичные расчеты.
Эмиссия — выпуск бумажных денег и ценных бумаг.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА