Краткий словарь бухгалтерской терминологии

Аваль — поручительство по векселю, сделанное третьим лицом в виде особой гарантийной записи. Поручитель несет солидарную ответственность с должником.

Авизо — извещение одного предприятия (учреждения, организации) другому об изменениях в состоянии взаимных расчетов, о переводе денег, посылке товаров или расчетов с другими лицами.

Аккредитив — вид банковского счета.

Актив — часть бухгалтерского баланса, отражающая в денежном выражении средства предприятия, их состав и размещение на определенную дату.

Акцепт — согласие на предложение заключить договор на условиях, содержащихся в нем, без внесения каких либо изменений; при безналичных расчетах — согласие покупателя на оплату счета поставщика.

Акцептовать — принять счет к платежу, дать согласие на оплату счета поставщика.

Акциз — вид косвенного налога, включаемого в цену товара и оплачиваемого покупателем. Им облагаются товары (работы, услуги), имеющие по своей специфике монопольно высокие цены и устойчивый спрос.

Аудит — предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Амортизационные отчисления — начисления по установленным нормам амортизации основных средств.

Амортизация основных средств — постепенное изнашивание основных фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенос их стоимости по мере износа на изготовленную продукцию.

Аналитический учет — учет в детализированных показателях (в денежном, а в необходимых случаях в натуральном выражении).

Баланс — способ группировки и обобщенного отражения средств предприятия в денежном выражении по их видам и источникам образования на определенную дату.

Балансовые счета — счета бухучета, показатели которых отражены в бухгалтерском балансе.

Безакцептовая оплата счетов — оплата счетов поставщиков без акцепта.

Безнадежные долги — задолженность, взыскать которую невозможно.

Бесспорное взыскание — списание средств с расчетного (текущего) счета без согласия его владельца.

Бестоварные счета — счета (платежные требования), по которым фактически не было отгрузки (отпуска) товаров или оказания услуг.

Бланк — форма документа, отпечатанная в типографии с включением необходимых реквизитов.

Бонификация — скидка с цены или надбавка к цене в случаях ее несоответствия качеству, предусмотренному в договоре.

Бухгалтер — специалист по бухучету, служащий, наделенный определенными правами и обязанностями в области учета и контроля.

Бухгалтерия — структурное подразделение организации, осуществляющее бухучет и отчетность.

Бухгалтерская проводка — оформление корреспонденции счетов и суммы хозяйственной операции.

Бухгалтерские книги — вид учетных регистров синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерский архив — совокупность документов и учетных регистров за прошлые отчетные периоды.

Бухгалтерский документ — письменное свидетельство (доказательство) факта совершения и содержания хозяйственной операции или право на ее совершение.

Бухгалтерский учет—упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, не­прерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бюджет — сумма, смета поступления и расходования средств государством за определенный срок.

Бюджетные учреждения и организации — учреждения и организации непроизводственной среды (образования, здравоохранения, науки, культуры, государственного управления, обороны и т.д.)

Валовая продукция — вся продукция, произведенная за определенный период.

Валовой доход — часть валовой продукции, созданная вновь вложенным (живым) трудом участников производства.

Валюта — денежная единица страны.

Валюта баланса — сумма (итог) бухгалтерского баланса.

Ваучер — поручитель, расписка, ручательство.

Вексель — вид ценной бумаги, денежное обязательство.

Ведомость — первичный документ или учетный регистр (может быть свободным документом).

Вспомогательная ведомость — учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах.

Вспомогательное производство — производство, предназначенное для обслуживания основного производства (ремонтные работы, перевозка грузов, подача воды и т.д.).

Вспомогательные материалы — предметы труда, не составляющие основы изготовляемого продукта, а содействующие производственному процессу (смазочные, обтирочные и другие материалы).

Выпущенный капитал — часть номинального капитала, на которую выпущены акции.

Выписки из счетов предприятий и учреждений в Банке России — документы, выдаваемые учреждениями Банка России предприятиям и отражающие движение денежных средств на расчетных, текущих и ссудных счетах.

Главная книга — учетный регистр, предназначенный для синтетического учета.

Двойная запись — способ отражения каждой хозяйственной операции одновременно на двух взаимосвязанных (корреспондирующих) бухгалтерских счетах: в дебете одного и кредите другого счета в равной сумме.

Дебет (должен) — левая часть счета бухучета.

Дебиторы — предприятия или лица, имеющие задолженность данному предприятию.

Деньги — особый товар, выражающий стоимость всех других товаров и обменивающийся на любой из них; выполняет роль всеобщего эквивалента товаров.

Депозиты — средства, временно хранящиеся в данном учреждении и принадлежащие другим учреждениям или лицам.

Депонент — предприятие (организация, учреждение) или лицо, средства которого временно хранятся (находятся) в данном предприятии.

Дефляция — изъятие из оборота части избыточных денег.

Дивиденд — чистая прибыль, доход акционеров, подлежащий распределению и выплате акционерам.

Дилер — юридическое или физическое лицо, являющееся посредником при сделках купли-продажи товаров, ценных бумаг, валюты; в отличие от брокера действует, как правило, от своего имени и за свой счет.

Дисконт — процент, взимаемый банками при учете векселей (учетный процент).

Документ — письменное доказательство, свидетельство; бухгалтерский документ — письменное подтверждение на право совершения или действительного совершения хозяйственной операции, ее законченности и хозяйственной целесообразности.

Документальная ревизия — вид последующего документального контроля хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (учреждения, организации), а также система контрольных мероприятий по осуществлению документальной и фактической проверки производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций.

Документация — оформление хозяйственных операций документами.

Документооборот — движение документов в учетном процессе с момента их составления до сдачи в архив.

Документальная бухгалтерская проводка — способ исправления ошибок в учетных документах.

Журнал-главная — разновидность мемориальной формы бухучета; в ней ведется синтетический учет.

Журналы-ордера — учетные регистры хронологической регистрации, синтетического и в ряде случаев аналитического учета.

Журнально-ордерная форма учета — одна из установленных и традиционно используемых форм бухучета.

Забалансовые счета — счета бухучета, сальдо которых не входит в бухгалтерский баланс. На них учитываются товарно-материальные ценности, временно находящиеся у предприятия и принадлежащие другим предприятиям.

Заключение счетов — заключительные записи в счетах после завершения годового цикла бухучета.

Заключительный бухгалтерский баланс — бухгалтерский баланс на 1января.

Закрытие счетов — записи, после которых счета бухгалтерского учета не имеют сальдо.

Издержки обращения — расходы на обслуживание обращения товаров.

Издержки производства — сумма затрат на производство товаров.

Износ основных средств (фондов) — снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их изнашивания (физический износ) или старения (моральный износ).

Иммобилизация оборотных средств — использование оборотных средств не по их целевому назначению.

Индоссамент — передаточная надпись на векселях, чеках и некоторых других ценных бумагах.

Инкассатор — кассир, должностное лицо, принимающее деньги от организаций для сдачи их в банк.

Инвентаризация — способ периодической проверки соответствия наличия хозяйственных средств данным бухучета.

Инкассо — получение денег от должника путем предъявления ему платежных документов.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения стоимости продукции или выполненных работ.

Клиринг — система безналичных расчетов путем зачетов взаимных требований и обязательств.

Коммерческий акт — документ, определяющий недостачу, порчу, хищение груза при железнодорожных перевозках.

Контокоррентный счет — единый текущий и ссудный счет, открываемый банком клиенту.

Корреспонденция счетов — взаимосвязь между счетами бухучета при регистрации хозяйственных операций способом двойной записи.

Кредит — правая часть счета бухучета.

Кредиторы— физические или юридические лица, которым предприятия (граждане) задолжали денежные средства.

Кредит-нота — извещение одной стороны другой о записи в кредит последней операционной суммы.

Лимит — ограничение, предел, предельное количество или предельная норма чего-либо.

Лицевой счет — счет аналитического учета.

Маркетинг — всестороннее изучение состояния и перспектив развития рынка.

Мемориальный ордер — документ, в котором отражается бухгалтерская проводка.

Метод бухучета — способ познания и отражения предмета бухучета.

Накладная — первичный разовый документ по учету товарно-материальных ценностей.

Накладные расходы — расходы по управлению и обслуживанию производства.

Наряд — комбинированный учетный документ: в нем содержится задание (распоряжение) и подтверждение объема выполненных работ.

Неотфактурованные поставки — поступление грузов без счетов поставщиков.

Нетто — масса товара без упаковки, т.е. его чистый вес; цена товара за вычетом определенных скидок.

Оборотные ведомости — способ обобщения данных учетной регистрации в счетах бухучета.

Обороты по счетам — итоги записей по дебету и кредиту счетов бухучета; называются дебетовыми или кредитовыми.

Обработка документов — подготовка документов для записи в учетные регистры.

Оправдательные документы — бухгалтерские документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственной операции.

Отвлеченные средства — средства, которые не участвуют в обороте предприятия, а отвлечены на другие цели (отчислены в бюджет, в специальные фонды и т.д.)

Открытие счетов — запись названия счета и его сальдо.

Оферта — предложение заключить договор.

Пассив — правая часть бухгалтерского баланса, в которой показываются источники образования и назначения средств предприятия.

План счетов бухучета — систематизированный перечень счетов бухучета.

Платежное поручение — письменное распоряжение плательщика банку о списании с его расчетного счета и зачислении на счет получателя определенной суммы денежных средств.

Платежное требование — расчетный документ, который подтверждает приказ поставщика банку перечислить ему соответствующую сумму со счета плательщика за отгруженные товары, выполненную работу или оказанные услуги.

Подотчетные суммы — суммы, выданные авансом подотчетным лицам на предстоящие расходы.

Простая система бухучета — система учета без двойной записи.

Распорядитель кредитов — руководитель предприятия, организации, учреждения, в распоряжении которого выделяются средства из государственного бюджета.

Расчетный счет в банке — счет предприятия в банке для хранения денежных средств и производства безналичных расчетов.

Реквизиты документов — обязательные сведения в документах (договорах, счетах, накладных и т.п.), отсутствие которых лишает документы юридической силы.

Сальдо — остаток по счету бухучета.

Синтетический учет — учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении.

Стагфляция— состояние экономики, в котором сочетаются застой (стагнация) и обесценивание денег (инфляция).

Сторно — один из способов исправления счетных ошибок.

Судебно-бухгалтерская экспертиза — процессуальное действие, состоя­щее из проведения исследования бухгалтерских документов и учетных регистров и дачи заключения экспер­том по вопросам, которые поставлены судом, судьей, орга­ном дознания, лицом, производящим дознание следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, под­лежащих доказыванию по конкретному делу.

Счет-фактура— документ, выписываемый поставщиком на отгруженную или проданную продукцию, а также за выполненные работы и услуги.

Счета бухучета — способ текущего учета хозяйственной деятельности.

Уставный фонд — источник основных и собственных оборотных средств государственного предприятия, выделенных ему для нормальной производственной деятельности.

Устойчивые пассивы — постоянная задолженность предприятия, вытекающая из существующего порядка расчетов и платежей.

Учет— наблюдение, измерение и регистрация количества и качества социально-экономических сторон жизни общества.

Учетный процесс — осуществление учетных работ в определенной последовательности и системе.

Франшиза— часть убытков, не подлежащая страхованию.

Форма бухучета — строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации.

Хозяйственные операции — действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении их источников.

Цена — денежное выражение стоимости товара.

Чек — документ, по которому выдаются наличные деньги со счетов в банке или при помощи которого производятся безналичные расчеты.

Эмиссия — выпуск бумажных денег и ценных бумаг.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Наши рекомендации